Глава СПЧ назвал идеи о закрытии границ субъектов Российской Федерации от москвичей неуместной региональной вольницей

"Многие граждане других регионов, которые работали в столице, возвращаются домой. И что же их не пускать что ли? И вообще идея закрыть границы регионов - это такой жесткий карантин. И подобные решения, безусловно, должны приниматься на федеральном уровне. Такая региональная вольница, по-моему, не уместна", - заявил глава СПЧ Валерий Фадеев.

5 апреля 2020

Председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев в связи с наделением регионов полномочиями в принятии собственных мер из-за коронавируса считает, что любые решения о закрытии границ субъектов Российской Федерации будут  неуместными.

Об этом он заявил в интервью газете "Комсомольская правда", отвечая на вопрос о появившейся в регионах боязни москвичей, которые уезжают из столицы из-за введенного карантина.

"Есть такая проблема, да, - сказал председатель Совета. - А многие граждане других регионов, которые работали в столице, сейчас возвращаются из Москвы домой. И что же их не пускать что ли? Это неправильно, просто категорически. И вообще идея закрыть границы регионов - это такой жесткий карантин. И подобные решения, безусловно, должны приниматься на федеральном уровне. Такая региональная вольница, по-моему, не уместна".

Также глава СПЧ рассказал о настороженном отношении к системе слежения за передвижением граждан, вводимыми для контроля за соблюдениям режима самоизоляции. По словам Фадеева, в дальнейшем надо будет очень тщательно следить за тем, чтобы эти системы не использовались чиновниками для других целей.

"Вообще общий пафос всех этих решений - добровольность. Не зря же режим называется САМОоизоляция. И ограничить конституционное право человека на свободное передвижение без введения режима чрезвычайной ситуации невозможно. Но в этом смысле все же наблюдаются некоторые перегибы на местах, - сказал Фадеев. -  Я очень настороженно отношусь, например, к идее тотальной слежки с помощью видеокамер, банковских карточек, расчетов в магазинах, геолокации мобильных телефонов... Здесь есть, конечно, потенциальные риски. Потому что одно дело, когда этим занимаются спецслужбы, пытаясь вычислить террориста. Другое, когда чиновники, бюрократы устанавливают контроль над законопослушными гражданами. Плюс еще настораживает тот факт, что информация утекает сплошь и рядом и продаются базы данных банков, телефонных сетей и чего угодно. Так что вот это все с точки зрения прав человека вызывает некоторое напряжение. Эти ограничения - очень тонкий момент. Понятно, что сейчас эпидемия и на это многие как бы закрывают глаза. Но когда эпидемия закончится и некоторые чиновники, вдруг, увидят как эффективно работает их технологическая система, не появится ли соблазна пользовать ее и для других целей? За этим надо очень тщательно следить".