Обращение к Президенту России по поводу одобренного парламентариями антитеррористического пакета Озерова и Яровой

Обсудив принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации законы, известные как "антитеррористический пакет И.Яровой и В.Озерова", правозащитники призывают Президента России Владимира Путина отклонить их ввиду неконституционности, противоречивости и правовой неопределенности ряда содержащихся в них правовых норм.

30 июня 2016

Обращение
Совета при Президенте Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека
к Президенту Российской Федерации В.В.Путину
 

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет), обсудив принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации законы, известные как «антитеррористический пакет И.Яровой и В.Озерова», призывает Вас, уважаемый Владимир Владимирович, отклонить их ввиду неконституционности, противоречивости и правовой неопределенности ряда содержащихся в них правовых норм.

Совет с удовлетворением отмечает, что многие замечания, содержавшиеся в его экспертном заключении от 20 апреля 2016 г., были учтены парламентариями при подготовке «пакета» ко второму чтению. Однако ряд неприемлемых, по мнению Совета, положений остались, а к ним добавились новые, не менее спорные.

Во-первых, внесение в УК РФ статьи 205.6 «Несообщение о преступлении» юридически ущербно, поскольку предусматривает ответственность за невыполнение обязанности, которая в нашем законодательстве отсутствует. Более того, данная норма вступает в противоречие с положениями Конституции РФ и УПК РФ, освобождающими представителей ряда профессий (священников, адвокатов, депутатов Государственной Думы и т.д.) от дачи свидетельских показаний.

Во-вторых, невозможно предсказать эффект от снижения до 14 лет возраста наступления уголовной ответственности за ряд преступлений террористической направленности, как и от ужесточения наказания за них. Эти новеллы не основаны на существующей правоприменительной практике и криминологических исследованиях, они представляют скорее эмоциональный, чем рациональный ответ законодателя на злодеяния террористов.

В-третьих, очевидную опасность правам человека несет продление до трех суток срока сообщения прокурору о проведенном без ордера обыске. Эта новелла не поможет борьбе с терроризмом, но облегчит фальсификацию доказательств и осложнит надзор за законностью следственных действий.

В-четвертых, непомерные и опасные для общества требования к провайдерам телефонии и интернета в части хранения данных о межличностных коммуникациях неминуемо приведут к колоссальным непроизводительным затратам и росту цен, а также к фактической ликвидации конституционных гарантий защиты персональных данных и неприкосновенности личной жизни.

В-пятых, предложенные в «антитеррористическом пакете» меры регулирования миссионерской деятельности создают неоправданные и чрезмерные ограничения для реализации свободы совести верующими всех религий, покушаются на фундаментальный конституционный принцип невмешательства государства во внутренние установления религиозных объединений. Эта часть «пакета» должна, по мнению Совета, быть выделена из него и пройти полноценную процедуру обсуждения как самостоятельный законопроект.

В-шестых, вызывает недоумение дополнение статьи УК РФ о массовых беспорядках новой частью, поскольку «вовлечение» и так является формой соучастия в преступлении.

В-седьмых, предлагаемое без всяких оснований усиление уголовной ответственности за организацию незаконной миграции не имеет ни малейшего отношения к целям «антитеррористического пакета» и не содержит никаких гарантий полезности такой меры.

В-восьмых, анализируемые законы нарушают Конституцию РФ по порядку их принятия, поскольку содержат нормы, отнесенные к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, но не проходили предусмотренную для подобных случаев процедуру.

Совет убежден, что дело борьбы с терроризмом требует серьезно проработанных мер, к числу которых «антитеррористический пакет» при всем желании отнести  нельзя. В этой связи Совет рекомендует возвратить оба закона в Государственную Думу с поручением тщательно проработать каждую содержащуюся в них норму с широким участием экспертов и общественности.

 

Обращение подписали: С.Г. Айвазова, Л.М. Алексеева, Л.С. Амбиндер, А.В. Бабушкин, Р.И. Батыршин, Е.А. Бобров, А.С. Брод, А.М. Верховский, С.И. Воробьев, Е.П. Глинка, Д.Б. Дондурей, Н.Л. Евдокимова, И.И. Засурский, И.А. Каляпин, И.В. Киркора, Б.Е. Кравченко, С.В. Кривенко, С.А. Кучер, Е.В. Масюк, А.Ф. Мукомолов, Л.В. Никитинский, Л.Г. Парфенов, И.Н. Пастухов, С.А. Пашин, Э.М. Полякова, В.В. Ряховский, А.К. Соболева, И.М. Хакамада, И.Г. Шаблинский, Л.В. Шибанова, И.Ю. Юргенс

Председатель Совета                                                                     М. Федотов