Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Личный медиаархив

Брод Александр Семенович

Председатель координационного совета общероссийской общественной организации "Юристы за права и достойную жизнь человека"

С ноября 2001 г. руководит несколькими правозащитными организациями г. Москвы.

C 2007 г. – сопредседатель Ассоциации некоммерческих организаций по защите избирательных прав «Гражданский контроль».

Лауреат премии «Человек года» («За противодействие экстремизму и ксенофобии»).

Комментарии членов СПЧ по поводу разъяснения Роскомнадзора о публикациях в СМИ карикатур на религиозную тематику

18 Января 2015

Роскомнадзор в пятницу на своем официальном сайте опубликовал разъяснение, в котором рекомендовал российским СМИ воздержаться от публикации карикатур на религиозную тематику, так как они могут быть расценены ведомством  как "разжигание национальной и религиозной розни", то есть как нарушение законов "О СМИ" и "О противодействии экстремистской деятельности".

К такому заявлению неоднозначно относятся в Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Так, например, Александр Верховский, Елена Масюк, Анита Соболева и Илья Шаблинский находят в рекомендации проявление цензуры. В результате обмена мнения между ними Илья Шаблинский подготовил отражающий позицию текст и опубликовал его в своем блоге. Такой же взгляд на ситуацию выразил в СМИ член СПЧ Николай Сванидзе. Вместе с тем, Александр Брод и Павел Гусев относятся с понимаем к заявлению Роскомнадзора и считают, что это не требование, и журналисты имеют свободу в выборе, просто нужно правильно оценивать каждую ситуацию и учитывать чувства верующих.

Александр Брод

Проблема состоит в том, что идеального решения здесь не может быть найдено. Безусловно, любой запрет на карикатуры, на критическое мнение о религиозных ценностях вызывает вопросы о праве неверующих, атеистов, о расплывчатости понятия «оскорбление религиозных чувств» и может стать опасным прецедентом на пути к цензуре. С другой стороны, карикатуры, подобные тем, что публиковались в Charlie Hebdo, вызывают обиду и раздражение верующих, провоцируют религиозные беспорядки, насилие и убийства. Остановить кровопролитие, избежать межрелигиозных конфликтов – это сейчас главное. Справедливо отмечает Александр Минкин: «Бога карикатуры задеть не могут. И художники, вероятно, это понимают. Но верующих они задевают сильно. Зачем намеренно оскорблять кого бы то ни было? Разве у карикатуристов мало тем? Рисуйте развратных президентов, вороватых министров, лживых депутатов…»
 
 

Павел Гусев

Мы считаем, что это не нарушение свободы слова, а просто нужно очень правильно относиться к чувствам верующих и к их символам веры, которые сегодня для них являются самой глубокой истиной. Что же касается рекомендаций, мне кажется, не до конца разъяснен факт того, что можно, на наш взгляд, и нужно касаться живых людей, которые работают в различных конфессиях — и мусульманских, и в православных, протестантских, католических. Это люди, и они часто совершают не совсем хорошие поступки. И о них нужно писать, их можно критиковать, нужно использовать любые формы, которые журналисты могут законно использовать, и сатиру, критикуя этих священнослужителей. И вот здесь, мне кажется, Роскомнадзор недостаточно правильно разъяснил, потому что можно понять, что вообще нельзя деятелей культуры критиковать и на них что-либо рисовать.

 

Николай Сванидзе

Если кто-то публикует что-то в этом смысле, а кого-то это оскорбляет, то это должно рассматриваться в суде. Роскомнадзор предупреждает, что все подобные публикации будут расцениваться жёстко, в одну сторону. В нашей стране это достаточно предсказуемо, но не имеет отношения к закону о СМИ, к конституции, но имеет отношение к нашим реалиям.

В законе невозможно прописать, что одних религиозных деятелей можно описывать только одним образом, а других — иначе. Любая публикация кому-то не нравится. Например, рисунок куска свинины может оскорбить понятно чьи религиозные чувства.

 

 

Илья Шаблинский

Принятие данной позиции означает выведение из оборота целого тематического пласта в изобразительном и сценическом искусстве. В угоду верующим, исповедующим именно фундаменталистские взгляды?

Ну, помните, знаменитый французский карикатурист Жан Эффель создал целую серию картинок "Сотворение мира"? Потом на основе его картинок был создан мультфильм на данную тему. Или у нас Сергей Образцов поставил кукольный спектакль "Божественная комедия"? Этот спектакль идет на сцене Театра С.Образцова примерно 45 лет. Куклы (а также загримированные актеры) – это тоже карикатурное изображение религиозных персонажей. В данном спектакле действуют Бог Отец, а также Архангелы Михаил и Гавриил. Это все оскорбления верующих?

Есть известная поэма Александра Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде», которую сам поэт снабдил энергичными иллюстрациями. Там один из персонажей, как известно, поп. (Лишь упомянем другую поэму нашего классика – «Гаврилиаду»; ее он тоже иллюстрировал).

Да, понимаю, что есть какая-то часть мусульман (и христиан тоже), которые сочтут «оскорблением» именно любое изображение. Почему мы должны соглашаться с тем, что навязывается именно их взгляд?

 

Максим Шевченко

Я считаю, что верующим ни в коей мере не надо реагировать на то, что пишут, рисуют безбожники в своих журналах. Какого рода карикатуры появляются в сатирическом или порнографическом журнале, мне кажется, верующих не должно волновать ни в какой степени. Другое дело, если бы кощунственные тексты или картинки были опубликованы, например, в "Вестнике Московской Патриархии", в газете "Голос ислама" или ином церковном или религиозном издании, то это да, серьезно. А от безбожников чего еще ожидать, кроме таких действий?

И все протесты по этому поводу — абсолютно выдуманная и постановочная вещь. Сколько я знаю вменяемых верующих, им абсолютно все равно, что там рисуют безбожники, которых они рассматривают кем-то вроде обезьян. Вот обезьяны прыгают по деревьям, изображают из себя людей, кидаются в них экскрементами или гнилыми фруктами. Не только бессмысленно ругать обезьяну, но также и бесполезно в суд на неё подавать. Тот, кто начнет гоняться за обезьянами по деревьям, сам уподобится обезьяне.

Поэтому мировая реакция на этот инцидент с карикатурой, мне кажется, принимает постановочный, театральный вид. Эти события к вере и религии не имеют ни малейшего отношения. Думаю, символы и святыни религий оскорбить просто невозможно. Как можно оскорбить Господа или пророков монотеистических религий? Мы же знаем русское выражение: "Бог поругаем не бывает"…

© 1993-2019 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter