Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Доклад о защите права населения на осуществление местного самоуправления (на примере централизации местного самоуправления в Московской области)

Содержание
Документы
Доклад Президенту

Президенту
Российской Федерации

В.В. ПУТИНУ

ДОКЛАД

о защите права населения на осуществление местного самоуправления

(на примере централизации местного самоуправления в Московской области)

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

 

Конституцией Российской Федерации установлена двухуровневая система местного самоуправления: первый уровень – городские и сельские поселения, второй – муниципальный район (статьи 130 и 131). При этом населению гарантируется: самостоятельное участие в местном самоуправлении, самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций, и прежде всего, через выборные органы местного самоуправления.

В настоящее время в России проводится очередная реформа местного самоуправления – муниципальные районы преобразуются в городские округа с фактически полной ликвидацией местного самоуправления на уровне поселений и самих поселений, которые упраздняются.

Вместе с ними ликвидируются поселенческие выборные органы местного самоуправления: советы депутатов и местные администрации. Они заменяются на некоего неподотчетного населению непредусмотренного законом территориального управляющего, назначаемого главой городского округа, в интересах которого он и будет мотивирован действовать, что превращает местное самоуправление в исполнительную власть.

Главами преобразуемых районов и руководством профильных управлений Правительства Московской области это объясняется ссылками на Ваши поручения устранить размытость и дублирование полномочий поселенческого и районного звена и повысить инвестиционную привлекательность территорий.

По установке из Правительства Московской области в авральном порядке за несколько дней советами депутатов поселений Наро-Фоминского, Талдомского, Люберецкого и др. районов были проведены внеочередные заседания, на которых приняты решения о поддержке инициативы преобразования районов в городские округа и назначении даты публичных слушаний.

Вместо более четкой регламентации в законе полномочий поселенческого и районного уровней и конкретизации ответственности действующая десятилетиями наиболее приближенная к потребностям населения система местного самоуправления меняется на некий чиновничий административно-командный капитализм, где подведомственные представительным органам местного самоуправления вопросы будет решать большинство депутатов, в отличие от имеющегося положения не проживающих в соответствующих поселениях, весьма далекое от их проблем и полностью неподотчетное их жителям. В связи с крайне несовершенным существующим механизмом публичных слушаний станет реальностью, прежде всего, не согласованная с населением повсеместная застройка свободных земельных участков в интересах бизнеса и власти.

В этих условиях неясно, каким образом население поселений сможет самостоятельно решать вопросы местного значения, владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью (часть 1 ст. 130 Конституции РФ), ведь из трех основ местного самоуправления поселения лишаются всех трех: территории, бюджета и многих (если не всех) полномочий.

При этом в состав такого городского округа в ряде случаев входят преимущественно сельские территории с населенными пунктами, находящимися друг от друга в десятках километров, вне зависимости от наличия на соответствующей территории объективных экономических, социальных, инфраструктурных и других предпосылок, и даже без утвержденных генпланами перспектив их развития.

В связи с активными «коммуникациями» областных и районных властей с депутатами, по роду своей основной деятельности зависимыми от органов власти (бюджетниками и предпринимателями), варианты, альтернативные преобразованию всего района в округ, не рассматриваются.

Города с многовековой историей рискуют утратить свою многовековую самобытность и стать рядовым микрорайоном городского округа (например, 645-лений город Верея – частью г.о. Наро-Фоминск, от которого находится в 42 км). Неудивительно, почему на местных публичных слушаниях не прозвучало ни единого голоса в пользу вхождения города Верея в городской округ Наро-Фоминск.

Либо, напротив, наименование адресов населенных пунктов превращается в очевидное сумасбродство. Так, по официально направленной в советы депутатов информации Администрации Наро-Фоминского района адрес в г. Апрелевка будет звучать так: «Московская область, городской округ Наро-Фоминск, город Наро-Фоминск, город Апрелевка, улица …», что может потребовать изменения ведомственных общероссийских баз адресных регистров.

В городском поселении Томилино Люберецкого муниципального района при наличии собранных в его поддержку подписей и необходимых решений Совета депутатов населению даже не дали провести референдум со ссылкой на …отсутствие инструкции избирательной комиссии по открытию специального избирательного счета.

Вызывает вопросы и проведение самих публичных слушаний. Так, пришедшие на публичные слушания 7 декабря с.г. и прошедшие регистрацию жители г.п. Томилино были удалены из здания под предлогом работы кинологов. Затем, со слов участников слушаний, в помещение через запасный вход была запущена ангажированная публика. Жителей заставили повторно проходить регистрацию. При этом большая часть из них уже не смогла принять участие в слушаниях, т.к. места оказались занятыми. Всего на слушания пришло около 1 тыс. человек. Часть жителей была размещена в соседнем зале без права высказывать свое мнение и задать вопросы. Они могли всего лишь наблюдать за их ходом на экране. От ста до двухсот человек в течение более двух часов находились на морозе. В здание их не пускали под предлогом отсутствия свободных мест (которые были), создавались препятствия для видеосъемки. По результатам слушаний в таких условиях депутатами было принято решение о ликвидации г.п. Томилино и его присоединении к городу Люберцы. Тем самым было проигнорировано мнение значительного числа жителей Томилино, выступивших против объединения, в т.ч. поддержавших проведение по данному вопросу местного референдума. С учетом невозможности проведения референдумов в Московской области принятое решение резко усилило социальную напряженность в Томилино.

Повсеместно имеются и другие примеры обусловленных территориальной спецификой системных проблем, в т.ч. подлежащих предварительному полноценному обсуждению со специалистами и населением.

Следствием ликвидации поселенческого уровня органов местного самоуправления преподносится повышение инвестиционной привлекательности территорий, т.к. не нужно согласовывать градостроительные и бюджетные решения с избранным населением представительным органом местного самоуправления и с увеличением численности населения применяются более высокие нормативы градостроительного проектирования.

Заявляемое снижение расходов на управленческий аппарат также сомнительно, поскольку резкое сокращение штатов администраций в поселениях по команде сверху при существующей высокой нагрузке неизбежно понизит качество их работы и оперативность в решении проблем, увеличит сроки рассмотрения обращений, что усилит социальную напряженность. Расходы же на содержание советов депутатов являются ничтожными, т.к. депутаты осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. В части сокращения штатов администрации целесообразно проанализировать функции должностных лиц и оптимизировать штатную численность.

Ссылки на повышение эффективности управления неопределенны. Отсутствуют дорожная карта преобразований, планируемое распределение полномочий между руководством городских округов и территориальными управлениями, необходимые экономические расчеты, утвержденные генеральными планами перспективы развития и др. (особенно в условиях отсутствия генпланов поселений при недостаточности дорожной сети).

Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления и Правительство Российской Федерации неоднократно отклоняли такие законопроекты по причине недопустимости ликвидации двухуровневой системы местного самоуправления, со ссылкой на противоречие Конституции Российской Федерации и всей логике муниципального развития (№ 114097-5, № 828987-6, № 910813-6). Централизация местного самоуправления прямо противоречит его предназначению как средства осуществления народовластия непосредственно населением через избираемые населением и подотчетные ему органы местного самоуправления.

Вопреки позиции профильных федеральных органов исполнительной и законодательной власти в Московской области муниципальные районы аврально и недостаточно продуманно преобразуются в городские округа. Значительная часть местных депутатов, глав администраций и населения находятся в неведении относительно действительных целей реформы, а ответы вышестоящих должностных лиц на основные вопросы сводятся фактически лишь к предположениям, «правила игры» придумываются главами районов на ходу.

Более того, 2 ноября с.г. на сайте Главного управления территориальной политики Московской области размещен проект закона Московской области «О внесении изменений в Закон Московской области от 31 января 2013 г. № 11/2013-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Московской области», отменяющий обязательность выявления мнения населения по соответствующему изменению административно-территориального устройства в случае вступления в силу Закона Московской области об изменении статуса или границ муниципального образования либо изменении территориальной организации местного самоуправления (часть 3.1. статьи 9).

Поскольку при наличии известных социально-экономических проблем авральное и келейное коренное реформирование местного самоуправления может привести к непредсказуемым последствиям, учитывая концептуальные возражения по реформе Правительства Российской Федерации и Государственной Думы, прошу Вас, уважаемый Владимир Владимирович, поручить Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации, Правительству Российской Федерации совместно с Генпрокуратурой России и с привлечением специалистов профильных научных и экспертных учреждений провести профессиональную оценку планируемых преобразований системы местного самоуправления в Московской области и других субъектах Российской Федерации, в которых она проводится, для выбора оптимального решения по каждому муниципальному району и обеспечить их последующее полноценное обсуждение с существующими органами местного самоуправления и населением.

 

Приложение: материалы из Наро-Фоминского, Люберецкого и Серпуховского районов, проект закона Московской области.

 

С уважением, 8 декабря 2016 г.
заместитель председателя Совета,

заместитель председателя депутатов г.п. Селятино
Наро-Фоминского муниципального района
Московской области Е.А. Бобров

К оглавлению ↑

© 1993-2019 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter