Член СПЧ Борис Кравченко рассказал о социальных обязательствах в период кризиса и защите прав трудящихся
Член СПЧ, председатель постоянной комиссии по трудовым правам и социальному партнерству, президент Конфедерации труда России Борис Кравченко дал интервью газете "Московский комсомолец", в котором рассказал о социальных обязательствах в период экономического кризиса, о пенсионной реформе и защите интересов трудящихся.
6 апреля 2015Член Совета при Президенте Российской Федерации по равзитию гражданского общества и правам человека, председатель постоянной комиссии СПЧ по трудовым правам и социальному партнерству, президент Конфедерации труда России Борис Кравченко дал интервью газете "Московский комсомолец", в котором рассказал о социальных обязательствах в период экономического кризиса, о пенсионной реформе и защите интересов трудящихся.
Читайте текст беседы, которую провел корреспондент "МК" Семен Кузьмичев.
— Борис Евгеньевич, расскажите, почему же сейчас, в период экономического кризиса, так важны и востребованы независимые профсоюзы?
— Государство пытается найти выход из экономического кризиса, сокращает свои социальные обязательства, расходы на зарплаты бюджетникам, по сути, пытается решить за счет людей труда проблемы собственной экономической несостоятельности.
В России осталось не так много по-настоящему сильных организаций, готовых защищать коренные интересы человека труда, способных проводить крупные и успешные коллективные акции в защиту прав трудящихся. Я говорю о настоящих независимых профсоюзах, составляющих основу Конфедерации труда России, вокруг которой сегодня объединяются десятки тысяч работников. Уже не первый год наши профсоюзы сопротивляются полномасштабным неолиберальным реформам.
— В России остались профсоюзы, которые могут отстаивать интересы человека труда и при этом находиться в диалоге с правительством? И что вы понимаете под словами «борьба за интересы человека труда»?
— Борьба — это сложный и ежедневный процесс защиты интересов российских работников от усиливающихся аппетитов работодателей. В качестве примера такой работы можно привести конфликт на Станции скорой медицинской помощи Уфы, где успешная борьба независимого профсоюза «Действие» за повышение зарплаты обернулась административным давлением руководства станции на работников — членов профсоюза. Продолжается «итальянская забастовка» в поликлиниках Москвы, сильному давлению подвергаются активисты нашего автомобильного профсоюза МПРА в Калуге. При этом мы, конечно, не отказываемся от диалога с правительством. Работаем и в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, взаимодействуем с различными государственными органами. Участвуем в Президентском совете по развитию гражданского общества и правам человека. Во всех этих структурах мы жестко и последовательно отстаиваем интересы членов наших профсоюзов и всех российских трудящихся.
— Скажите, а как профсоюз воспринимает инициативу правительства увеличить пенсионный возраст?
— Мы считаем это решение резко противоречащим интересам трудящихся. Повышение возраста выхода на пенсию может вызвать недовольство подавляющего большинства россиян и серьезно снизить уровень доверия к государственным институтам. Повышение возраста выхода на пенсию даст лишь кратковременный и притом незначительный эффект.
Мы достаточно критически воспринимаем законопроект, разработанный Министерством труда, предполагающий приостановление выплат пенсий работающим пенсионерам, имеющим годовой доход свыше 1 млн рублей. В правительстве не учитывают, что данный законопроект охватывает категорию высококвалифицированных работников: пилотов, авиадиспетчеров, моряков, шахтеров, работников добывающих отраслей. Это означает лишение заслуженной пенсии примерно 220 тысяч работающих пенсионеров. В первую очередь это коснется тех, кто трудится во вредных условиях. Значительная часть этих высококвалифицированных работников как раз объединена в наши профсоюзы. Они требуют от Конфедерации жестко обозначить нашу позицию, что мы и делаем.
Тревогу вызывает и судьба накопительной части пенсионной системы. Ее внедрение широко обсуждалось в начале 2000-х годов, и в тот момент предложение не казалось бесспорным. Тем не менее в стратегическом плане решение принято — государство взяло на себя определенные обязательства и уже приступило к их реализации. Следует помнить о том, что на сегодняшний день в накопительной программе участвуют десятки миллионов людей — простых работников крупнейших предприятий страны, являющих собой основу нашей экономики. Жонглирование их интересами неприемлемо. Подобное обхождение с пенсионными правами граждан ставит под удар достойное будущее этих людей.
— То есть вы выступаете против конфискации пенсионных накоплений?
— Общим мнением российских работников является недопустимость конфискации пенсионных накоплений. Президент России В. Путин в 2013 году заявил о недопустимости ее конфискации, что было тогда многими поддержано. Трудящиеся положительно восприняли обещание «гарантировать вкладчикам в частные пенсионные фонды их вложения, их сохранность, надежность и эффективность использования». Но сегодня мы видим, что правительство тормозит с реализацией этих решений, оно настроено на упразднение накопительной системы в целом. Не следует ликвидировать дефицит бюджета ПФР за счет ухудшения положения работающих граждан страны, которые выбрали независимые пенсионные фонды. Постоянные реформы пенсионной системы, принятие новых решений, отмена старых создают впечатление, что у социального блока правительства пока нет стратегии, нет понимания того, как должна развиваться социальная сфера, каковы должны быть отношения в сфере труда и занятости. Вместо этого мы видим постоянные попытки найти дополнительные средства, чтобы устранить дефицит средств Пенсионного фонда России.
— Расскажите о ближайших перспективах развития профсоюза.
— Последние месяцы отмечены симптомами глубокого кризиса и экономического спада. Работодатели стремятся переложить свои издержки на плечи работников. Растет давление на профсоюзный актив. Факты незаконного воздействия на профсоюзных лидеров вплоть до уголовного преследования и увольнения профсоюзных активистов, борющихся за права наемных работников, стали повсеместными. Недавно в Москве прошло заседание Совета Конфедерации труда России, на котором было принято заявление с резкой критикой планов правительства лишить пенсий огромного числа наемных работников. Обсуждено продолжение кампаний солидарности с находящимися под стражей профактивистами и требование освобождения лидеров Шереметьевского профсоюза летного состава Алексея Шляпникова, Валерия Пимошенко и Сергея Кнышова, лидера профсоюза докеров порта «Восточный» Леонида Тихонова, внуковских авиадиспетчеров Светланы Кривсун, Романа Дунаева и Александра Круглова.
20—21 мая в Москве состоится очередной IX съезд КТР, на котором мы намерены обсудить наиболее острые вопросы современного положения наемных работников, стратегию профсоюзов в условиях глобального экономического кризиса. К участию приглашены представители МОТ, Международной конфедерации профсоюзов, российских и зарубежных профсоюзов, представители Государственной думы и федеральных органов власти. Это будет достаточно представительный съезд, который выработает позиции по взаимодействию профсоюзов с социальными партнерами и государственными органами в текущих условиях. Мы убеждены, что развитие профсоюзных прав является основным условием экономического роста и процветания страны.
Продолжение беседы на сайте газеты "Московский комсомолец"