Евгений Бобров на всероссийском форуме рассказал о предложениях СПЧ по улучшению жилищных условий многодетных семей

Заместитель председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Бобров сегодня принял участие во втором всероссийском форуме многодетных семей и неправительственных организаций, работающих в сфере семьи, материнства и детства "Многодетная семья - новая элита России".

27 ноября 2018

Заместитель председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Бобров сегодня принял участие во втором всероссийском форуме многодетных семей и неправительственных организаций, работающих в сфере семьи, материнства и детства "Многодетная семья - новая элита России".

В своем выступлении правозащитник рассказал о предложениях СПЧ по реализации жилищных прав многодетных семей.

 

ДОКЛАД

зампредседателя СПЧ Е.А. Боброва о предложениях СПЧ по реализации жилищных прав многодетных семей на Втором всероссийском Форуме многодетных семей и неправительственных организаций, работающих в сфере семьи, материнства и детства «Многодетная семья - новая элита России» (г. Реутов, 27 ноября 2018 г.)

 

Отсутствие либо недостаточность своего жилья является одним из важнейших факторов, сдерживающих реализацию желания молодых семей стать многодетными. С рождением каждого ребенка семейный бюджет проседает всё более ощутимо, а работает, как правило только один родитель.

Основная часть государственной поддержки жилищных программ многодетных сейчас приходится на ипотечное жилищное кредитование, в том числе и молодых семей. Для них понижена процентная ставка. Но для ипотеки надо иметь деньги на первоначальный взнос, которых у многодетных в основном нет, а также несколько лет оплачивать страховку и проценты по кредиту, что неоправданно повышает стоимость жилья.

Учитывая нестабильность на рынке труда, платность многих детских секций, а затем и высшего образования, ипотека для многодетных семей часто оказывается непосильным бременем, приводя порой к выселению вникуда.

Система государственной поддержки кооперативного жилищного строительства, включая ЖСК с участием многодетных семей, только зарождается.

В 2018 г. Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) разработал и обсудил с органами власти несколько инициатив по реализации жилищных прав многодетных семей.

Основной блок предложений был посвящен необходимости скорейшего строительства доступного арендного жилья и вовлечению в цивилизованный оборот жилья пустующего.

Учитывая существующее демографическое положение и ситуацию в сфере занятостимы пришли к выводу, что многодетным семьям необходим льготный порядокулучшения жилищных условий, а также расширенная защита от выселения без предоставления другого жилья.

Для этого Совет предложил Правительству РФ и профильным министерствам и комитетам Госдумы и Совета Федерации рассмотреть возможность принятия следующих мер:

 

1. Прежде всего, нормативно закрепить, что вопрос обеспечения жильём многодетных семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, является приоритетным направлением государственной жилищной политики

Так, успешно реализующим указанный приоритет жилищным органам Санкт-Петербурга удаётся обеспечивать квартирами около 1 тыс. многодетных семей в год, благодаря чему сейчас обеспечиваются жильем многодетные семьи 2013 года принятия на жилищный учет.

Совет предложил установить приоритетность жилищного обеспечения многодетных семей в национальном проекте «Жильё и городская среда» и реализовать это в Жилищном кодексе РФ.

 

2. Муниципальным очередникам и нуждающимся в содействии в улучшении жилищных условий из числа многодетных необходим льготный порядок предоставления жилья либо социальных выплат на его приобретение

Предлагается установить в федеральном законе илиуказе Президента РФ:

а) состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях (подлежат обеспечению жильём по договору соцнайма):

- семьям граждан, имеющим пять и более детей, - право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма (новый пункт 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ);

- семьям граждан, имеющим от троих до четверых детей, установить квоту на предоставление жилых помещений по договорам социального найма в годовом жилищном плане;

б) нуждающимся в содействии в улучшении жилищных условий (участники региональных жилищных программ):

- семьям граждан, имеющим пять и более детей, -приоритетное право на предоставление социальных выплат для приобретения или строительства жилья в размере 100 % стоимости жилья за счет средств регионального бюджета;

- семьям граждан, имеющим от троих до четверых детей, -приоритетное право на предоставление социальных выплат для приобретения или строительства жилых помещений в виде процента субсидии из средств регионального бюджета.

Следует определить процент этой субсидии в виде таблицы в зависимости от года принятия на жилищный учет и рассмотреть возможность субсидирования «дотационных» регионов из федерального бюджета.

В соответствующем федеральном законе или указе Президента РФ специально предусмотреть, что субъекты Российской Федерации вправе устанавливать более льготные основания и порядок выплат, а также их более высокий размер (например, как в Санкт-Петербурге семьям с тремя и более детьми).

Учитывая, что среди всех очередников количество многодетных семей является относительно небольшим (например, в г.Москве это 5 тыс., что составляет 6 % всех очередников), их жилищное обеспечение может быть осуществлено в течение нескольких лет и не станет непосильным бюджетным бременем.

 

3. Совершенствование формы жилищно-земельной социальной поддержки (очередники и другие установленные региональным законодательством категории граждан)

Частью 6 ст. 395 Земельного кодекса РФ предусмотрено бесплатное предоставление многодетным семьям земельного участка по основаниям, предусмотренным законодательством субъектов Российской Федерации.

Между тем, в ряде районов отсутствует земля, пригодная для предоставления гражданам либо ее количества недостаточно.

Кроме того, далеко не многие жилищно необеспеченные многодетные семьи располагают денежными средствами на строительство жилого дома на предоставленном участке в земельном массиве, требующем освоения, и в ряде случаев обеспечения транспортной, пассажирской и инженерной инфраструктурой и др. за счет бюджетных средств на, как правило, существенном удалении от городских агломераций.

В результате большая часть предоставленных многодетным семьям земельных участков в таких массивах становятся длительно заброшенными, бюджетные средства - неэффективно потраченными, а многодетные семьи – жилищно не обеспеченными.

В целях расширения возможности реализации права многодетных семей на жилье, а также повышения эффективности использования бюджетных средств, более эффективным способом реализации права на доступное жилье могло бы стать дополнение либо заменапредусмотренного частью 6 ст. 395 Земельного кодекса РФ порядка предоставления земельных участков многодетным семьям в собственность бесплатно на предоставление им жилищно-земельного сертификата по формату материнского капитала.

В сравнении с существующей альтернативой в виде предоставления денежной субсидии это позволит сохранить целевое назначение такой меры государственной поддержки: улучшение жилищных условий.

Возражая на это предложение, ряд органов власти сослался на наличие у субъектов РФ таких полномочий и сейчас.

Между тем, именно незакрепление вышеназванной возможности в федеральном законе и неустановление ответственности за безынициативность в решении жилищной проблемы многодетных позволяют региональным властям уклоняться от поиска более эффективных способов жилищного обеспечения многодетных, включая и этот.

 

4. В целях скорейшего решения вопроса обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, предоставляемых на безвозмездной основе гражданам, имеющим трех и более детей, Совет предложил рассмотреть возможность софинансирования из федерального бюджета мероприятий по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков для многодетных семей

 

5. Многодетные семьи, проживающие в общежитиях, служебном либо маневренном жилье

Сейчас нельзя выселить из служебных жилых помещенийи общежитий без предоставления другого жилья следующие категории очередников, не имеющих другого жилья:

- служащих и военнослужащих,

- пенсионеров по старости,

- членов семьи умершего работника,

- некоторые категории инвалидов, включая детей-инвалидов.

Таким образом, Жилищный кодекс РФ безосновательно допускает возможность выселения без предоставления другого жилья из единственного жилого помещения в общежитии, служебного либо маневренного жилья состоящих на жилищном учете многодетных семей и одиноких инвалидов.

Учитывая возложенную на государство обязанность по обеспечению социальных прав очередников из числа, прежде всего, находящихся в трудной жизненной ситуации социально незащищенных категорий граждан, значительную часть которых составляют многодетные семьи и одинокие инвалиды, Совет предложил установить невозможность выселения без предоставления другого жилья из единственного жилого помещения в общежитии либо служебного жилья многодетных семей и одиноких инвалидов, состоящих на жилищном учете.

 

Все эти предложения изложены в рекомендациях спецзаседания Совета по повышению доступности жилья, состоявшегося в августе этого года. Они размещены на нашем сайте вместе с ответами ведомств. Причем для ускорения принятия этих инициатив мы разработали несколько законопроектов.

Большинство предложений органами власти были поддержаны, и комитет Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству сейчас готовит законопроекты ко внесению в Госдуму.

В ближайшее время мы планируем провести межведомственное совещание о ходе реализации наших предложений и согласовать позиции по ненашедшим поддержку. Надеемся, что большинство из них будет принято.

 

Благодарю за внимание!