Ряховский Владимир Васильевич

Управляющий партнёр адвокатского бюро «Славянский правовой центр»

Правовое заключение о замене военной службы по мобилизации альтернативной гражданской службой

26 сентября 2022 560 просмотров Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" регулирует отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации (далее - граждане) конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Организация и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ).

Военная служба по мобилизации, наряду с военной службой по призыву, призывом на военные сборы, является одним из видов военной службы. Федеральный закон об альтернативной гражданской службе в период мобилизации в Российской Федерации не принят.

Статьей 28 Конституции РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В соответствии с частью 3 статьи 59 Конституции РФ гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (статья 15 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими (статья 18 Конституции РФ).

Исходя из вышеприведенных норм Конституции Российской Федерации, отсутствие федерального закона, регулирующего порядок замены военной службы по мобилизации альтернативной гражданской службой и её прохождение, не может являться основанием для ограничения непосредственно действующего конституционного права гражданина.

Аналогичная правовая позиции приводится в Определении Конституционного Суда РФ от 22 мая 1996 г. N 63-О:

"Вместе с тем буквально закрепленное в названной конституционной норме и не нуждающееся в конкретизации право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой, как и все другие права и свободы человека и гражданина, является непосредственно действующим (статья 18 Конституции Российской Федерации) и должно обеспечиваться не зависимо от того, принят или не принят соответствующий федеральный закон.
Стремление гражданина реализовать свое конституционное право не запрещенными законом способами во всяком случае не может служить основанием для возбуждения против него уголовного или иного преследования."

Следует отметить, что в период с 1993 года (принятие Конституции РФ) по 2022 год (принятие ФЗ «Об альтернативной гражданской службе») судебная практика по делам, связанным с обжалованием решения призывной комиссии, отказывающим гражданам в предоставлении альтернативной гражданской службы в связи с отсутствием соответствующего федерального закона, исходила из конституционного принципа прямого действия Конституции.

Вывод:

До принятия Федерального закона, регулирующего организацию и прохождение альтернативной гражданской службы в период мобилизации, право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой, как и все другие права и свободы человека и гражданина, является непосредственно действующим (статья 18 Конституции Российской Федерации) и должно обеспечиваться не зависимо от того, принят или не принят соответствующий федеральный закон.

Адвокат,
член СПЧ
Ряховский В.В.