Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Экспертное заключение на проект ФЗ N109968-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" от 04 Октября 2012
Электронная версия

Заключение Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на проект Федерального закона N109968-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект Федерального закона N109968-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», который предусматривает введение несоразмерно жестких административных штрафов для граждан, должностных лиц и юридических лиц, признаваемых согласно принятому летом с.г. Федеральному закону № 121-ФЗ, некоммерческими организациями (НКО), «выполняющими функции иностранного агента».

Совет полагает, что данный законопроект в представленной редакции не может быть поддержан по следующим основаниям:

Во-первых, Совет по-прежнему считает Федеральный закон № 121-ФЗ, принятый без широкого обсуждения и нацеленный на превращение действующих в соответствии с законом некоммерческих организаций в «иностранных агентов», совершенно избыточным и юридически бессмысленным.

Во-вторых, не может не вызывать возражения и предлагаемое в настоящее время - согласно рассматриваемому законопроекту - введение в отношении таких организаций штрафных санкций, которые в системе мер административной и уголовной ответственности являются явно несоразмерными. Конституционный суд РФ в своих решениях (например, в Определении от 5 ноября 2003 года № 349-О) неоднократно указывал, что «законодатель, относя нарушение тех или иных правил к административным правонарушениям и предусматривая необходимость применения соответствующих мер государственного принуждения в виде административной ответственности, обязан соблюдать требования Конституции РФ». В частности, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ наказание «должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния». По оценке экспертов Совета данный законопроект этим требованиям не отвечает.

В-третьих, законопроект предусматривает явно необоснованные размеры штрафных санкций. Так, в отличие даже от санкции статьи 330-1 УК РФ, которая введена Федеральным законом № 121-ФЗ за «злостное неисполнение или уклонение от выполнения обязанностей, определенных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента», не превышающей 300 тыс. рублей, в рассматриваемом законопроекте предлагается установление административного штрафа для юридических лиц до 1 млн. рублей. Помимо этого, для должностных лиц НКО вводятся штрафы в размере до 500 тыс. рублей, несмотря на то, что в настоящее время, согласно общим положениям КоАП РФ (ч. 1 ст. 3.5), административная санкция для таких категорий лиц не должна превышать 50 тыс. рублей.

В-четвертых, предлагаемый законопроект (ст. 19.7 КоАП, п. 5-2) необоснованно расширяет круг субъектов административной ответственности за непредоставление или несвоевременное предоставление сведений об НКО, включая в него граждан, которые не являются должностными лицами этих организаций и поэтому не могут нести ответственность за непредоставление подобных сведений.

В связи с этим Совет считает необходимым:

- исключить из ст. 19.7 КоАП РФ (5-2) проекта административную ответственность граждан за непредоставление или несвоевременное (неполное, в искаженном виде) предоставление предусмотренных законодательством сведений;

- привести предлагаемые размеры административных санкций в соответствие с конституционными требованиями и общими положениями КоАП РФ, уменьшив размеры штрафов таким образом, чтобы они были сопоставимы с санкциями за сходные по общественной опасности административные правонарушения (ст.ст. 5.55, 14.25, 14.28, 14.36, 15.6 и т.д.) и не превышали 30 тыс. рублей для должностных лиц и 100 тыс. рублей для юридических лиц.

Настоящее заключение принято консенсусом на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека 4 октября 2012 года.

© 1993-2019 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter