Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Члены СПЧ и представители Генштаба России обсудили проблемы соблюдения прав военнослужащих и призывников

06 Октября 2017

Вчера в Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека состоялось расширенное заседание постоянной комиссии по военно-гражданским отношениям (ПК 7 - председатель Сергей Кривенко) с участием представителей Генерального штаба России, аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, военных комиссариатов и правозащитных организаций из Москвы, Челябинска и Санкт-Петербурга (Московская Хельсинкская группа, "Гражданин и Армия", "Солдатские матери Санкт-Петербурга", Комитет Солдатских матерей России, Комитет Солдатских матерей Астраханской области, "Школа призывника").

В ходе заседания обсуждался целый ряд вопросов, касающихся защиты прав призывников, военнослужащих и граждан, проходящих альтернативную военную службу.

В частности, обсуждались: возможность призыва студентов во время перехода их на следующий уровень образования; проблема так называемой "третьей отсрочки"; запрет в ряде военкоматов гражданину на ознакомление и фото-фиксацию его личного дела;  проблемы процедуры определения категории годности призывника; компенсация расходов по проезду гражданам, вызываемым на мероприятия призыва; получение справки вместо военного билета в 27 лет; реализация права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

"Мы получили реакцию Генштаба, обсудили все вопросы и по каждому сформулировали, что делать: продолжать иследования дальше или готовить рекомендации", - рассказал Сергей Кривенко.

Кроме этого общественники и представители Генерального штаба Российской Федерации на заседании в СПЧ рассмотрели результаты мониторинга открытости военных комиссариатов, которые провели эксперты летом этого года в Москве, Челябинске и Санкт-Петербурге.


 

СПРАВКА

по результатам пилотного мониторинга военных комиссариатов в июне-июле 2017 года

 

Москва.

Посещено 15 военных комиссариатов (по Преображенскому, Кузьминскому, Черемушкинскому, Гагаринскому, Люблинскому, Головинскому, Тушинскому, Замоскворецкому, Царицынскому, Бутырскому, Тимирязевскому, Бабушкинскому, Академическому, Измайловскому, Чертановскому районам).

Практически во все военные комиссариаты пустили беспрепятственно (в одном сказали прийти в приемный день). Однако в большинстве случаев, только после указания на то, что посещение производится в рамках проверки информационной открытости.

Следует отметить, что посещение военных комиссариатов гражданами без повесток в не приёмные дни затруднено, также в не приемные дни затруднена подача гражданами обращений через делопроизводство.

В 93,3 % военных комиссариатах есть стенд с Конституцией РФ.

В 93,3 % на стендах приведена статья 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». В 86 % есть стенды со статьей 24, 28 названного закона.

Однако, в двух (13%) военных комиссариатах (Измайловский, Чертановский) на стендах со статьями 23, 24, 28 ФЗ о ВОиВС приведена неверная информация из устаревшей редакции закона (до 2008 года).

В 93,3 % есть стенд с информацией об альтернативной гражданской службе. Однако, информация практически во всех случаях представлена только в виде выдержек из законов, мелким шрифтом, то есть доносится до граждан формально. В одном из них военном комиссариате (7 %) неактуальные сведения о сроках службы (в ред. закона до 2008 года).

Отдельно хочется отметить военный комиссариат (объединенный, Чертановского района), который собственно портит статистику. В этом военном комиссариате на призывном пункте нет стенда с информацией об альтернативной гражданской службе, нет даже статьи 59 Конституции. Неслучайно, в этом военном комиссариате нам известны случаи явно необоснованных отказов в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, отказы в ознакомлении с личным делом призывника. В беседе с военным комиссаром Дубровским, он поддержал необходимость присутствия такой информации на призывном пункте, выразил заверение в отсутствии предвзятости к гражданам, выбирающим альтернативную гражданскую службу. Однако после приглашения к беседе начальника призыва Каменева, он с военным комиссаром не согласился, сказав: «У меня тут нет и не будет никакой альтернативной гражданской службы».

Таким образом, несмотря на то, что в подавляющем большинстве проверенных военных комиссариатах г. Москвы вся искомая информация была представлена, состояние дел нельзя назвать безупречным.

 

Санкт-Петербург.

1. Доступ граждан на территорию призывных пунктов

Большинство из призывных пунктов имеют свободный доступ для граждан, то есть в любой день возможно беспрепятственно пройти, ознакомиться с информацией, подать заявление. Впрочем, правозащитники указывают, что так было не всегда.

При проведении аналогичного мониторинга в 2014 году мы фиксировали, что доступ на призывные пункты во многих районах был ограничен для «посторонних лиц», в частности, родителей или доверенных лиц призывников. Сотрудники призывных пунктов устанавливали свой особый пропускной режим, который не был определен ни одним нормативным правовым документом и заключался, на самом деле, в том, чтобы не допустить присутствия свидетелей возможных нарушений во время призывных мероприятий».

В 2017 году в тех районах, где ранее (в 2014 году) доступ граждан был ограничен (Выборгский и Красногвардейский районы) теперь доступ на призывной пункт либо полностью свободный, либо допускается после внесения паспортных данных посетителя в журнал регистрации.

Однако попасть на территории всех призывных пунктов проверяющим все же не удалось в Василеостровском районе - путь волонтеров преградил турникет, а охранник пояснил, что попасть

внутрь чтобы ознакомиться с информацией на стендах можно только в приемные дни и только при наличии паспорта. При этом сотрудник не смог сослаться на какой-либо нормативно-правовой акт.

2. Информирование о правах призывников.

В половине проверенных военных комиссариатов имелись информационные стенды, содержащие информацию о правах призывников, в частности, о праве на альтернативную гражданскую службу, отсрочках и основаниях для освобождения от призыва. Так, в Выборгском, Калининском, Колпинском, Невском и Фрунзенском районах имеются выдержки из соответствующих положений Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и праве на АГС с цитированиями статей Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе». Но при этом только Колпинском военкомате на стенде в полном объеме приведена статья 59 Конституции России, в остальных случаях положение основного закона либо дается в свободном пересказе, либо отсутствует вовсе.

В пяти районных призывных пунктах (Красносельский, Красногвардейский, Московский, Петроградской, Адмиралтейский/Кировский) информация о правах призывников и об альтернативной гражданской службе отсутствовала. Между тем следует отметить, что во время проведения мониторинга в Красногвардейском районном призывном пункте в апреле 2017 года стенд с информацией об АГС отсутствовал, однако в июле волонтеры отметили его появление, что по мнению правозащитников связано с проведением кампании и ее освещением в ряде СМИ.

Несмотря на отсутствие сведений о правах призывников, каждый военный комиссариат в Санкт-Петербурге содержит информацию об обязанностях призывников. Так, на призывном пункте Петроградского района такая информация размещена сразу на нескольких стендах в разных местах: приведены выдержки из Уголовного кодекса (статья 328 – уклонение от призыва на военную службу), Кодекса об административных правонарушениях, статьи об обязанностях призывников из Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

 

3. Доступ к информации

По результатам мониторинга выяснилось, что информация о составе призывной комиссии и составе врачей-специалистов, проводящих медицинское освидетельствование, , которые располагаются в зданиях военных комиссариатов, имеется не во всех призывных пунктах. В данном случае можно говорить о том, что призывные пункты разделились на три, почти равные, группы. В Красносельском, Невском, Приморском и Фрунзенском районных призывных пунктах информация об актуальном составе призывной комиссии и врачей-специалистов размещена на информационных стендах. В свою очередь, в Красногвардейском, Адмиралтейском/Кировском и Московском районах такая информация отсутствует вовсе. В остальных районах (Петроградский, Выборгский, Колпинский, Калининский) информация о составах представлена частично. В Выборгском, Калининском и Колпинском районах имеется информация только о составе призывной комиссии, а о врачах специалистах – нет, а в остальных – наоборот: состав врачей-специалистов представлен, а состав призывной комиссии отсутствует на информационных стендах.

Составы призывных комиссий можно найти в открытом доступе в сети Интернет, однако сведения о составе врачей-специалистов официально нигде не публикуются, поэтому ознакомиться с ними можно, только запросив данные в районной администрации или на стенде призывного пункта.

Большинство районных призывных пунктов содержат информацию о надзорных органах. Только в Адмиралтейском/Кировском районе, Красногвардейском и Фрунзенском районах нет данной информации. В Петроградском районе информация о надзорных органах есть, но она касается только темы коррупции. Все остальные районы также не содержат информации о надзорных органах.

Что касается информации о правозащитных организациях и бесплатной юридической помощи – таких данных ни один информационный стенд военного комиссариата не содержит.

 

Арсений Левинсон, Александр Передрук, 02.10.2017


 

СПРАВКА О НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ПРИЗЫВНИКОВ, ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И АЛЬТЕРНАТИВОСЛУЖАЩИХ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МОНИТОРИНГА ОБРАЩЕНИЙ В ПРАВОЗАЩИТНУЮ ИНИЦИАТИВУ "ГРАЖДАНИН И АРМИЯ" ЗА ПЕРИОД С 1 ЯНВАРЯ ПО 30 ИЮНЯ 2017 ГОДА


 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ОБЩЕСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ РАБОТЫ ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ И ПРИЗЫВНЫХ КОМИССИЙ Г. ЧЕЛЯБИНСК"

 

 

Поделитесь в соцсетях:

© 1993-2017 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter