Обсуждение ситуации на Украине в СПЧ

В четверг советник Президента РФ, председатель СПЧ Валерий Фадеев провел заседание президиума Совета, в повестке которого значились планы и основные направления работы в этом году. Однако российская операция на Украине также не могла остаться без внимания.
25 февраля 2022 9A48F888-3F94-4FD9-AD3B-F2040E1D08D8.jpegУ членов Совета были разные точки зрения на происходящее, что зачастую бывает и по гораздо менее резонансным вопросам.

Председатель постоянной комиссии СПЧ по международному сотрудничеству в области прав человека, журналист Кирилл Вышинский пояснил, что «цель операции – отодвинуть линию разграничения, на которой находятся крупные артиллерийские силы ВСУ, и сохранить жизни людей»: «За последнее время, начиная с прошлой пятницы, количество обстрелов Донецкой и Луганской областей увеличилось кратно. В день доходило до 900. Если мы печемся о главном права людей – праве на жизнь, то тогда нам надо было принимать заявление с начала массированного обстрела наших граждан. Наша комиссия, к слову, это сделала».    

Глава постоянной комиссии СПЧ по политическим правам, журналист Николай Сванидзе с коллегой по Совету Александром Верховским выступили с обращением, в котором отметили, что военные действия не решат проблем и предложили остальным членам Совета их поддержать.

«Мы находимся в совершенно новой реальности. У нас может быть разное отношение к мотивам того, что сегодня началось, но в любом случае мы за мир, а не за войну», - говорил Сванидзе.

Журналист и писатель Марина Ахмедова, работавшая четыре года на войне в Донбассе, напомнила, что права человека нарушались здесь с начала конфликта.  

«Я четыре года провела под обстрелами в Донбассе, видела детские трупы в ямах, никому не пожелаю увидеть то, что видела я, - поделилась она. - Такие обращения надо было писать на протяжении восьми лет, когда убивали жителей Донбасса. Почему Совет по правам человека тогда с такими заявлениями не выступал? На протяжении восьми лет наша страна только тем и занималась, что пыталась урегулировать этот конфликт мирным способом. Мы никак не помогали этим людям на Донбассе только потому, что пытались соблюдать какие-то мнимые международные права. Там на протяжении восьми лет происходили нарушения прав человека. Если наши войска, зашедшие на территорию совершенно обнаглевшей Украины, сумеют навести мир и порядок в Донбассе и, в том числе, на Украине, и после этого националисты, которые жгли Одессу и рассказывавшие о том, какие шашлыки они жарили, будут судимы, это будет замечательно. Надо было в течение восьми лет выступать за права жителей Донбасса. Сейчас наша страна пришла на помощь тем, кто ее звал эти восемь лет».

Солидарен с этой точкой зрения и глава постоянной комиссии по гражданскому участию в развитии правоохранительной системы, руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. «Надо прекратить двуличие. О правах мирного населения Донбасса надо было говорить с 2014 года, но тогда большинство членов Совета молчало и непонятно почему. Пока мы ведем переговоры, мирных людей убивают», - напомнил он.  

Председатель постоянной комиссии по правам человека в информационной сфере, главный редактор «МК» Павел Гусев отметил то, что российские войска наносят удары исключительно по военным объектам. При этом он заявил, что санкции зарубежных стран направлены против простых граждан. «Это не олигархи, не политики. Возможно, это миллионы наших граждан, которые вообще ни при чем», - подчеркнул он.

А глава постоянной комиссии по гражданскому участию в развитии судебной системы, бывший судья ЕСПЧ Анатолий Ковлер напомнил о понятии «гуманитарная интервенция», которая может быть применена и в нынешней ситуации: «Для всех нас это трагедия. Последние дни имела место подлая тактика украинской стороны, провоцировавшей Россию. Если рассуждать с точки зрения международного права, то речь идет о классической гуманитарной интервенции, которую Запад проводил в Косово путем бомбардировок Белграда и позиций сербов. Все это получило оправдание как гуманитарная интервенция. Была она и в Сомали, Гаити, была уже в кавычках в Ливии и так далее. Поэтому мы не должны торопиться с заявлением – надо подождать, пока уляжется пыль. Любые решения, принятые впопыхах, неправильны, потому что они эмоционально заряжены».