Полякова Мара Федоровна

Председатель правления региональной общественной организации «Независимый экспертно-правовой совет»

СПЧ прорабатывает варианты расширения применения института примирения в уголовном процессе

Приглашаем экспертов по данной теме к обсуждению предложений. 

28 октября 2020 878 просмотров

Пра  В  

В рамках работы Постоянной Комиссии по научно-правовой экспертизе и развитию альтернативных способов разрешения конфликтов подготовлен проект федерального закона о расширении применения института примирения в уголовном процессе.

Главной идеей разработчиков является закрепление процедуры по достижению примирения, которая на сегодняшний день не урегулирована российским законодательством. Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы предусматривают лишь юридические последствия примирения. В законопроекте предлагается установить порядок процессуальных действий, направленных на создание условий для такого рода взаимодействия между обвиняемым и потерпевшим. Проект предусматривает возможность как самостоятельного примирения, так и процедур с участием примирителя, привлекаемого органами уголовного преследования для этой цели.

Приглашаем экспертов по данной теме к обсуждению предложений и просим комментарии и отзывы направлять по адресу zakon-pk-19@yandex.ru

 

                                                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 к проекту Федерального закона

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

для обеспечения потерпевшему, подозреваемому, обвиняемому возможности

примирения"

Проект федерального закона разработан в целях гуманизации уголовного судопроизводства и совершенствования форм ответа на преступление, предусмотренных законами российского демократического правового государства. Предполагается, что принцип неотвратимости наказания будет в большей степени, чем сегодня, дополнен правовыми возможностями урегулирования конфликта между обвиняемым (подозреваемым) и потерпевшим без применения мер государственного принуждения либо с минимальным их использованием. Должно быть поощрено раскаяние подозреваемого и обвиняемого, его стремление принять на себя не только имущественную, но и моральную ответственность за причиненный пострадавшему вред.

В уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации институт примирения обвиняемого с потерпевшим непосредственно связан с возможностью освобождения от уголовной ответственности (ст. 76 УК РФ, ст. 25 УПК РФ). Поэтому и «возможность примирения» сторон, как правило, отождествляется с основаниями освобождения от уголовной ответственности, что существенно ограничивает как гуманитарные эффекты примирения (принятие на себя ответственности и раскаяние обвиняемого (подозреваемого), исцеление потерпевшего, восстановление отношений, избавление затронутых преступлением людей от взаимной враждебности и страха), так и потенциал позитивных юридических последствий. Последнее обстоятельство связано с тем, что такой обязательный результат примирения сторон по уголовным делам как заглаживание вреда является, по действующему законодательству, независимо от категории преступления обстоятельством, смягчающим наказание (п. «к» ч. 1 ст. 61 УК РФ), одним из оснований для условно-досрочного освобождения (ч. 1. ст. 79 УК РФ), а также для отмены условного осуждения и снятия с осужденного судимости (ч. 1. ст. 74 УК РФ).

Центральная идея законопроекта состоит в том, что примирение определяется не только как результат, как достигнутое соглашение сторон, но и как длящийся процесс по его достижению. Для этого законопроектом предусмотрены процессуальные действия, обеспечивающие  создание необходимых для примирения условий. При этом осуществление примирения как такового происходит за рамками уголовно-процессуальной регламентации. Соглашение, достигнутое в результате примирения сторон, не означает его трактовку исключительно в качестве основания для прекращения уголовного дела; оно учитывается судом, следователем, дознавателем для вынесения предусмотренных законом решений в соответствии с категорией преступления, статуса обвиняемого и пр.

Таким образом, законопроект направлен на решение двух основных задач:

  1. расширение применения института примирения в уголовном процессе;
  2. формирование механизма, обеспечивающего его осуществление.

Решение первой задачи обеспечивается предоставлением сторонам права примириться независимо от категории преступлений на любой стадии уголовного процесса и при фактическом исполнении приговора органами исполнительной власти.

Решение второй задачи базируется на положении о том, что признаются любые правомерные средства достижения согласия между сторонами, включающие как самостоятельное примирение, так и примирительные процедуры, которые организуются и проводятся примирителем, привлеченным для этой цели судом, следователем, дознавателем, администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, либо сторонами по соглашению между ними. Специально подготовленный примиритель, не заинтересованный лично в исходе уголовного дела, организует примирительную процедуру, предполагающую встречу между обидчиком и пострадавшим, а также, при их желании, с участием иных лиц, интересы которых были затронуты совершенным преступлением, способствует: достижению между ними взаимоприемлемых договоренностей, связанных с заглаживанием вреда, причиненного преступлением; диалогу между сторонами в связи с иными последствиями преступления; в конечном счете, их примирению. Достигнутое в результате примирительной процедуры соглашение между сторонами закрепляется в примирительном договоре. Процедура может продолжиться и после подписания примирительного договора для уточнения его условий и в связи с необходимостью принятия дополнительных соглашений по поводу отдельных аспектов урегулирования ситуации.

            Применению примирительных процедур в публично-правовой сфере открыл дорогу Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства РФ, 2019, № 30, ст. 4099). Соответствующие нормы Федерального закона направлены на урегулирование споров, возникающих из административных правоотношений, но здесь же предусмотрена возможность распространения примирительных процедур в сфере публичного права. Введенная данным законом терминология расширяет правовой лексикон: во-первых, вводится общее понятие «примирительные процедуры», во-вторых, указываются их разновидности, а также предусматривается перспектива использования «других примирительных процедур», что служит примером и импульсом для выделения новых видов примирительных процедур для нужд уголовного судопроизводства.  

В предлагаемом законопроекте под примирительной процедурой подразумевается программа восстановительного правосудия и другие не запрещенные федеральным законом действия, осуществляемые примирителем для организации диалога, направленного на заглаживание вреда и достижения соглашения между сторонами.

Важным ориентиром для определения видов и наименований примирительных процедур в уголовном судопроизводстве являются международные акты. В Рекомендации CM/Rec (2018) 8 Комитета Министров государствам-членам Совета Европы, посвященной восстановительному правосудию по уголовным делам (принята Комитетом Министров 3 октября 2018 г. на 1326-й встрече представителей Комитета)[1] термин «восстановительное правосудие» вводится как общее наименование для процессов, позволяющих «тем, кому был причинен вред преступлением, и тем, кто несет ответственность за этот вред, в случае их добровольного согласия, активно участвовать в разрешении вопросов, возникающих в связи с совершением правонарушения, с помощью обладающей специальной подготовкой и беспристрастной третьей стороны (здесь и далее «facilitator»)[2]. Этот документ имеет целью развитие положений, сформулированных в Рекомендации № R (99) 19, посвященной медиации в уголовных делах[3], где обращено внимание на существование в разных странах множества терминов для обозначения программ, подходов и практик, направленных на достижение обоюдного согласия сторон[4]. В российской практике для наименования примирительной процедуры по уголовным делам, в которой реализуется концепция восстановительного правосудия, используется термин «программа восстановительного правосудия», введенный в международный оборот документом «Основные принципы применения программ реституционного правосудия в вопросах уголовного правосудия»; этот акт утвержден Резолюцией Экономического и Социального Совета ООН 2002/12 от 24 июля 2002 г.[5] Стандарты и нормы международных органов и их внимание к новым подходам в реагировании на преступления отражают то огромное значение, которое придается в мире восстановительному правосудию.

Восстановительный подход, возникший и утвердившийся в законодательстве и на практике как результат сотрудничества государства и гражданского общества, реализуется в деятельности правоохранительных органов и судов многих стран. Использование программ восстановительного правосудия в России началось в конце 90-х годов ХХ века в проектах Общественного центра «Судебно-правовая реформа» в сфере правосудия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Такое начинание стало возможным благодаря сотрудничеству с судами, органами прокуратуры, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательными учреждениями. Опыт получил распространение в ряде регионов, в частности в рамках созданной в 2009 г. Всероссийской ассоциации восстановительной медиации. Сегодня восстановительные программы применяются не только по уголовным делам о преступлениях, но и в работе с другими правонарушениями несовершеннолетних (не достигших возраста уголовной ответственности, а также совершивших административные правонарушения с причинением вреда) и для урегулирования конфликтных/сложных ситуаций в семье и образовательных учреждениях. Организационной структурой, которая занимается проведением программ восстановительного правосудия, стали территориальные (муниципальные) службы примирения, сформированные в ряде регионов на базе учреждений социальной сферы, сферы образования, молодежной политики.

            Согласно ежегодному межрегиональному мониторингу, проводимому Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, в 2018 г. территориальными службами примирения было успешно проведено в общей сложности 1720 восстановительных программ по всем указанным выше категориям случаев (в мониторинге приняли участие 11 регионов)[6]. Из них  программы восстановительного правосудия по делам о преступлениях несовершеннолетних проводились в 7 регионах. В таких программах, которые успешно завершились примирительным договором сторон, принял участие 651 потерпевший (несовершеннолетние и взрослые) и 676 несовершеннолетних обвиняемых. Такая деятельность активно ведется в Алтайском крае, Архангельской области, Пермском крае, Республике Татарстан и других субъектах Российской Федерации. Кроме того, в нескольких регионах начали проводить программы по делам о преступлениях и административных правонарушениях взрослых (по ст. 6.1.1. КоАП РФ) – 15 завершенных программ.

            К настоящему времени можно говорить о наличии практики реализации концепции восстановительного правосудия, ее методическом и организационно-правовом обеспечении (региональные Регламенты и Порядки проведения программ восстановительного правосудия), о наличии действующих образовательных программ по подготовке специалистов в этой области. Однако практику нельзя назвать устойчивой в силу отсутствия соответствующего федерального законодательства.

            При разработке законопроекта учтены положения Национальной стратегии действий в интересах детей, утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761, которой предусмотрен ряд мер, направленных на создание дружественного к ребенку правосудия (раздел VI). В качестве одного из важнейших направлений и основных принципов дружественного к ребенку правосудия Стратегия указывает на приоритет восстановительного правосудия, однако планы по реализации соответствующих положений до сих пор не выполнены.

            Приведенные выше данные мониторинга охватывают только те регионы, учреждения или специалисты которых являются членами или сотрудничают с Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации и добровольно предоставляют данные о проведенных восстановительных программах. Но примирительные процедуры (медиация) по уголовным делам, причем не только по делам в отношении несовершеннолетних и не только по делам частного обвинения, проводятся и в ряде других регионов (к примеру, Липецкая область, Свердловская область и пр.).

По замыслу разработчиков настоящего законопроекта, возможность примирения с потерпевшим должна обеспечиваться всем без исключения обвиняемым (подозреваемым), вне зависимости от их возраста и содержания обвинения (подозрения). В качестве первого этапа в правовом обеспечении сторонам конфликта возможности примирения предлагается распространить действие проектируемого федерального закона на уголовные дела, в рамках которых в совершении преступлений обвиняются лица, не достигшие возраста 18 лет. Таким образом будет достигаться поставленная Президентом России цель создания дружественного к ребенку правосудия.

Гарантиями реализации возможности примирения сторон выступают следующие отраженные в законопроекте институты и нормы:

провозглашение примирения правом сторон и разновидностью смягчающего наказание обстоятельства;

признание возможности примирения правонарушителя и пострадавшего на всех стадиях уголовного судопроизводства, включая стадию исполнения приговора;

закрепление обязанности администрации мест содержания под стражей, а также учреждений и органов, исполняющих наказания, содействовать примирительным встречам;

возможность подкрепления положений примирительного договора властью суда, который вправе возложить на условно осужденного соответствующие обязанности; нарушение этих обязанностей может послужить основанием для продления испытательного срока или отмены условного осуждения с исполнением назначенного приговором суда наказания;

установление возможности принудительной реализации некоторых условий примирительного договора, в том числе, связанных с возмещением вреда, на основании исполнительного листа, выдаваемого судом по ходатайству лица, заключившего примирительный договор;

возложение на следователя, дознавателя и суд обязанности разъяснять сторонам их право на примирение;

предоставление следователю, дознавателю, суду права приостановить производство по делу для обеспечения сторонам возможности примирения;

законодательное закрепление основных условий деятельности примирителя, предоставление ему иммунитета от дачи показаний, нарушающих конфиденциальность примирительной процедуры;

обязательность приобщения к материалам уголовного дела по ходатайству стороны примирительного договора и других документов, подтверждающих факт примирения сторон;

расширение круга случаев, когда потерпевший вправе участвовать в судебном заседании в стадии исполнения приговора.

В результате конкретизируются и обеспечиваются законодательно права обвиняемого (подозреваемого): «на свободу и личную неприкосновенность»; на «защиту своей чести и доброго имени»; на то, чтобы считаться невиновным (ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 23, ч. 1 ст. 49 Конституции Российской Федерации). В свою очередь, потерпевший в соответствующем случае получает «компенсацию причиненного ущерба», на что имеет право в силу ст. 52 Конституции Российской Федерации, а также ч. 3 ст. 42 УПК Российской Федерации.  

Учитывая важность примирительных процедур  для достижения целей уголовного судопроизводства, восстановления нарушенных прав граждан, сокращения численности тюремного населения, предлагается дополнение Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации главой 41 «Примирение сторон», а также внесение поправок в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

            Для реализации положений предлагаемого законопроекта силами Рабочей группы во взаимодействии с СПЧ при Президенте РФ, всеми заинтересованными ведомствами и научными учреждениями, специалистами в области восстановительного правосудия предполагается разработка Типового Регламента проведения программ восстановительного правосудия по уголовным делам.

            Проект федерального закона разработан в МОО «Центр «Судебно-правовая реформа» рабочей группой в составе: эксперт Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, к.ю.н., федеральный судья в отставке С.А.Пашин; руководитель направления «Программы восстановительного правосудия по уголовным делам» Общественного центра «Судебно-правовая реформа», к.пс.н, доцент Департамента дисциплин публичного права НИУ «Высшая школа экономики» Л.М. Карнозова; руководитель направления «Международное сотрудничество» Общественного центра «Судебно-правовая реформа», аспирант факультета права НИУ «Высшая школа экономики» О.П.Киселева. При этом использовались некоторые положения проекта Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросу примирения сторон», разработанного С.А.Пашиным совместно с президентом центра «Судебно-правовая реформа» и председателем Всероссийской ассоциации восстановительной медиации Р.Р. Максудовым.

            Реализация данного проекта федерального закона не требует расходов из федерального бюджета.

 

 

[1] Неофициальный перевод см. на сайте Общественного центра «Судебно-правовая реформа»  http://sprc.ru/?attachment_id=2748.

 

[2] П. 3 Рекомендации.

[3] Рекомендация R(99)19 Комитета Министров государствам-членам Совета Европы от 15 сентября 1999 г., посвященная медиации в уголовных делах. Неофициальный перевод. http://sprc.ru/wp-content/uploads/2012/11/Рекомендации-№-R-99-19-Комитета-Министров-Совета-Европы-посвященная-медиации-по-уголовным-делам.pdf.

[4] См. Рекомендация R(99)19. Комментарий к определению.

[6] Данные за 2018 г. см: Карнозова Л.М. Мониторинг деятельности территориальных служб примирения за 2018 г., проведенный в рамках Всероссийской ассоциации восстановительной медиации // Вестник восстановительной юстиции. Вып. 16. 2019. С. 86-168. Режим доступа: http://sprc.ru/wp-content/uploads/2020/06/Vestnik-16-2019-1.pdf

 

П р о е к т

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации  для обеспечения потерпевшему, подозреваемому, обвиняемому возможности примирения»

   Статья 1

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954) следующие изменения:

«1) в статье 61 пункт «к» части первой дополнить словами: «, а также примирение с потерпевшим»;

2) часть пятую статьи 73 дополнить следующими словами: «, включая обязанности, предусмотренные примирительным договором с потерпевшим»;

3) в статье 74 первое предложение части первой изложить в следующей редакции: «Если до истечения испытательного срока условно осужденный своим поведением доказал свое исправление, возместил вред (полностью или частично), причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда, либо исполнил другие возложенные на него судом обязанности, в том числе, обязанности, предусмотренные примирительным договором с потерпевшим, суд по представлению органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, может постановить об отмене условного осуждения и о снятии с осужденного судимости.».

   Статья 2

Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921) следующие изменения:

«1) статью 5 дополнить пунктами 291, 292 , 293 следующего содержания:

«291) примирение – самостоятельное примирение сторон и примирительная процедура, осуществляемая с помощью примирителя;

292) примирительная процедура – программа восстановительного правосудия и другие не запрещенные федеральным законом действия, осуществляемые примирителем для организации диалога, направленного на заглаживание вреда и достижения соглашения между сторонами;

293) примирительный договор – соглашение, в котором закрепляются условия заглаживания вреда, обязательства обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, а также других лиц, добровольно участвовавших в примирительной процедуре;»;

2) статью 14 дополнить частью пятой следующего содержания: «5. Согласие подозреваемого, обвиняемого участвовать в примирении сторон, а также совершение им действий, направленных на заглаживание причиненного вреда, не свидетельствуют о признании им своей виновности и не являются доказательством его виновности в совершении преступления.»;

3) дополнить Кодекс главой 41 следующего содержания:

«Глава 41. ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

Статья 282. Право сторон на примирение

1. Обвиняемый, подозреваемый и потерпевший имеют право примириться, используя все способы и средства и на любых условиях, которые не запрещены федеральным законом. Примирение осуществляется сторонами самостоятельно либо с использованием  примирительной процедуры. Право на примирение разъясняется обвиняемому, подозреваемому, потерпевшему судом, следователем, дознавателем.

 2. Примирение сторон осуществляется на основе принципов добровольности, сотрудничества, равноправия и конфиденциальности.

 3. Недействительно примирение, достигнутое в результате насилия, угроз, обмана, иных незаконных действий. Недействителен примирительный договор, составленный с участием примирителя, лично заинтересованного в исходе уголовного дела или примирительной процедуры.

 4.  Стороны пользуются равными правами на выбор примирительной процедуры, определение условий ее проведения, а также кандидатуры примирителя. По указанным вопросам сторонами может быть заключено соглашение. Обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, их законные представители вправе отказаться от сотрудничества с примирителем как по мотивам его личной заинтересованности, так и без объяснения причин такого отказа.

 5. Примирение сторон возможно на любой стадии уголовного судопроизводства, а также и при фактическом исполнении соответствующими учреждениями и органами приговора, определения, постановления суда, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иным федеральным законом. Осуждение обвиняемого не препятствует его примирению с потерпевшим и другими затронутыми преступлением лицами.

Статья 283. Привлечение примирителя для организации и проведения примирительных процедур

1. Суд, следователь, дознаватель вправе по ходатайству стороны или по собственной инициативе привлечь примирителя для организации и проведения программы восстановительного правосудия или иных примирительных процедур и содействия сторонам в выработке условий заглаживания вреда и достижения соглашения между ними. Суд, следователь, дознаватель незамедлительно сообщают сторонам о привлечении примирителя, а также предоставляют им данные о примирителе, его специальной подготовке и опыте в проведении примирительных процедур.

2. Примирителю сообщаются сведения об обвиняемом, подозреваемом и потерпевшем, а также предъявляются для ознакомления материалы уголовного дела в необходимом для участия в примирительной процедуре объеме.

3. Суд, следователь, дознаватель, вправе установить примирителю определенный срок для выяснения, согласны ли обвиняемый, подозреваемый и потерпевший участвовать в примирительной процедуре. Одновременно суд может вынести определение или постановление об отложении судебного разбирательства на определенный срок.

4. Если обвиняемый или подозреваемый содержится под стражей, находится под домашним арестом, помещен в медицинский стационар для производства судебно-медицинской экспертизы, суд, следователь, дознаватель обеспечивают примирителю возможность свидания с обвиняемым или подозреваемым. При этом свидания обвиняемого, подозреваемого с примирителем происходят наедине и конфиденциально.

Статья 284. Участие примирителя в примирении сторон

1. Примиритель, сохраняя независимость, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Он содействует обвиняемому, подозреваемому и потерпевшему в примирении и выработке его условий.

2. Примиритель обеспечивает конфиденциальность переговоров сторон и не вправе разглашать сведения об обвиняемом, подозреваемом, потерпевшем, о ходе примирительной встречи. Требование конфиденциальности не распространяется на сведения об ином готовящемся или совершенном преступлении, а также об имеющейся угрозе жизни человека. Примиритель сообщает сторонам, что эти сведения будут переданы соответствующим органам или должностным лицам.

3. Примиритель, привлеченный для организации и проведения примирительной процедуры судом, следователем, дознавателем в письменной форме сообщает соответствующему органу или должностному лицу о результатах своей деятельности.

Статья 285. Приостановление производства по уголовному делу для примирения сторон

1. Суд, следователь, дознаватель при наличии ходатайств обвиняемого, подозреваемого или потерпевшего о приостановлении производства по делу для их примирения или выполнения его условий вправе вынести соответственно определение или постановление о приостановлении судебного разбирательства или предварительного расследования. При этом в определении и постановлении указывается отводимый на организацию и проведение примирительной процедуры или выполнение условий примирительного договора срок, на который приостанавливается производство по уголовному делу.

2. Не допускается приостановление производства по уголовному делу для проведения примирительной процедуры, если обвиняемый или подозреваемый содержится под стражей, в отношении него избрана мера пресечения в виде домашнего ареста либо другая мера пресечения, связанная с ограничением его конституционных прав и свобод.

3. Судебное разбирательство и предварительное расследование возобновляются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, при наличии одного из следующих оснований:

1) сторона доказала, что примирение состоялось и потерпевший удовлетворен действиями, которые предпринял обвиняемый, подозреваемый для заглаживания вреда потерпевшему и выполнения иных условий примирительного договора;

2) в установленный срок примирение не состоялось;

3) обвиняемый, подозреваемый уклоняется от выполнения условий примирения;

4) возникла необходимость задержания обвиняемого или подозреваемого либо применения в отношении него в качестве меры пресечения заключения под стражу или домашнего ареста либо другой меры пресечения, связанной с ограничением его конституционных прав и свобод;

5) возникла необходимость производства следственных действий.

4. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части третьей настоящей статьи, суд, следователь, дознаватель вправе, не возобновляя производство по уголовному делу, продлить срок, на который приостановлено соответственно судебное разбирательство или предварительное расследование. О продлении срока, на который приостановлено судебное разбирательство, суд выносит определение или постановление. О продлении срока, на который приостановлено предварительное расследование, следователь выносит постановление с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель – постановление с согласия прокурора.

Статья 286. Примирительный договор

1. Примирение может завершаться заключением примирительного договора между сторонами, в котором закрепляются условия заглаживания вреда, обязательства обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, а также других лиц, добровольно участвовавших в заключении примирительного договора. Если примирение было проведено с использованием примирительной процедуры, примиритель оказывает сторонам помощь в составлении примирительного договора. Примирительный договор не может нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону.

2. Ходатайство подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего о приобщении к материалам уголовного дела примирительного договора рассматривается судом, следователем, дознавателем незамедлительно.

3. Примирительный договор исполняется лицами, его заключившими, добровольно в порядке и в сроки, которые предусмотрены этим договором.

4. Не исполненный добровольно примирительный договор подлежит в соответствующей законодательству части, включая обязательства по заглаживанию вреда, принудительному исполнению на основании исполнительного листа, выдаваемого судом по ходатайству лица, заключившего примирительный договор.

Статья 287. Последствия примирения сторон

1. Факт примирения обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего и результаты примирения сторон учитываются судом, следователем, дознавателем при решении вопроса о применении к обвиняемому или подозреваемому меры пресечения и других мер процессуального принуждения, а также при уголовном преследовании обвиняемого и подозреваемого и разрешении уголовного дела по существу.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, примирение сторон влечет прекращение уголовного дела и уголовного преследования.»;

4) часть третью статьи 56 дополнить пунктом 7 следующего содержания: «7) примиритель, законные представители и представители лиц, участвовавших в проведении примирительной процедуры, – об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с участием в примирении сторон; исключение составляют сведения об ином готовящемся или совершенном преступлении, а также об имеющейся угрозе жизни человека.»;  

5) дополнить Кодекс статьей 581 следующего содержания:

«Статья 581. Примиритель

1. Примиритель – прошедший специальную подготовку независимый посредник, привлеченный для организации и проведения примирительных процедур судом, следователем, дознавателем, администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, либо сторонами по соглашению между ними. Примиритель содействует сторонам в выработке условий заглаживания вреда и достижения соглашения между ними.

2. Привлечение примирителя и порядок его деятельности в уголовном судопроизводстве определяются статьями  283 и 284 настоящего Кодекса.

3. Примиритель вправе:

1) знакомиться с материалами уголовного дела, необходимыми для организации и проведения примирительной процедуры, выписывать и копировать необходимые сведения;

2) получать копии уведомления о подозрении, а также постановлений о возбуждении уголовного дела, о привлечении лица в качестве обвиняемого,  о признании лица потерпевшим, вынесенных в отношении участников примирительной процедуры;

3) ходатайствовать о предоставлении ему материалов и информации, необходимых для организации и проведения примирительной процедуры, а также об оказании содействия в организации и проведении примирительной процедуры; заявлять другие ходатайства в целях обеспечения эффективности примирительной процедуры и исполнения примирительного договора;

4) общаться с подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, другими  затронутыми преступлением лицами конфиденциально и без получения разрешения суда, следователя, дознавателя, поскольку это не противоречит условиям избранной в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения, а также принятым мерам государственной защиты участников уголовного судопроизводства;

5) представлять суду, следователю, дознавателю для приобщения к материалам уголовного дела примирительный договор и другие документы;

6) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права;

7) использовать иные не запрещенные настоящим Кодексом средства и способы для организации, проведения, обеспечения эффективности примирительной процедуры и исполнения примирительного договора.

4. Примиритель не вправе разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве примирителя, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. За разглашение данных предварительного расследования примиритель несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.»;

6) статью 159 дополнить частью второй 3 следующего содержания: «23. Потерпевшему, его законному представителю, представителю, а также подозреваемому, обвиняемому, их защитнику и законному представителю не может быть отказано в приобщении к материалам уголовного дела примирительного договора и других документов, подтверждающих факт примирения сторон.»;

7) в статье 208:

дополнить статью частью первой 1 следующего содержания: «11. Предварительное следствие может быть приостановлено по основанию, предусмотренному частью первой статьи 285 настоящего Кодекса.»;

часть четвертую изложить в следующей редакции: «4. По основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой настоящей статьи, предварительное следствие приостанавливается лишь по истечении его срока. По основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части первой, частью  первой 1 настоящей статьи, предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания его срока.»;

8) дополнить статью 238 частью первой 1 следующего содержания: «11. Производство по уголовному делу может быть приостановлено по основанию, предусмотренному частью первой статьи 285 настоящего Кодекса.»;

9) дополнить статью 253 частью третьей 1 следующего содержания: «31. Производство по уголовному делу может быть приостановлено по основанию, предусмотренному частью первой статьи 285 настоящего Кодекса.»;

10) дополнить статью 267 частью второй следующего содержания:

«2. Подсудимому разъясняется, кроме того, его право на примирение с потерпевшим в случаях, предусмотренных статьями 25, 282 настоящего Кодекса.»;

11) часть вторую статьи 268 изложить в следующей редакции:

«2. Потерпевшему разъясняется, кроме того, его право на примирение с подсудимым в случаях, предусмотренных статьями 25, 282 настоящего Кодекса.»;

12) часть четвертую статьи 271 дополнить следующим предложением: «Суд не вправе отказать в ходатайстве о приобщении к материалам уголовного дела примирительного договора и других документов, подтверждающих факт примирения сторон.»;

13) часть вторую 1 статьи 399 дополнить после первого предложения следующим предложением: «При рассмотрении вопросов, указанных в пунктах 7, 8 и 81 статьи 397 настоящего Кодекса, потерпевший, его законный представитель, представитель вправе участвовать в судебном заседании, если при постановлении приговора суд учитывал факт примирения сторон при назначении подсудимому наказания или при разрешении иных вопросов.».

   Статья 3

Внести в Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (Собрание законодательства РФ, 1995, № 29, ст. 2759) следующие изменения:

«Статью 18 дополнить частью седьмой следующего содержания:

  «7. Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, предоставляется возможность свидания с примирителем, а также одновременного свидания с потерпевшим, его представителем и примирителем для проведения примирительной процедуры. В примирительной процедуре могут участвовать законные представители подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего. Свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности и могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть, но не слышать их участников. Примирителю, потерпевшему,  его законному представителю и  представителю, законному представителю подозреваемого и обвиняемого разрешается проносить на территорию места содержания под стражей только те предметы и документы, которые необходимы для составления примирительного договора и других документов, подтверждающих факт примирения сторон, в том числе технические средства (устройства), предназначенные для печати документов и снятия копий с документов. В случае попытки передачи подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания свидание немедленно прерывается, о чем незамедлительно, но не позднее трех суток после окончания свидания, письменно уведомляется лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело.»

   Статья 4

Внести в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства РФ, 1997, № 2, ст. 198) следующие изменения:

«1) дополнить Кодекс статьей 141 следующего содержания:

«Статья 141. Обеспечение права на примирение

«1. Осужденные имеют право примириться с потерпевшими. Примирение осуществляется сторонами самостоятельно либо с использованием примирительной процедуры.

2. Порядок осуществления права осужденных на примирение устанавливается настоящим Кодексом, а также применимыми положениями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других федеральных законов.

3. Осужденным к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы с их согласия предоставляются свидания с примирителем, а также одновременное свидание с потерпевшим, его представителем и примирителем для проведения примирительной встречи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания. Свидания представляются с соблюдением действующих на территории учреждения, исполняющего наказание, правил внутреннего распорядка и, при необходимости, с использованием технических средств видеонаблюдения.

4. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, учитывает факт примирения осужденного и потерпевшего и результаты примирения сторон при проведении с осужденными воспитательной работы и подготовке характеризующих материалов, для внесения представлений об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.»;

2) часть третью статьи 24 дополнить следующим предложением: «Администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, должна содействовать примирению осужденных и потерпевших, разрешая посещение конкретных осужденных примирителями, а также содействуя организации примирительных встреч.».

   Статья 5

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения настоящего Федерального закона применяются:

по уголовным делам о преступлениях, в совершении которых обвиняются или подозреваются несовершеннолетние, - со дня его официального опубликования;

по другим уголовным делам – с 1 января 2021 года.

3. Если в уголовном деле наряду с несовершеннолетним участвует в качестве обвиняемого или подозреваемого в совместном совершении с ним преступления лицо, достигшего к моменту его совершения восемнадцатилетнего возраста, и суд, следователь или дознаватель придут к выводу о невозможности выделения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего в отдельное производство, положения настоящего Федерального закона применяются со дня его официального опубликования также к таким взрослым лицам.

 

   Президент

Российской Федерации                                            В.В.Путин