Член СПЧ, адвокат Владимир Ряховский награжден медалью имени поэта и государственного деятеля Гавриила Державина

Вручение медали состоялось 18 мая и было приурочено к 60-летию правозащитника, которое отмечалось 5 мая. Медаль Державина вручается Фондом поддержки творчества писателей-юристов, призванного содействовать развитию интеллектуально-творческого потенциала, духовности и роста престижа юридической профессии в Российской Федерации.

23 мая 2017

Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, известный адвокат и директор некоммерческого партнерства "Славянский правовой центр" Владимир Ряховский награжден медалью имени поэта и государственного деятеля эпохи Просвещения Гавриила Державина.

Вручение медали состоялось 18 мая и было приурочено к 60-летию правозащитника, которое отмечалось 5 мая. Медаль Державина вручается Фондом поддержки творчества писателей-юристов, призванного содействовать развитию интеллектуально-творческого потенциала, духовности и роста престижа юридической профессии в Российской Федерации.

Как отметил директор Фонда, поэт и адвокат Владимир Коровников, Гавриил Державин был генерал-прокурором Сената и министром юстиции при Екатерине II, имел прямое отношение к выстраиванию правовой и административной системы в Российской империи. В свою очередь, адвокат Владимир Ряховский сделал многое для защиты прав человека и, в частности, для того, чтобы в нашей стране соблюдалось право на свободу совести и вероисповедания.

К своему 60-летнему юбилею Владимир Васильевич подошел как общественный деятель общероссийского масштаба, его хорошо знают верующие самых разных конфессий и религий по всей России.

О масштабе и яркости личности Владимира Ряховского говорит его биография – он рос в семье евангельских верующих – пятидесятников, его отец Василий Ряховский несколько раз был осужден за веру в советское время. Долгое время Владимир Васильевич работал народным судьей, с 1993 года руководит Славянским правовым центром (сопредседатель – Анатолий Пчелинцев), который стал за это время ведущей правозащитной организацией России. Каждый верующий может получить консультацию в Славянском правовом центре. Самые громкие судебные процессы и показательные дела, касающиеся свободы совести, вели адвокаты СПЦ, и в том числе Владимир Ряховский. Именно Славянский правовой центр подал первую жалобу верующих (о регистрации "Армии Спасения") в Европейский суд по правам человека, и эта жалоба была удовлетворена.
Владимир Ряховский и адвокаты СПЦ – всегда на передовой в защите религиозной свободы, так было и после принятия Закона о свободе 1997 года, и в 2016 году после принятия "Закона Яровой", который наложил ограничения на миссионерскую деятельность религиозных объединений.

В настоящее время Владимир Ряховский - член Президиума Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член Общественной коллегии по жалобам на прессу, член редколлегии журнала "Религия и право". С 2000 года по 2004 г. являлся членом Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека РФ. В 2001 году за активное участие в защите права на свободу совести и вероисповедания награжден почетным знаком Уполномоченного по правам человека Российской Федерации "За защиту прав человека". В 2007 году Федеральной адвокатской палатой РФ награжден знаком "Почетный адвокат России" за вклад в защиту прав граждан, в 2008 году награжден Серебряной медалью им.Ф.Н. Плевако.

 

Самые яркие цитаты Владимира Ряховского из его статей и интервью:

  • Я считаю, что это обязанность каждого – если ты веришь, если ты принял Христа в свое сердце, то твоя обязанность как христианина – не закапывать это куда-то, не прятать, а именно говорить.
  • Государство, безусловно, должно защищать интересы ведущих религий страны, но стремление защищать интересы только «традиционных» верующих является своего рода «ящиком Пандоры».
  • Одной из важнейших составляющих российского законодательства в области свободы совести являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ч.4 ст.15). Данное положение включено в Конституцию впервые в истории России. Тем самым открывается возможность прямого действия и применения актов международного права.
  • Согласно духу Конституции РФ и Закона о свободе совести, должно быть право на совместное исповедание веры без формализации.
  • То есть группа страстных рыболовов поехала на рыбалку – это нормально, а если мы собрались читать и молиться, то мы должны регистрироваться? Еще раз говорю: должны быть разумные пределы государственного регулирования. И запретят мне сегодня дышать – я все равно буду дышать, а запретят мне говорить о Боге – я все равно буду говорить.
  • Мне приходилось участвовать в качестве адвоката в делах по оскорблению чувств верующих, по 148-ой статье, и мне невольно хочется задать вопрос тому, что считает себя потерпевшим: по каким критериям он - верующий? Я могу сказать, что вера без дел мертва. А какой ты верующий, если у тебя в семье то-то и то-то? Ты просто называешь себя верующим. И мне интересно, кому в голову могло прийти – внести в уголовное право такой новый субъект, как верующий.
  • Несмотря на благотворность самой дискуссии, которая развернулась вокруг религиозной литературы, остается нерешенной и еще одна из главных проблем правоприменительной практики. Это возможность широкого толкования и применения к религиозным идеям, выраженным в текстах, положений Закона о противодействии экстремистской деятельности. Определение экстремистской деятельности включает в себя такие пункты, как «пропаганда превосходства одной религии над другой», что характерно для всех религиозных направлений.
  • Необходимо скорректировать само определение экстремизма в российском законодательстве, иначе абсурдных ситуаций вокруг религиозной литературы будет не избежать.
  • К сожалению, мы сегодня становимся свидетелями, клерикализации нашего общества, конечно, это вступает в противоречие и Конституцией, с основным законом нашей страны, и с действующим законодательством. Представляет ли это опасность для нашей страны? Я считаю, что да, представляет серьезную опасность, потому что у нас в стране нет глубокого уважения к религиозному выбору другого человека, и этот религиозный фактор служит не к объединению религий, а к разъединению общества по религиозному признаку.

Источник: журнал "Религия и право"