Члены Совета планируют обратиться в прокуратуру в поддержку наказанных за акцию протеста матерей в Беслане

Задержания и наказания участников акции протеста 1 сентября в Беслане не имеет под собой законных оснований, считают некоторые члены Совета по правам человека. Они планируют обратиться в прокуратуру, так как право на выражение мнения может реализовываться в любой форме, а в той ситуации к матерям следовало бы относиться особо внимательно и деликатно.

4 сентября 2016

1 сентября во время траурного мероприятия в пямять жертв страшного теракта, произошедшем в бесланской школе 12 лет назад, шесть матерей погибших пришли в футболках с обвинительными надписями в адрес Президента - они были недовольны проведенным за эти годы расследованием. Участниц акции задержали в грубой форме и обвинили по статьям "Неповиновение сотрудникам полиции" и "Нарушение правил проведения митингов". Четырем активисткам суд назначил по 20 часов общественных работ, двоих оштрафовал на 20 тысяч рублей.

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека в день произошедшего взял ситуацию под свой контроль. Глава СПЧ призывал правоохранительные органы и суд с максимальным вниманием и человечностью относиться к участницам протеста. В то же время члены Совета планируют подготовить обращение в прокуратуру в связи с тем, что с их точки зрения, в действиях протестующих нет состава преступления - право на выражение взглядов и мнений должно быть защищено.

Палитра мнений относительно задержания и наказания протестующих женщин - в подборке комментариев членов СПЧ.


Андрей Бабушкин

Глубоко возмущен циничной расправой над пятью матерями  Беслана на панихиде в школе № 1 г. Беспана, где 12 лет назад погибло 334 человека, в том числе 186 детей.

Эти матери, потерявшие своих детей в те страшные дни, были задержаны и избиты полицейскими и людьми в штатском за то, что на них были футболки с надписью: "Путин - палач Беслана". Затем их  доставили в суд с обвинением по ст. 19.3 КоАП РФ (злостное неповиновение сотрудникам полиции) и по ст. 20.2 (нарушение порядка проведения митинга).

В рапортах полицейские признали,  что  отряд СОБР МВД Республики был вызван для пресечения противоправных действий – наличие на женщинах маек с надписями, содержащими их оценку действий руководителя страны.

Одна из матерей, Эмма Бетрозова,  на суде сказала: «Я не преступник, чтобы меня с места теракта, где погибла вся моя семья, забирать на полицейской машине. Это место, где я не считала нужным просить постоять. Там я потеряла самое дорогое, что имела на этой земле. Поступать так с матерями, чьи дети погибли в спортзале, — верх цинизма».

Светлана Маргиева объявила голодовку.

Считаю необходимым немедленное прекращение преследования матерей Беслана и публичное извинение перед ними руководства МВД Осетии.


Александр Брод

СПЧ должен осудить действия силовиков и направить письмо новому полпреду в СКФО. Сейчас в регионах проходят акции в поддержку матерей Беслана, кстати, протестующих в Санкт-Петербурге хотели избить. Беда вся в том, что не было должного расследования трагедии в Беслане, на матерей погибших постоянно оказывалось давление. Эти обстоятельства тоже должны быть отражены в позиции СПЧ.


Игорь Каляпин

Совершенно согласен с тем, что нужно поддержать матерей Беслана и выразить возмущение по поводу привлечения их к административной ответственности. А вот требовать привлечь к ответственности полицейских, которые их задержали, я считаю неправильным. Нет оснований для такого требования. Более того, это усугубит конфликт и может привести к тому, что на женщин возбудят еще и уголовное дело по ст. 318 УК РФ. 


Елена Масюк

Считаю, что произошедшее в Беслане - это позор для власти: и региональной и федеральной. Да, власть хочет забыть тот день, но матери, потерявшие своих детей, никогда не дадут власти забыть того, что случилось 12 лет назад. 

Абсолютна уверена, что Совет должен выступить в защиту матерей Беслана.


Александр Мукомолов

В день Поминовения большинство пострадавших не были готовы к акции пятерых, пытались  остановить их от неконструктивных во всех отношениях демонстраций. За прошедшие 12 лет эта группа "Матерей Беслана" провела достаточно много громких и противоречивых акций. Скорее всего 1 сентября 2017 года они продолжатся.

Насильственные действия против них безусловно следует осудить, а чтобы СПЧ сделать для них что-то полезное, предлагаю включить этот вопрос в план нашей будущей работы с региональными Советами по преодолению негативных последствий осетино-ингушского конфликта.


Элла Полякова

Возмутительная ситуация - СОБР против матерей!


Николай Сванидзе

Это матери погибших детей. Их дети погибли в Беслане. У всех этих матерей, которые участвовали в акции, их было пять человек. У одной из них погибли двое сыновей и муж. Эти женщины имеют право на все, вообще на все. Ну, только с бомбой не имеют права бегать. А говорить, рисовать на своих майках, демонстрировать эти майки они могут абсолютно. И никто им не имеет права даже слова пикнуть. Не то что задерживать, не то что за руки хватать до синяков, а слова сказать. Государство должно этим женщинам кланяться в ноги, целовать руки и просить прощения. За то, что не сберегли их детей. И их же полиция из их города — мужики в погонах, которые, может быть, с их детьми дружили, когда в школе вместе учились, которые, может быть, у них дома бывают — они винтят этих женщин, которые им самим в матери годятся, и тащат их в околоток. По-моему, здесь говорить о том, имеет право-не имеет права, бессмысленно. Это абсолютное скотство, это позор и стыд — другой у меня оценки нет.


Анита Соболева

Я считаю, что это возмутительная ситуация - в одном углу зала чиновники возлагают цветы, а в другом правоохранительные органы "винтят" матерей и родственников погибших.


Илья Шаблинский 

С моральной точки зрения действия полиции (властей) в этой ситуации выглядят просто мерзко - главное не прогневить Москву, а на чувства матерей плевать. С правовой же точки зрения, я уверен, что нет никаких правовых основания для какого бы то ни было административного правонарушения. Вообще никакого! Да тут, кажется, и споров нет. Всякий может выразить свое отношение к власти и к президенту - и с помощью надписи на майке.


Максим Шевченко

Я считаю, что арестовывать матерей на том месте, где жестоко убили их детей, какие бы лозунги они ни написали на своих майках, — это безнравственно абсолютно. Я считаю, что с этими матерями — надо с них до конца их жизни трагической сдувать пылинки и бережно и нежно разговаривать, какие бы реакции они ни выдавали. Это их право — не верить в официальную версию убийства их детей. Если, допустим, кому-то казалось, что они неправильно себя ведут, надо было сразу их не арестовывать, а поговорить с ними, дать им возможность высказаться и так далее.


Напомним, захват заложников в школе № 1 города Беслана (Северная Осетия) был совершен террористами утром 1 сентября 2004 года во время торжественной линейки, посвященной началу учебного года. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании 1128 человек, преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы, в тяжелейших условиях.

На третий день около 13:05 в школе произошли взрывы, и позже возник пожар, в результате чего произошло частичное обрушение здания. После первых взрывов заложники начали выбегать из школы, и силами Центра специального назначения Федеральной службы безопасности был предпринят штурм. Во время хаотичной перестрелки, в том числе с участием гражданских лиц, пользовавшихся личным оружием, было убито 28 террористов. Единственный взятый живым террорист, Нурпаша Кулаев, был арестован и впоследствии приговорен судом к пожизненному заключению.

Хотя большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в результате теракта погибли 314 человек из числа заложников, из них 186 детей. Всего, включая спасателей, погибло 333 человека, и свыше 800 получили ранения разной степени тяжести.