Проблемы НКО

Члены СПЧ подготовят экспертное заключение для Конституционного суда по делу о жалобе ряда НКО на закон "О прокуратуре"

Ответственными за подготовку экспертного заключения назначены члены Совета Мара Полякова, Тамара Морщакова и Илья Шаблинский. Оно будет рассматриваться Конституционным судом в рамках коллективной жалобы ассоциации "Агора", центра "Мемориал", фонда "Международный стандарт" и других некоммерческих организаций.

24 декабря 2014

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека в ближайшее время подготовит письменное заключение для Конституционного суда, рассматривающего коллективную жалобу ассоциации "Агора", правозащитного центра "Мемориал", общественной организации "Гражданское содействие", организации "Забайкальский правозащитный центр", фонда "Международный стандарт" и гражданки Светланы Ганнушкиной на нарушение конституционных прав и свобод положениями Федерального закона "О прокуратуре в Российской Федерации".

Судья Конституционного суда Николай Бондарь, рассматривающий данное дело, попросил членов Совета ответить на ряд вопросов, в числе которых: 

- Каковы особенности прокурорского надзора как особого вида государственно-властной надзорной деятельности в соотношении с иными видами государственной контрольной деятельности (включая Министерство юстиции РФ, налоговые органы и т.п.)? Как это влияет на характер и уровень детализации соответствующих видов контрольной деятельности?

- Каковы нормативно-правовые основания (включая, возможно, акты ведомственного характера) проведения органами прокуратуры проверок исполнения законов с привлечением сотрудников иных органов государственной власти, например, сотрудников Министерства юстиции РФ? Не усматривается ли здесь возможность подмены органами прокуратуры иных государственных органов (что не допускается требованиями абзаца первого пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации")?

- Вытекает ли возможность проведения прокурорского надзора в инициативном порядке из самого по себе конституционно-правового статуса прокуратуры Российской Федерации или же это следует рассматривать как проявление фактически сложившейся практики?

- В случае, если проверочное мероприятие в порядке надзора за исполнением законов проводится органами прокуратуры по своей собственной инициативе, предполагается ли необходимость принятия для этого специального мотивированного решения, в том числе с указанием оснований проверки, определением целей и пределов проверки и т.п.? Связаны ли органы прокуратуры изначально определенным предметом проверки или же в ходе проверочных мероприятий деятельность проверяемого субъекта может оцениваться и на предмет исполнения иных законов?

- Содержит ли действующее законодательство и ведомственное правовое регулирование достаточную регламентацию, например, периодичности, порядка, сроков проведения органами прокуратуры проверок исполнения законов? Существуют ли нормативно установленные ограничения числа прокурорских проверок, проводимых в отношении одной и той же некоммерческой организации за конкретный период времени?

Полный перечень вопросов доступен в обращении судьи Конституционного суда в Совет, который опубликован в материалах постоянной комиссии по развитию некоммерческих организаций (ПК 1 - председатель Елена Тополева-Солдунова).

Ответственными за подготовку экспертного заключения назначены члены СПЧ Мара Полякова, Тамара Морщакова и Илья Шаблинский.