Прокуратура Москвы предлагает упросить процедуру получения жилья для инвалидов-колясочников

Прокуратура Москвы направила в СПЧ предложения по совершенствованию федерального законодательства в части обеспечения прав инвалидов-колясочников на жилые помещения. Надзорный орган предлагает упростить процедуру получения жилья и предусмотреть в жилищном кодексе отдельное основание для признания инвалида нуждающимся в улучшении условий.

22 марта 2018

Прокуратура Москвы направила в Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека предложения по совершенствованию федерального законодательства в части обеспечения прав инвалидов-колясочников на жилые помещения.

По мнению ведомства, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о наличии следующих способов улучшение жилищных условий инвалидов-колясочников, путем предоставления жилых помещений в специализированном жилищном фонде: по договорам социального найма, мены и безвозмездного пользования.

Между тем при предоставлении такого жилья инвалидам возникают препятствия, в том числе из-за недостаточного правового регулирования, не позволяющие его получить. Так, по данным Департамента городского имущества г. Москвы на момент прокурорской проверки в декабре 2017 года специализированные жилые помещения получили 97 семей, имеющих в составе инвалидов - колясочников, из 292 такой семьи, состоящей на жилищном учете. Ресурс жилых помещений, специально оборудованных для инвалидов -колясочников, достаточный и составляет 233 квартиры, расположенные на первых этажах новостроек.

Постановлением Правительства Москвы от 24.05.2016 №271-ПП «Об организации предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений из жилищного фонда города Москвы» предусмотрено, что граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий либо учете нуждающихся в жилых помещениях в городе Москве и являющихся инвалидами, семьями, имеющими детей - инвалидов, со стойкими расстройствами функций опорно-двигательного аппарата, использующими кресла-коляски и которым в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее -программа) рекомендовано проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям программы, обеспечиваются жилыми помещениями, отвечающими требованиям программы, по договорам социального найма в соответствии с очередностью по дате принятия инвалида, использующего кресло-коляску, на жилищный учет.

В этом случае семья инвалида должна состоять на жилищном учете и соответственно быть признанной не только нуждающейся в улучшении жилищных условий, но и малоимущей по критериям, установленным Законами г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях". Кроме того, такое специально оборудованное жилье предоставляется всей семье, поэтому если члены семьи откажутся от его получения, исключительно инвалиду оно предоставлено быть не может.

В соответствии с пунктами 7, 8 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 №-901, при обращении граждан, страдающих заболеваниями опорно-двигательнОго» аппарата, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, которым в соответствии с их программами рекомендовано проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям программы, о замене жилого помещения на жилое помещение в специально построенных домах либо жилое помещение, отвечающее требованиям программы, замена занимаемого на праве собственности жилого помещения производится на равнозначное по площади и равноценное по стоимости жилое помещение по договору мены.

Преимущество данного варианта улучшения жилищных условий инвалида и его семья является не обязательная постановка на жилищный учет и признание семьи малоимущей.
Вместе с тем, квартиры, предназначенные для проживания инвалидов-колясочников, располагаются на первых этажах домов-новостроек, имеют конструктивные особенности в виде расширенных дверных проемов, поручней, специального подъемного оборудования, вследствие чего площадь таких жилых помещений значительно превосходит площадь занимаемых ими квартир, расположенных, как правило, в домах типовых серий сложившейся застройки города. Соответственно по стоимости они не равнозначны, а возможность доплаты за излишнюю площадь законодательством не предусмотрена.

Предоставление жилого помещений в специализированном жилищном фонде также будет поставлена в зависимость от согласия других сособственников занимаемого жилого помещения.
Более того для подбора равноценного по стоимости жилого помещения необходимо провести оценку не только предоставляемой из жилого фонда города специализированной квартиры, но, и оценку жилого помещения, принадлежащего инвалиду на праве собственности, что является дополнительным бременем по несению расходов на оплату услуг оценщика.

В соответствии со статьями 22, 40 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 специально оборудованное жилое помещения семье инвалида - колясочника также может быть предоставлено по договору безвозмездного пользования. При этом принадлежащее семье на праве собственности занимаемое жилое помещение подлежит безвозмездной передаче в собственность города Москвы.

В данном случае также не требуется признание семьи инвалида нуждающейся в улучшении жилищных условий и малоимущей. Вместе с тем необходимо согласие всех членов семьи на отказ от права собственности на ранее занимаемое жилое помещение, без получения которого предоставление жилья инвалиду в специально оборудованном жилом фонде невозможно.

Таким образом, во всех вышеперечисленных ситуациях законодательство требует согласие всех членов семьи на предоставление специализированного жилого помещения, а также исключает возможность его предоставления индивидуально инвалиду, который смог бы в этом случае отдельно проживать.

В сложившейся ситуации, на взгляд прокуратуры, единственным выходом является признание жилого помещения непригодным для проживания инвалида. В этом случае, во-первых, инвалид признается нуждающимся в улучшении жилищных условий независимо от учетной нормы площади жилого помещения и малоимущности, а во-вторых, обеспечивается жилым помещением, по сути, вне очереди, с возможностью съехать от других членов семьи и проживать отдельно в специализированном жилье.

С учетом изложенного надзорный орган предлагает для инвалидов - колясочников упростить процедуру получения жилья и предусмотреть в Жилищном кодексе Российской Федерации отдельное основание для признания инвалида нуждающимся в улучшении жилищных условий в виде предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда - при признании жилого помещения непригодным для проживания инвалида.