Брод Александр Семенович
Председатель координационного совета общероссийской общественной организации "Юристы за права и достойную жизнь человека"
В Москве обсудили вопросы ресоциализация личности посредством образования в уголовно-исполнительной системе России
4 мая 2023 784 просмотра На днях принял участие во Второй межрегиональной научно-практической конференции «Ресоциализация личности посредством образования в системе ФСИН России». Ее организаторами выступили Российская академия образования, Институт государства и права Российской академии наук, Общественный совет при ФСИН России, членом которого я являюсь, НИИ ФСИН России и Евразийский университет. Обсуждались значимость и различные аспекты получения образования, в том числе профессионального и высшего, осужденными к различным видам наказания как одного из инструментов их исправления, так и возможности после освобождения найти себе место в жизни.Одним из важнейших элементов ресоциализации является обучение осужденных навыкам работы по востребованным специальностям, качественная организация и обеспечение образовательного процесса в исправительных учреждениях, подготовка специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.
Формат конференции объединил в очно-заочной форме более 150 участников и предоставил возможность выступить 30 докладчикам из числа представителей ведущих научных, образовательных и общественных организаций, специалистов и экспертов, развивающих теорию и практику социальной̆ и уголовно-исполнительной̆ политики, соблюдения прав человека в части социальной адаптации и реабилитации, защиты прав, включая право на образование, и законных интересов осужденных, а также лиц, освобожденных из пенитенциарных учреждений, стремящихся вернуться к полноценной жизни.
Основным модератором пленарного заседания выступил руководитель Комиссии Общественного совета при ФСИН России по взаимодействию в сфере науки и образования Шамиль Кашаф.
Приветственные письма в адрес оргкомитета научно-практической конференции поступили от депутата Государственной думы Марии Бутиной, президента Российской академии образования, академика РАО Ольги Васильевой, члена Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, председателя общественной организации «Федеральная национально-культурная автономия белорусов России» Сергея Кандыбовича, директора Института государства и права РАН, члена-корреспондента РАН Александра Савенкова и других. В своих приветствия они, в частности, отметили важность развития практики дистанционного образования осужденных.
Особое место на конференции заняло обсуждение принятого в феврале этого года Федерального Закона «О пробации в Российской Федерации», о создании единой системы предоставления мер поддержки осужденным как на стадии исполнения приговора, так и после отбытия наказания.
В своем выступлении я отметил, что в целом ряде регионов России уже есть накопленный положительный опыт помощи в ресоциализации бывших осужденных как со стороны органов власти, так и общественных и религиозных организаций.
Например, специализированные службы адаптации созданы в Красноярском крае и Кемеровской области-Кузбассе. Эти структуры помогают бывшим осужденным встать на учет в центрах занятости, обеспечивают контроль за трудоустройством и решением социальных проблем, включая жилье.
В Тюменской области создан единый банк данных лиц, освобождающихся из пенитенциарных учреждений, к которому имеют доступ органы местного самоуправления. В нем есть контактная информация, с помощью которой органы власти могут связаться с гражданином, сообщить о мерах поддержки, дистанционно проконсультировать, пригласить на встречу по вопросам трудоустройства и соцподдержки. А сами бывшие заключенные могут сообщить о нарушении своих прав, неправомерных ограничениях и притеснениях со стороны работодателей, властей или любых третьих лиц.
Лучшие практики регионов и общественных организаций необходимо положить в основу создания масштабной сети центров пробации во всех российских регионах.
Особенностям ресоциализации осужденных были посвящены доклады профессора кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Вячеслава Селиверстова и научного руководителя Государственного университета путей сообщения Приволжского федерального округа, члена-корреспондента РАО Вячеслава Волова. Некоторые немаловажные аспекты образования в условиях цифровой трансформации УИС и российских вузов затронули в своих докладах ректор Евразийского университета Геннадий Письменский и преподаватель МГЛУ Андрей Кузнецов.
Вопросы получения образования и ресоциализации осужденных как одну из основных задач пенитенциарной пробации осветили заместитель начальника УФСИН России по Республике Мордовия Дмитрий Саблин, главный научный сотрудник НИИ ФСИН России Сергей Оганесян, начальник кафедры пенитенциарной психологии и педагогики СЮИ ФСИН России Олеся Ежова, директор Саратовского филиала ЧУ Библиотека информационно-образовательных ресурсов «Умней» Татьяна Иванушкина.
О результатах исследования особенностей организации обучения осужденных женщин в исправительных учреждениях УФСИН России по Владимирской области рассказала начальник кафедры психологии и педагогики профессиональной деятельности ВЮИ ФСИН России Ирина Куркина.
Обмену региональным опытом реализации образовательных программ по наиболее востребованным специальностям, которые получают осужденные, были посвящены выступления руководителя программы «Возвращение» фонда поддержки социальных инноваций «Вольное Дело» Петра Посмакова, члена Общественного совета при УФСИН России по Республике Мордовия, директора Саранского филиала ЧУ Библиотека информационно-образовательных ресурсов «Умней» Александра Сергеенко, а также заместителя председателя Общественного совета при УФСИН России по Тверской области Александра Лукьянчука. Кстати, в настоящее время в исправительных учреждениях Тверской региональной уголовно-исполнительной системы среднее специальное образование получают 150 осужденных, 30 осужденных обучаются в высших учебных заведениях.
По теме, касающейся трудоустройства освободившихся граждан и искоренения к ним негативного отношения со стороны общества, а также о широких возможностях, которые открываются принятым в феврале этого года законом «О пробации в Российской Федерации» для совместной деятельности государственных, общественных и бизнес-структур в Республике Татарстан, выступил руководитель Центра социальной реабилитации и адаптации, член Общественного совета при УФСИН России по Республике Татарстан, общественный помощник Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан Азат Гайнутдинов.
Отдельный блок конференции был посвящен значению книги и книжной культуры в современном образовательном процессе. В учреждениях уголовно-исполнительной системы действует свыше тысячи библиотек, большинство из них имеют читальные залы, а книжный фонд для осужденных насчитывает более 5 млн.книг.
Научный сотрудник Института востоковедения РАН и лаборатории деструктологии Московского государственного лингвистического университета Шамиль Кашаф представил обзор региональных образовательных практик и издательских проектов в сфере противодействия деструктивной идеологии, направленных на то, чтобы люди, нарушившие закон, могли переосмыслить свою жизнь. Руководитель Центра кризисной психологии, помощник председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Михаил Хасьминский рассказал о важности поощрения духовно-нравственного чтения как средства воспитания и исправления несовершеннолетних осужденных. Член рабочей группы по взаимодействию централизованных религиозных организаций мусульман и ФСИН России Сергей Зязин поделился опытом научно-исследовательской и просветительской работы в деле ресоциализации осужденных мусульман, которую проводит возглавляемый им центр «Умеренность и созидание».
По итогам конференции принята резолюция, содержащая предложения, направленные на дальнейшее обобщение накопленного опыта и внедрение лучших практик в образовательных учреждениях ФСИН России. Среди них, в частности, отражена поддержка намерениям Российской академии образования совместно с Комиссией Общественного совета при ФСИН России по взаимодействию в сфере науки и образования и рядом высших учебных заведений, имеющих многолетний опыт по ведению образовательной деятельности в исправительных учреждениях, взять на себя научно-методическое и консультационное сопровождение образовательного блока в системе пробации.
Использованы материалы организаторов конференции и ФСИН РФ.