В СПЧ сочли явно коррупционным предложение вводить экзамены на ПДД при замене водительских удостоверений

Постоянная комиссии СПЧ по противодействию коррупции выступает с критикой предложений Союза автошкол Москвы о введении для водителей обязательных экзаменов при замене водительского удостоверения с истекшим сроком действия. По мнению правозащитников, данные предложения содержат как явные, так и скрытые коррупционные риски.

26 января 2018

Постоянная комиссия по гражданскому участию в противодействии коррупции и контролю за правоохранительными органами Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека выступает с критической позицией относительно предложения Союза Автошкол Москвы ввести для водителей обязательные экзамены при замене водительского удостоверения с истекшим сроком действия.

По мнению правозащитников, данные предложения содержат как явные, так и скрытые коррупционные риски. Экспертное заключение постоянной комиссии, в котором аргументируется позиция членов СПЧ, направлено председателю правления Союза автошкол Москвы и секретарю Общественной палаты Российской Федерации. 

 


ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по вопросу о введении обязательного теоретического экзамена на знание Правил дорожного движения при замене водительского удостоверения с истекшим сроком действи
я

На официальном интернет-сайте Союза Автошкол Москвы опубликована Резолюция III Конгресса автошкол России [1], состоявшегося 18 декабря 2017 г. в Общественной палате Российской Федерации. В тексте Резолюции предлагается ввести для водителей обязательные экзамены при замене водительского удостоверения с истекшим сроком действия. Такое предложение, по мнению авторов Резолюции, обусловлено тем, что ряд водителей получали водительское удостоверение в то время, когда экзаменационные требования к кандидатам в водители были ниже, чем сейчас, а уровень знаний, полученных в автошколе, с годами существенно снижается, а изменения в дорожном законодательстве и вовсе остаются вне поля зрения таких водителей.

Кроме того, в тексте Резолюции встречается предложение о введении ограничений для начинающих водителей и выдаче на первые два года временного водительского удостоверения с последующим обменом на постоянное, а также включение в перечень обязательных документов, которые водитель должен иметь с собой медицинской справки, подтверждающей отсутствие у него хронических заболеваний, препятствующих управлению транспортным средством.

В связи с тем, что указанные инициативы затрагивают права и свободы значительной части граждан, а также содержат как явные, так и скрытые коррупционные риски, полагаем необходимым дать настоящее экспертное заключение по существу указанных инициатив.

Во-первых следует отметить, что введение повторного тестирования после прохождения переподготовки и наличие некой временной дельты, в период которой автовладелец будет лишен возможности выезда на дороги общего пользования несомненно создаст искушение решить данную проблему путем дачи взятки инструктору (руководителю) автошколы за получение соответствующей справки без прохождения переобучения. Примером   такой   схемы   можно   считать прохождение ежегодного техосмотра - который, зачастую оформляют без осмотра автотранспорта за небольшое финансовое вознаграждение.

Во-вторых, необходимость повторного прохождения тестирования -создает (а точнее, расширяет и дополнительно мотивирует) группу посредников (в том числе, из числа бывших сотрудников МВД России), которые за взятку будут помогать сдавать экзамены в подразделениях ГИБДД, а так же будут стимулировать сотрудников экзаменационных служб ГИБДД к совершению должностных преступлений.

В-третьих, большой объем денежных средств, который будет вовлечен в такой криминальный оборот, возможность быстрого обогащения и наличие проверенной системы взаимодействия «Автошкола-ГИБДД» может перевесить наличие угрозы уголовного наказания за указанные выше коррупционные преступления. При этом, если размер взяток не будет выделяться своим размером по сравнению с размерами иных видов «бытовой коррупции», у граждан может возникнуть иллюзия возможности решения всех вопросов за деньги, что в свою очередь, разовьет в обществе правовой нигилизм и нивелирует ту политику борьбы с преступностью, которую проводит государство.

В-четвертых, наличие таких криминальных схем в совокупности с дополнительными финансовыми затратами государства, направленными на контролирование данной виктимной ситуации, в которую будет поставлен гражданин создаст и коррупционные риски в системе внутреннего контроля в системе МВД России. Аналогичные примеры рисков мы видим на примере уголовных процессов, фигурантами которых являются сотрудники служб собственной безопасности Следственного комитета России, а ранее - сотрудники ДЭБиПК МВД России.

В-пятых, дополнительные финансовые затраты, которые лягут на владельцев транспортных средств, могут вызвать дополнительную социальную напряженность в сообществах автомобилистов.

В-шестых, возможны и иные коррупционные риски, скрытые до принятия соответствующего законодательного акта и появления правоприменительной практики.

Заключение подготовлено Постоянной комиссией по гражданскому участию в противодействии коррупции и контролю за правоохранительными органами Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.