Бюджет как "тришкин кафтан" и сокращения на градообразующем заводе - Александр Мукомолов о визите в Усть-Катав

Член СПЧ Александр Мукомолов в преддверии выездного заседания Совета в Челябинской области 24 июня посетил город Усть-Катав, расположенный в 260 км от Челябинска. Правозащитник пообщался с жителями, встретился с мэром города, посетил редакцию местной газеты, прокуратуру и администрацию градообразующего усть-катавского вагоностроительного завода.

26 июня 2017

Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Александр Мукомолов в преддверии выездного заседания СПЧ в Челябинской области 24 июня посетил город Усть-Катав, расположенный на западном склоне гор Южного Урала в месте впадения реки Катав в реку Юрюзань, в 260 км от Челябинска.

Населенный пункт согласно распорядению Правительства, признан моногородом с наиболее сложным социально-экономическим положением. По данным на 2016 год, население Усть-Катава составляет 22 627 человек. Через город проходит Транссибирская магистраль (станция Усть-Катав), в 1 км южнее — автомагистраль М5 Москва - Челябинск.

В ходе визита в город Александр Мукомолов встретился с мэром города, посетил редакцию местной газеты, прокуратуру и администрацию градообразующего усть-катавского вагоностроительного завода. Для того чтобы лучше узнать о проблемах, он также пообщался с местными жителями и специалистами в области здравоохранения, образования и культуры. 

"На 70% бюджет города дотационный. Бюджет по сути – "тришкин кафтан", - поделился выясненным Мукомолов.  - Отремонтировали жилые дома, не хватило денег на школы и спортивные сооружения; залатали дороги – остановили газофикацию и т. д. Полностью вышли из строя очистные, пришлый бизнесмен уже 10 лет валит вокруг города карабельные сосны, с инсультом борются за 100 километров от Усть-Катава, в Сатке, сетевики давят местную торговлю, отслужившие в армии усть-катавцы остаются безработными, возвращаясь домой.  Город ветшает, уезжают квалифицированные заводские специалисты, учителя, медики, молодежь".

"Президентский Совет, работающий в настоящее время в Челябинской области досконально вникнет в ситуацию и попробует поддержать усть-катавцев", - пообещал член СПЧ.

Подробностями поездки Александр Мукомолов поделился в блоге на сайте Совета.


СПЧ в Челябинской области. Усть-Катав, 24 июня

Совсем скоро в городе Усть-Катаве отпразднуют двухсотшестидесятилетие. Все эти годы город и завод прошли вместе как единое целое, пока не получили современный статус моногорода со всеми вытекающими последствиями.

В ХVIII веке завод был построен симбирскими купцами Твердышевыми и Мясниковым, земли куплены у башкирских старшин, крепостные крестьяне переведены из Симбирской, Нижегородской, Пензенской и других губерний и уездов. Работные люди выковывали железо, строили барки-коломенки, в ХХ веке завод выпускал железнодорожные платформы, а с 1936 года трамвайные вагоны. Во время Великой отечественной войны Усть-катавский вагоностроительный (УКВЗ) освоил выпуск пушек к «тридцатичетверкам» и корпусов ракет к «катюшам». Ракетная и трамвайная тематика остается и в настоящее время. Тяговые двигатели для «союзов» и «прогрессов», ракеты военного предназначения, 25 тысяч трамвайных вагонов выпущено для 78 городов СССР. Завод  до настоящего времени остается головным предприятием трамвайного производства.

И ранее для УКВЗ наступали непростые времена, например в 1936 году при переходе от производства железнодорожных вагонов к трамваям и увольнения более 500 специалистов. Однако, сегодняшняя ситуация даже на первый взгляд кажется критичной и неразрешимой в ближайшее время. Программа поддержки малых городов только поддерживает элементарные условия для выживания. Урезаются штаты, 3500 рабочих и служащих в настоящее время не является пределом для продолжения сокращений (не так давно на УКВЗ работало до 12 000 человек). На 70% бюджет города дотационный. Бюджет по сути – «тришкин кафтан». Отремонтировали жилые дома, не хватило денег на школы и спортивные сооружения; залатали дороги – остановили газофикацию и т. д. Полностью вышли из строя очистные, пришлый бизнесмен уже 10 лет валит вокруг города карабельные сосны, с инсультом борются за 100 километров от Усть-Катава, в Сатке, сетевики давят местную торговлю, отслужившие в армии усть-катавцы остаются безработными, возвращаясь домой.  Город ветшает, уезжают квалифицированные заводские специалисты, учителя, медики, молодежь.

И удивительное в наше время единодушие жителей Усть-Катава, городской администрации и дирекции завода: на дотациях долго не протянешь, следует биться за развитие завода, потенциал которого далеко не исчерпан.

Президентский Совет, работающий в настоящее время в Челябинской области досконально вникнет в ситуацию и попробует поддержать усть-катавцев.