"Правозащитникам закрыли дверь" - комментарий Андрея Бабушкина о результатах довыборов в региональные ОНК

Совет Общественной палаты Российской Федерации завершил процедуру довыборов в ряд региональных общественных наблюдательных комиссий. Список из 75 кандидатов, прошедших конкурсный отбор, опубликован накануне на сайте организации. Насколько были учтены рекомендации СПЧ, рассказал глава постоянной комиссии по содействию ОНК Андрей Бабушкин.

16 декабря 2017

Совет Общественной палаты Российской Федерации завершил процедуру довыборов в ряд региональных общественных наблюдательных комиссий. Список из 75 кандидатов, прошедших конкурсный отбор, опубликован накануне на сайте организации. 

Насколько были учтены рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, рассказал член СПЧ, глава постоянной комиссии по содействию ОНК, реформе пенитенциарной системы и профилактике правонарушений Андрей Бабушкин.


Комментарий Андрея Бабушкина

Донабор в ОНК: правозащитникам показали на дверь

Стали известны результаты донабора  в состав Общественных наблюдательных комиссий.

Донабор  проводился в 30 регионах, в которых сформированные в 2016-17 годах ОНК не  возражали против того, что в их состав войдут новые (а в ряде  случаев, старые,  но выброшенные из списков при  формировании ОНК 4-го состава) кандидатуры.

С большим трудом  общественным организациям этих 30 регионов России удалось найти 230  человек, готовых ходить по тюрьмам и отделам полиции. Однако Общественную Палату России удовлетворило только 75 кандидатов. Таким образом, мандаты получат только  34,3 % кандидатов или  одна треть.

84 кандидата из 230, что составляет 36,5 % получили рекомендации Президентского Совета по правам человека. Эту рекомендацию поддержал председатель ОНК Москвы Вадим Горшенин и председатель ОНК Московской области Антон Цветков. Мотив  поддержки кандидата был основан на предусмотренном законом критерии – опыте правозащитной деятельности кандидатов. Остальные кандидаты (кроме нескольких – при  составлении списка в отношении них была допущена ошибка) никакой правозащитной активностью правозащитникам  известны не были.    

Однако  для кандидатов, как можно понять, это стало не плюсом, а минусом. Среди тех, кого поддержали СПЧ в региональные ОНК  прошли 24 % (от числа прошедших).  А вот среди тех, кого  СПЧ не поддержал прошло более 75 %.

Если же брать удельный  вес тех, кого  поддержал СПЧ от  общего числа выдвинутых, то получает  8,2 %. Среди тех, кого СПЧ не  поддержал, мандат получат 26 %. Таким образом,  поддержка Президентского Совета более чем в полтора раза снизила шанс кандидатов.

Кто же не прошел?

Из 9 кандидатов по Москве не прошел никто.

В Дагестане СПЧ поддержал  4 кандидатов, выдвиженцев Мемориала и Общества ветеранов войн. Не прошел никто.

В Мордовии поддержали Сергея Марьина и Зою Светову.  Оба получили от ворот поворот.    

Активные члены ОНК Москвы  и Московской области прошлого состава Т. Гончаренко, Т. Флеровой, Л. Дубиковой пытались пройти в ОНК Московской области.   Не прошел никто.

На Сахалине не прошли известные правозащитники Борис Сухинин и Любовь Тихомирова, в Приморском крае – Любовь Терендина и Артем  Трембовлев.

Кто стоит за такими нелепыми и странными решениями? Общественная Палата России? ФСИН? ФСБ? Совет безопасности?

Кто бы не был этот загадочный дирижер, он действует против интересов нашей страны, подрывает доверие не только к общественному контролю, но и к власти в целом.

Как я понимаю, его задача такова, чтобы лет через 3-5 при словах «общественный контроль» люди плевались.

Но есть ли у гражданского  общества силы противостоять проискам этих закулисных игроков?