Комиссия по экологическим правам разработала план работ по итогам изучения нарушений в Адыгее и Краснодарском крае
Председатель комиссии, исполнительный директор Гринпис России Сергей Цыпленков, член СПЧ Наталия Евдокимова и президент Национальной ассоциации аграрного и природоресурсного права Григорй Быстров сегодня обсуждали варианты решения проблем на рабочем заседании.
24 декабря 2014Сегодня в Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека состоялось рабочее заседание постоянной комиссии по экологическим правам с участием председателя ПК Сергея Цыпленкова, члена комиссии Наталии Евдокимовой и приглашенного специалиста президента Национальной ассоциации аграрного и природоресурсного права Григоря Быстрова.
На мероприятии обсуждали итоги проведенной 16 декабря в Краснодаре секции "Гражданское участие в обеспечении экологических прав" и планы по решению ряда проблем, выявленных в ходе встреч с экологами и гражданскими активистами Краснодарского края.
По многим вопросам о нарушениях экологических прав граждан Совет планирует работать вместе с Советом при губернаторе Краснодарского края по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
Предполагается попросить Генеральную прокуратуру организовать комплексную проверку в отношении законности и обоснованности многочисленных фактов назначения в 2009 - 2014 годах наказания в виде административных арестов экологическим активистам, Росприроднадзор - провести проверки в отношении нескольких фактов восприпятствования коммерческими организациями доступу к землям лесного фонда и береговой полосе Черного моря, а Правительство Краснодарского края - решить вопрос об отселении людей из санитарно-защитной зоны терминалов по перегрузке химических веществ и серы на косе Чушка.
Кроме того, на заседании рассматривали проблемы в Адыгее и других регионах Российской Федерации.
Сергей Цыпленков о секции "Гражданское участие в обеспечении экологических прав"
На нашей секции были люди со всех районов Краснодарского края, из Республики Адыгея и из других российских регионов.
Работа была разбита на три блока: нарушения экологических прав граждан, ситуация с давлением на экологических активистов и экологические организации и экологические проблемы Адыгеи (так как было много участников оттуда).
Вначале каждого блога был импульсный доклад, а далее все желающие выступали и рассказывали о своей проблеме, некоторые передавали документы. По сути, это был некий гибрид секции по тематике и общественной приемной.
Среди нарушений назывались случаи несанкционированных свалок, незаконной вырубки леса, загрязнения экологии в результате деятельности промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Что касается преследований, то здесь у нас был основной доклад, содержащий краткий обзор о ситуации с давлением на экологические организации в стране. В нем явно выделялись три региона - Москва, Подмосковье и Краснодарский край. Понятно, что случаи нельзя сравнивать. Например, убийство природоохранной активистки в Московской области не идет в ряд с задержанием или арестом другого эколога. Мы называем эти регионы лидерами лишь по общему числу зафиксированных случаев давления на активистов.
В блоке Адыгеи был целый комплекс проблем. Их набор достаточно стандартный, но вес имеет свою специфику. Это сельскохозяйственный регион, поэтому на первом месте здесь стоит вопрос загрязнения почвы и рек сельхозпроизводством. На второе место можно поставить проблему утилизации твердых бытовых отходов. Она, к сожалению, актуальна для всей страны и, если мы ее не решим, то для хранения мусора не хватит территории даже самого крупного государства. Следующая проблема - нелегальная вырубка леса. Последней на секции удалось обсудить точечную застройку в Майкопе. Граждане жаловались, что в городе уже не в первый раз строят здания на месте скверов.
Во многих выступлениях звучало, что СПЧ остался последней структурой, где еще можно говорить все что думаешь и от кого еще можно надеяться получить помощь. Было очень грустно это слышать, так как иметь одну организацию - крайне мало, и грустно оттого, что она одна явно не сможет такое многообразие проблем решить. И это я говорю только об экологии. Предполагаю, что тоже самое было на других секциях, ведь весь спектр работы Совета гораздо шире.