

Рукшин Сергей Евгеньевич
профессор государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный педагогический университет им. Герцена"
Возвращение Учителя
30 апреля 2025 494 просмотра Доминантой всех обсуждений юбилейного, XV Санкт-Петербургского международного образовательного форума, проходившего с 24 по 28 марта, стало желание подвести итоги 25 лет реформ, затронувших все уровни образования нашей страны, от дошкольного и общего среднего до высшей школы и аспирантуры, и понять, какое образование нужно для обеспечения национального суверенитета страны и ее устойчивого высокотехнологичного развития.И, в первую очередь, говорили о двух вещах: необходимости возвращения в общественное сознание значимости социального статуса Учителя и Педагога и восстановления не на словах, а на деле единства образования и воспитания. Еще древние греки говорили, что в обществе есть всего две важнейших профессии –— преподаватели и врачи. Но если ошибка врача влияет лишь на ближайшее будущее одного человека, то ошибки педагогов — на отдаленное будущее всего общества. Стоит ли говорить о масштабах последствий малейшей оплошности людей, в руках которых находится такой мощный рычаг, как управление образованием и наукой целого государства? И не уподобимся ли мы, слепо копируя по подсказкам наших "доброжелателей" американские и другие иностранные модели школы, университета и организации фундаментальной и прикладной науки, Соединенным Штатам Америки, вынужденным "импортировать” лучших ученых, инженеров, конструкторов, программистов, а теперь еще и студентов и аспирантов ведущих научно-технических специальностей из других стран? Как объяснить нашим успешным менеджерам от образования, что в процессе реформ нам с 1990-х годов навязывали модели, работающие в совершенно других общественно-экономических условиях, модели, неразрывно привязанные тысячами тысяч незримых нитей к другим аспектам жизни американского общества? К условиям, совершенно отличным от тех условий, которые присущи нашей стране. И пытаться прививать эти модели в наших условиях — это как давать утопающему советы вроде "Дыши жабрами!" и "Активнее работай плавниками и хвостом!". Вспомним, сколько замечательных американских ученых, сколько нобелевских лауреатов, выдающихся инженеров, конструкторов авиационной и космической техники, не являются продуктом американской системы образования? Достаточно напомнить такие имена, как Сикорский, Зворыкин, Г.Гамов, Вернер фон Браун, Дж. фон Нейман, А.Эйнштейн, Энрико Ферми, В.Леонтьев… Увы! Вектор утечки мозгов, «brain-drain», направлен не в нашу сторону. Лучшие выпускники зачастую утекают от нас. В университетах — колоссальная проблема, решения которой не видно: как оставить в вузах лучших студентов, чтобы они могли научиться сами, преподавать в родном вузе и выращивать новые поколения специалистов, полноценно занимаясь наукой?
Где они, поколения преподавателей и педагогов, которые воспринимали свою деятельность не как работу преподавателя-предметника у доски, а как служение, как миссию? Ведь не случайно, как только выяснилось, что западные модели в наших условиях не работают, зашла речь о необходимости личностного воздействия на ученика, мы заговорили о функциях ментора, куратора, тьютора, наставника...
Мы снова провозглашаем лозунг «Учитель, воспитай Ученика!». Личность воспитывается только другой Личностью, и никакие компьютеры и дистанционные курсы не заменят общение с настоящим педагогом, который способен научить не только фактам, но и привить чувство ответственности за дело, которым ты занимаешься! И не важно, каким будет это дело. Важно, что если этой ответственности не будет, то все остальное уже не столь существенно.
Возможно ли успешное обучение без Учителя? Образование без воспитания? Изучение истории Родины без формирования гражданской позиции? Могут ли компьютеры и дистанционное обучение полноценно заменить Наставника и Педагога? Можно ли чему-нибудь научиться у человека, которого не любишь и не уважаешь ни ты, ни твоя семья, ни окружающие, и которого на твоих глазах нередко унижают и оскорбляют — зарплатой, недоверием, командным тоном, низведением на роль прислуги по вызову? И ответ был однозначен: необходимо вернуть высокий социальный статус профессии Учителя и вернуть воспитание в образование.
Из системообразующего института нации, который формирует нас как граждан этой страны, образование рискует окончательно превратиться в услугу. Вместо специалиста, который корнями связан с судьбами и потребностями Родины, мы уже получили обладателей аттестатов и дипломов, которые родную страну воспринимают как место работы. Которое, в случае чего, можно и поменять. Недавно опубликована страшная статистика — знаете ли Вы, сколько процентов выпускников хотели бы работать за границей?!
По заказу председателя СПЧ, советника Президента В.А. Фадеева ВЦИОМ был проведен опрос, результаты которого повергли нас в шоковое состояние. В возрастной категории от 18 до 24 лет правильные ответы на простейшие вопросы знало ничтожно малое количество респондентов:
- Куда впадает Волга? 18%
- Кого и когда свергли большевики? 12%
- Сколько на Земле океанов? 18%
- Самая длинная река России? 12%
- Кого убил Чичиков в «Мертвых душах»? 7%
- В каком веке творил Пушкин ? около 30%
Человек, который не знает историю, географию, литературу и культуру своей страны, потерян для воспитания. Это игрушка в руках манипуляторов.
Сведение образовательных интересов к трем ЕГЭ, необходимым для поступления в вузы, породило поколение молодежи, которое не знает толком истории своей страны. Им нечем гордиться, с ними невозможно обсуждать наши взлеты и падения, они готовы поверить любым ярко упакованным идеологическим диверсиям.
И никакая компьютеризация страны не сможет помочь нашему образованию, если не будет взаимопонимания учителя и ученика, взаимного доверия родителей и педагогов, не будет восстановлен социальный статус профессии учителя и преподавателя вуза. Мы не продвинемся ни на йоту к возрождению страны без доверительного контакта семьи и школы, без доверия государства к профессиональной честности и добросовестности школьного учителя и университетского преподавателя.
А реформы, по словам участников форума, вели нас совсем в другом направлении. Увеличение количества всевозможных бумаг и отчетов, барское понукание и снисходительное похлопывание по плечу управленцев от образования, усмешки представителей других профессий и бывших учеников, непродуманное и непосильное увеличение нагрузок педагогов. Ох, тяжело нынче быть учителем! А последние реформы показывают, что мы встаем на путь подмены необходимости решать детские психологические и мотивационные проблемы изучения школьного курса разделением детей на умных и не очень, а семей — на богатых и не слишком, родителей — на способных оплатить дополнительное образование и репетиторов для своего чада.
Уже сейчас не слишком понятно, что же такое ОБЩЕЕ среднее образование и зачем оно нужно стране. Не легче и с высшим, особенно инженерно-техническим. Дабы не быть голословным, упомяну шокирующую ситуацию: студент-отличник выпускного курса, будущий кораблестроитель, на собеседовании при приеме на работу в ответ на простейший вопрос о течении жидкости спросил, из каких вариантов он должен выбрать правильный ответ… Ох, неспроста Президент В. В. Путин заговорил о нехватке научно-технических, инженерных и конструкторских кадров и необходимости радикально улучшить преподавание точных и естественных наук и информатики в школе.
И в этот очередной непростой момент истории страны, после введения санкций западных стран против России, когда нам перестали поставлять жизненно важные для страны изделия, технологии, продукты, нам впору вновь и вновь задуматься о том, что вопрос образования перерос свои естественные рамки и является, по сути, флагом борьбы за национальную безопасность и государственный суверенитет России. Что без его решения не будет ни инновационной экономики, ни миллионов новых высокотехнологичных рабочих мест, о которых говорил В.В.Путин, ни надежных систем защиты информации и систем связи, ни передовой военной техники, ни новых реакторов, ни безопасной энергетики, ни успешных запусков новых ракет. А также отечественного самолето-, автомобиле- и судостроения. Именно поэтому участники форума подняли вопрос о том, что пора подвести итоги реформ, задуматься и остановить непродуманную бессистемную и непрофессиональную вакханалию до анализа состояния образовательных систем и понимания того, какое образование нам нужно.
Нашим политическим лидерам мужества не заниматьми принятие решений по исправлению допущенных в ходе реформ ошибок их авторитету не повредит, а лишь укрепит его. И в России снова появятся в системе образования новые социальные лифты, которые вознесут из холмогорской глубинки новых Ломоносовых. Нам нужна консолидация значительной части нашего общества на основе идеи укрепления национальной безопасности и суверенитета России через возрождение отечественной системы образования и науки. И путь к этому лежит в возвращении в общественное сознание статуса и значения Учителя.
Первоисточник: "Учительская газета"