Директор БДИПЧ ОБСЕ ответила на обращение СПЧ в защиту российского наблюдателя Александра Кобринского
Совет по развитию гражданского общества и правам человека получил ответ директора Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Ингибьёрг Сольрун Гисладоттир на обращение, связанное с исключением российского наблюдателя Александра Кобринского из миссии БДИПЧ в период парламентских выборов в Республике Молдова.
11 апреля 2019Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека получил ответ директора Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Ингибьёрг Сольрун Гисладоттир на обращение, связанное с исключением российского наблюдателя Александра Кобринского из миссии БДИПЧ в период парламентских выборов в Республике Молдова.
Ответ Директора БДИПЧ ОБСЕ
Варшава, 27 марта 2019 г.
Уважаемый господин Федотов,
Благодарю Вас за письмо о прекращении участия господина Александра Кобринского в миссии БДИПЧ по наблюдению за парламентскими выборами в Молдавии.
Как я проинформировала Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ Александра Лукашевича в письме от 27 февраля 2019 г., запрос об отзыве аккредитации господина Кобринского был направлен в Центральную избирательную комиссию Молдавии в связи с нарушением Кодекса поведения наблюдателей БДИПЧ. Согласно Кодексу поведения, наблюдатели должны "сохранять строгую непредвзятость при исполнении своих обязанностей и ни в коем случае не должны выражать или демонстрировать предубеждения или предпочтения по отношению к властям, партиям, кандидатам или применительно к каким-либо спорным вопросам, возникающим в процессе выборов".
Кодекс поведения является обязательным для всех наблюдателей БДИПЧ. Господин Кобринский, как и остальные наблюдатели, был подробно ознакомлен с Кодексом поведения наблюдателей БДИПЧ в ходе брифинга для долгосрочных наблюдателей 22 января 2019 г. Будучи долгосрочным наблюдателем в Молдавии, господин Кобринский сделал несколько заявлений на своих личных страницах в социальных сетях. Эти заявления относились к значимым темам предвыборной борьбы и, следовательно, были не совместимы с принципом беспристрастности наблюдателей. Обсудив с господином Кобринским ситуацию и объяснив ему вышеупомянутые причины прекращения его участия в миссии, Глава миссии БДИПЧ по наблюдению за выборами отозвал его аккредитацию.
Я высоко ценю внимание, которое Вы уделяете вопросам Кодекса поведения для международных наблюдателей за выборами и хотела бы заверить Вас, что БДИПЧ также придает большое значение строгому соблюдению Кодекса поведения сотрудниками БДИПЧ, привлеченными экспертами и секондированными наблюдателями.
Искренне Ваша,
Ингибьёрг Сольрун Гисладоттир
Комментарий председателя постоянной комиссии СПЧ по международному сотрудничеству в области прав человека
Александра Брода
Инцидент с исключением российского наблюдателя Александра Кобринского из миссии БДИПЧ в период парламентских выборов в Республике Молдова вызвал большой резонанс, поэтому СПЧ не мог обойти его стороной. Считаю важным, что госпожа Гисладоттир, директор Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ (БДИПЧ ОБСЕ), ответила на обращение СПЧ.
Она, как известно, опытный дипломат, работала в структурах ООН, занималась и правозащитными проектами.
Однако возникают вопросы. В присланном ответе не содержится указания на то, какие именно положения Кодекса наблюдателей нарушил А.Кобринский, какие именно его реплики в социальных сетях противоречат Кодексу. Кто именно вынес решение о том, что эти реплики нарушают Кодекс? Имея степень бакалавра Исландского университета в области литературы, госпожа Гисладоттир прекрасно знает, что любые тексты могут субъективно восприниматься разными людьми. Так, например, А.Кобринский и ряд экспертов не считают, что данные тексты содержат негативные высказывания о предвыборной борьбе в Республике Молдова и нарушают принцип беспристрастности наблюдателей.
Если руководителей миссии смутили высказывания А.Кобринского, они могли предварительно обратить его внимание на эти «проблемные» тексты, не исключаю, что он мог их просто удалить. Однако были применены самые строгие меры, вплоть до грубого снятия бейджа наблюдателя с его одежды. Официальное уведомление о лишении аккредитации было выдано ему только на следующий день. Без права обжалования.
Напомню, Александр Кобринский – доктор исторических наук, профессор, член научно-экспертного совета ЦИК РФ, много лет был наблюдателем в составе миссий БДИПЧ в самых разных странах, всегда добросовестно исполнял свои обязанности.
Первопричина столь жестких действий руководства миссии, по его мнению, заключается в том, что он и некоторые его коллеги выявили ряд серьезных нарушений в ходе избирательной кампании, в огласке которых не было заинтересовано БДИПЧ.
Мне бы очень хотелось, чтобы руководство БДИПЧ продолжило изучение обстоятельств данного инцидента. Объективно и беспристрастно. И сообщило бы в СПЧ о результатах проверки. Это принципиальный вопрос. Во избежание повторения подобных неприятных казусов.
Комментарий члена СПЧ Игоря Борисова
Ответ директора БДИПЧ ОБСЕ Ингибьёрг Сольрун Гисладоттир на обращение СПЧ в защиту российского наблюдателя Александра Кобринского – очередной факт, свидетельствующей о параличе европейских межгосударственных правозащитных институтов, ставящих политическую целесообразность выше закрепленных в ряде международных актов прав человека и общепризнанных правил международной деятельности.
Поводом для удаления профессора и доктора исторических наук А.Л.Кобринского из миссии БДИПЧ послужили тексты, которые он разместил в личных блогах и которые не были связаны с работой наблюдательной миссии ОБСЕ.
Впервые в истории БДИПЧ ОБСЕ, его директор публично поддержала «селективность» по принципу личных убеждений при отборе членов миссий в нарушение правил ОБСЕ, предусматривающих паритетную и консенсуальную деятельность международной организации.
Так, Решение Совета Министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ (№ 19/06, Брюссель, 2006 г.) требует от БДИПЧ «уделять максимальное внимание вопросам независимости, беспристрастности и профессионализма сотрудников БДИПЧ, осуществляющих наблюдение за ходом выборов».
Ни один документ БДИПЧ не предусматривает проверку на «идейность», в том числе путем мониторинга блогосферы, но для А.Кобринского сделали «исключение». Именно этот факт беспокоит правозащитников. Завтра БДИПЧ будет лишать полномочий своих «неблагонадежных» членов за обмен месседжами в WhatsApp или Telegram (а при желании – и за «сомнительные» телефонные разговоры) демонстрирующие «предубеждения или предпочтения… применительно к каким-либо спорным вопросам» (цитата из Кодекса поведения наблюдателей БДИПЧ, приведенная в ответе госпожи Гисладоттир).
Решение упомянутого Брюссельского СМИД потребовало от БДИПЧ увеличить прозрачность формирования миссии наблюдения: «при поддержании наивысших профессиональных стандартов обеспечить дальнейшее повышение уровня транспарентности набора кандидатов в состав групп наблюдения». Но БДИПЧ умалчивает основания удаления российского наблюдателя из состава своей миссии.
Широкое толкование инструкций собственного изготовления (Кодекс поведения наблюдателей БДИПЧ не утверждался государствами-участниками ОБСЕ), которые директор БДИПЧ ставит выше решений директивных органов ОБСЕ, уводит нас от тех целей, которые были поставлены при создании Бюро в 1990 году – «для содействия контактам и обмену информацией о выборах в государствах-участниках» (Парижская хартия для новой Европы, Париж, 1990 г.), и ставит под сомнение эффективность работы ОБСЕ в интересах развития демократии и верховенства права.