Рабочая поездка Ирины Киркоры на заседание первомайского суда в Минске по делу о выдворении из Белоруссии правозащитницы Елены Тонкачевой

Ирина Киркора 8 января 2014 года совершила рабочую поездку в Минск, чтобы поприсутствовать на заседании суда по рассмотрению жалобы гражданки России, правозащитницы Елены Тонкачевой на решение милиции о ее высылке из Белоруссии.

О поездке

Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Ирина Киркора 8 января 2015 года совершила рабочую поездку в Минск, чтобы поприсутствовать на заседании суда по рассмотрению жалобы гражданки России, правозащитницы Елены Тонкачевой на решение милиции о ее высылке из Белоруссии.

Результат поездки

ОТЧЕТ ИРИНЫ КИРКОРЫ О ПОЕЗДКЕ

8 января в суде Первомайского района г. Минска член Совета Ирина Киркора присутствовала на судебном заседании по высылке из Беларуси гражданки Российской Федерации, правозащитницы Елены Тонкачевой.

В 14.30, после удаления из зала суда, тех, кому не хватило места, судья Петух Н.А. приступила к ведению процесса. Елена Тонкачева привела доводы в обоснование своей жалобы и заявила ходатайства о приобщении материалов и о допросе свидетелей, которые суд удовлетворил.

Правозащитница изложила суть жалобы, полагала, что решение незаконное и необоснованное. В подтверждение своих доводов указала, что «смысл статьи 12 Пакта о гражданских и политических правах состоит в том, что право жить "в своей собственной стране" вторично по отношению к статусу гражданства. При решении вопроса о нахождении человека в той или иной стране должны учитываться все связи человека со страной, где он проживает, а не только его гражданство».

Судья спросил, почему Елена Тонкачева не получала гражданство Беларуси. Правозащитница ответила, что не испытывала ущемления своих прав по сравнению с гражданами Беларуси, не собиралась на госслужбу или на выборные должности.

Вопрос защиты: - За что Елену Тонкачеву хотят подвергнуть высылке?

Ответ: - За нарушение общественного порядка и угрозу жизни и здоровью граждан.

Вопрос защиты: - Какие правонарушения легли в основу решения о высылке?

Ответ: - 5 протоколов об административных правонарушениях за последний год, в том числе 4 за превышение скорости на 10-20 км/ч и переход дороги в неположенном месте.

Судом было установлено, что начало процедуры высылки не оформляется процессуальными документами и само решение высылаемому не предоставляется.

Процесс был перенесен на 9 января на 11 часов утра.

Оценивая правовую сторону законодательства союзных государств Белоруси и Российской Федерации по данному вопросу выявлена правовая неопределенность ст. 30 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-3 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее - Закон РБ № 105-3), согласно которой, во взаимосвязи со ст. 57 Закона разрешение на постоянное проживание, выданное иностранцу, может быть аннулировано, если " иностранец во время своего пребывания в Республике Беларусь неоднократно (пять и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности и не истек срок, по окончании которого он считается не подвергавшимся административному взысканию. В Законе № 105-З отсутствует конкретизация видов правонарушений, которые могут стать основанием для аннулирования разрешения.

В то же время п. 7 ст. 9 Федерального Закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «0 правовом положении иностранных граждан в Российской Федерацию> (далее - ФЗ № 115-ФЗ) в качестве основания для аннулирования вида на жительство предусматривает совершение конкретных административных правонарушений : связанных с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо нарушение режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации, либо связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 224-ФЗ )

Т.е. Российская Федерация не предусматривает нарушение Правил дорожного движения как основание для аннулирования вида на жительство. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность закреплены в главе 20 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации и являются аналогичными тем, которые содержаться в Гл. 17 и частично в Главе 23 КоАП Республики Беларусь (но не в Главе 18 КоАП РБ).

Таким образом, гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий на территории РФ, находится в более благоприятном правовом положении, чем постоянно проживающий на территории Беларуси гражданин РФ, т.к. безбилетный проезд или превышение скорости не повлекут для него лишения вида на жительство в РФ и, соответственно, лишение работы, родственников и жилья.

Такое положение, на мой взгляд, представляет явное нарушение, как принципов построения Союзного государства, СНГ, ЕАЭС, так и ст.3,9 Договора между Российской Федерации и Республикой Беларусь о равных правах граждан 1998 г. и Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь о:1О июля 2002 г. № 205 пункт 2 1 которой указывает на необходимость координации и сближения законодательства РБ, в первую очередь, с законодательством Российской Федерации.

Республика Беларусь внесла изменения в ст. 30 Закона № 105-З, увеличив минимальное число административных правонарушений, являющихся основанием для аннулирования вида на жительство с 2 до 5, повторив это вслед за РФ (Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 224-ФЗ), но в отличие от данного федерального закона РБ не внесла изменения в ст. 30, позволяющих конкретизировать виды административных правонарушений, влекущих за собой аннулирования вида на жительство, что как раз было сделано в Российской Федерации.

Соответственно, следует полагать, что до устранения в порядке, установленном законодательством (в том числе и о конституционном судопроизводстве), правовой неопределенности в ст. 30 Закона № 105-З, в части устанавливающей виды административных правонарушений, являющихся согласно ст. 57 данного Закона основанием для аннулирования вида на жительство в Республике Беларусь, нельзя высылать на основании лишь совершенных административных правонарушений.

Во второй день судебного процесса представитель отдела по гражданству и миграции майор Юрий Кришталев признал, что Тонкачева не совершала правонарушений против национальной безопасности, нравственности, здоровья, чести, достоинства и других противоправных действий, за которые законодательством предусмотрена высылка из страны. Утверждение милиции, что Елена Тонкачева представляет угрозу общественному порядку, адвокат также опровергла весьма убедительно. Она отметила, что категория “общественная опасность” к административным правонарушениям не относится. “Для того, чтобы Елеан Тонкачева создала угрозу общественному порядку, она должна была совершить хотя бы одно правонарушение, представляющее угрозу общественному порядку”, – заявила Ирина Радькова. А таких противоправных действий правозащитнице не вменяется. Примечательно, что когда адвокат поинтересовалась: “Где вы взяли определение “общественного порядка”, представитель РУВД Юрий Кришталев признал, что не готов ответить на этот вопрос. Ирина Радькова также обратила внимание, что сотрудники отдела по гражданству и миграции Первомайского РУВД не дали четкого ответа, как связан вопрос об аннулировании вида на жительства с высылкой. Пояснение милиционеров, что одно из другого “вытекает”, на взгляд адвоката, не может являться убедительным доводом. В свою очередь Елена Тонкачева попросила суд вынести два частных определения. Одно – в отношении майора Светланы Рудишкиной о недопустимости дискриминационных высказываний по гендерным признакам, а второе – в отношении Первомайского РУВД, которое стоит обязать выдавать на руки определения при проведении процедуры высылки. Сотрудники Первомайского РУВД сообщили, что для ответов на поставленные в суде вопросы им надо время на подготовку. В результате заместителем председателя суда Натальей Петух, которая ведет данный процесс, было принято решение о том, что следующее заседание состоится в понедельник, 12 января, в 14.30.

Комментарий члена СПЧ белорусскому телеканалу "БелаПАН":

Интервью службе информации "ЕвроБеларуси".

- Как вы оцениваете саму ситуацию, в которой оказалась Елена Тонкачева?

- Ситуацию я могу расценивать только исходя из тех соглашений, которые заключены между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, в части, касающейся равных прав граждан двух стран. Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность выдворения, а у нас такой процесс называют выдворением, только за совершение конкретных административных правонарушений, связанных с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность. А по законодательству Республики Беларусь гражданина Российской Федерации могут выдворить из страны за совершение любого административного правонарушения, вплоть до безбилетного проезда в общественном транспорте.

- Как вы в целом можете охарактеризовать ситуацию с правами человека в Беларуси и России?

-  У меня есть подозрение, что и в той, и в другой стране с правами человека есть сложности. И гражданское общество своими активными действиями должно побуждать государство их упразднять. Насколько это успешно удается делать? Увы, пока хвастаться нечем. Но меня сейчас, конечно, интересуют права российских граждан, находящихся на территории Беларуси.

- На ваш взгляд, насколько уместно говорить о политической подоплеке данного процесса?

- Здесь я не могу ничего комментировать. Наверное, более конкретно об этом может рассказывать Елена и ее коллеги, которые находятся непосредственно в эпицентре событий. Моя роль в данной ситуации, как члена Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека – пристальное внимание к соблюдению прав гражданки Российской Федерации на территории союзного государства в соответствии с заключенными и действующими соглашениями. На мой взгляд, как члена СПЧ, ситуация, когда с территории  Республики Беларусь гражданин Российской Федерации может быть выдворен за любое административное правонарушение, тогда как из России гражданина Беларуси можно выдворить только за конкретное противоправное деяние, является неприемлемой.

- А можно ли назвать деятельность Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, хотя бы на примере процесса по высылке Елены Тонкачевой, эффективной? Ведь когда данное дело рассматривалось в РУВД, в Минск приезжал член СПЧ Сергей Кривенко. Теперь вы приехали…

- Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы эффективность нашей деятельности была выше. Но в любой ситуации мы не готовы смириться и не будем пассивно наблюдать за происходящим, а предпринимать все, что от нас зависит. Причем будем отстаивать не только права Елены, но и всех российских граждан, которые могут быть подвергнуты аналогичным действиям.

- Преследование правозащитников имеет много прецедентов…

- Когда преследуют правозащитника, всегда возникает вопрос, не связано ли это с его профессиональной деятельностью.  И в этом случае у всех правозащитников в России, Беларуси, других стран, думаю, такой вопрос возник: как связан процесс по выдворению Елены Тонкачевой с ее активной гражданской позицией, направленной на приведение законодательства и жизни в Беларуси в соответствии с международными нормами в области прав человека?

- Какие ваши впечатления от первого дня суда?

-  То что услышано было в суде и результат, к которому ситуация была приведена, совершенно не соответствует действительности, не соответствует личности Елены Тонкачевой и не соответствует общественной опасности для Беларуси и граждан Беларуси.

Россиянке Елене Тонкачевой 30 октября 2014 года было объявлено об аннулировании вида на жительство за нарушение правил дорожного движения (превышение скорости). По мнению Совета, данная санкция абсолютно неадекватна характеру нарушения и поэтому есть основания предполагать, что реальным мотивом решения о депортации россиянки является ее правозащитная деятельность. 

Глава СПЧ просил МИД России оказать Елене Тонкачевой всю необходимую поддержку, защиту и покровительство, как это предусмотрено статьей 61 Конституции Российской Федерации.