Обращения и ответы
Справка о предложениях по разрешению ряда системных проблем, связанных с обеспечением прав граждан, имевших право на получение земельных долей и имущественных паев в ходе аграрной реформы в России начала 1990-х годов, но их не получивших
СПРАВКА
СПРАВКА О ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
по разрешению ряда системных проблем, связанных с обеспечением прав граждан, имевших право на получение земельных долей и имущественных паев в ходе аграрной реформы в России начала 1990-х годов,
но их не получивших
По итогам трех совещаний в СПЧ выработано несколько системных направлений решения проблем указанной категории граждан.
Блок А. В части конкретизации КАТЕГОРИИ ПОСТРАДАВШИХ ГРАЖДАН определить:
1. критерии выявления пострадавших граждан,
2. исчерпывающий перечень необходимых и достаточных документов, подтверждающих соответствующее право (а при их отсутствии – исследовать иные правовые способы доказывания имеющегося права),
3. и общий подход к выявлению доказательств нереализации указанными гражданами соответствующих прав (а именно: принятие ими необходимых действий по приобретению права на земельную долю или имущественный пай и отсутствию реализации указанных прав по независящим от граждан причинам)
МГЮУ предлагает отнести к пострадавшим граждан, у которых возникло право на получение в собственность земли на основании нормативных правовых актов (Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»; Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и др.), и которые:
- не были наделены правом собственности на земельную долю по независящим от данного лица причинам;
- были наделены правом собственности на земельную долю на основании правоустанавливающих и правоподтверждающих документов, но право собственности оспорено в судебном порядке юридическими лицами при отсутствии доказательной базы относительно внесения земельных долей в уставный капитал;
- были наделены правом собственности на земельную долю, однако земельная доля признана невостребованной на основании того, что эти лица не распорядились ей, однако граждане («пострадавшие») не распоряжались ей по причине правовой неграмотности в силу отсутствия должного информационного обеспечения земельной реформы.
Институт законодательства и сравнительного проведения при Правительстве РФ (ИЗСП) также предлагает проанализировать действующее законодательство в сфере приобретения и реализации права на земельные участки, находящиеся в общей долевой собственности, и долей в праве на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, выявив наличие правовых препятствий для реализации прав собственников земельных долей. По результатам сделать вывод о необходимости поправок в законодательство либо разработке иных правовых мер обеспечения прав указанной категории граждан.
Также ИЗСП предлагает в случае подтверждения нарушенного права и отсутствии реальной возможности его восстановления в судебном или ином предусмотренном законом порядке (пропуск срока исковой давности и др.) определить правовые формы, объем и основные процедуры восстановления нарушенного права.
Блок Б. Другие системные предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения:
1. Проведение инвентаризации сельскохозяйственных угодий (в первую очередь) и других земель сельскохозяйственного назначения с целью изыскания земельных участков, которые могли бы быть предоставлены в качестве компенсации гражданам, необоснованно и с нарушением установленных законом процедур утратившим право собственности на земельную долю. Это особенно актуально для случаев, когда истек срок исковой давности оспаривания сделок и решений (предложено Государственным университетом по землеустройству).
Соглашаясь с возможностью предоставления «компенсационных» земельных участков пострадавшим гражданам, Минсельхоз России предлагает также проработать и иные способы восстановления их нарушенных прав.
2. Удовлетворение законных притязаний собственников земельных долей и имущественных паев за счет вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий при наличии гарантий защиты прав добросовестных землепользователей и сельскохозяйственных товаропроизводителей (предложено Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию).
Участники рабочей группы сочли целесообразным вовлечение в сельскохозяйственный оборот земель фонда перераспределения и неиспользуемых земель в субъектах Российской Федерации с возможностью их передачи в ведение специально созданной организации по типу «Земельного банка» с включением в число ее участников граждан, приобретших право на получение земельной доли и имущественного пая в ходе аграрной реформы в России начала 1990-х годов, но соответствующих земельных долей и имущественных паев не получивших, с правом на получение дохода от использования таких земель. Необходимо проработать бизнес-модель данной структуры и наличие организационных ресурсов, просчитать количество пострадавших граждан и детализировать понятийный аппарат.
3. Необходимость ускорения выдела земельных участков в счет земельных долей (реализация пункта 3 статьи 19.1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»)
В связи с недостаточным количеством бюджетных средств на подготовку проектов межевания и проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, выделяемых в счет земельных долей; недостаточным количеством бюджетных средств на публикации списков дольщиков в средствах массовой информации, а также отсутствием структурных подразделений, занимающихся земельными отношениями, в органах местного самоуправления МГЮУ имени О.Е. Кутафина предложил закрепить в законе:
- правовые последствия (ответственность) бездействия органов местного самоуправления в организации выдела земельных участков в счет земельных долей;
- механизм оказания финансовой поддержки как физическим лицам – собственникам земельных долей, так и органам местного самоуправления для осуществления кадастровых работ в отношении земельных участков, выделяемых в счет земельных долей;
- порядок информационного обеспечения граждан (собственников долей) в выделе земельных участков в счет земельных долей.
4. Определение собственника земельной доли, что связано с несовершенством законодательства 1990-х годов, а также его различным толкованием судами
С начала земельной реформы до настоящего времени выдавалось четыре различных вида государственных правоудостоверяющих документов на землю. В настоящее время судебными инстанциями по-разному решаются важнейшие вопросы: кто же в соответствии с законодательством, регулирующим процесс реорганизации колхозов и совхозов, является собственником земельной доли; правом или обязанностью являлось распоряжение земельной долей для бывших работников колхозов и совхозов и др.?
С целью исключения существующих коллизий МГУ имени М.В. Ломоносова разработан законопроект, устраняющий конкуренцию действия свидетельств о праве собственности на землю между сельскохозяйственными организациями, ставшими собственниками земельных участков в результате внесения земельных долей в уставный капитал при их учреждении, и гражданами, которым были выданы свидетельства на право собственности на землю уже после того, когда они распорядились земельными долями. Предложено:
- определить приоритет владельцев тех из свидетельств, удостоверяющих право на земельный участок, которые осуществляли использование земельных участков и платили земельный налог;
- установить конкретный срок действия остальных свидетельств (за исключением состоявшихся решений судов по делам о праве собственности на приватизированные земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения);
- нормативно закрепить право наследников владельцев указанных свидетельств обратиться к такой сельскохозяйственной организации с требованием о выплате средней кадастровой стоимости по муниципальному району земельного участка, соответствующего по размеру земельной доле, указанной в свидетельстве на право собственности на землю, в течение, например, 1 года с момента вступления в силу предлагаемых поправок.
5. Обобщение Верховным Судом РФ правоприменительной практики в части признания прав собственности на земельные доли и прекращения указанных прав (особенно – анализ и сопоставление решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции)
Предложено Государственным университетом по землеустройству.
Целесообразно предложить Верховному Суду РФ дать разъяснения и по другим важнейшим системным проблемам по изложенной тематике. Требуется четко сформулировать эти проблемы.
В ходе обсуждения решения проблем были высказаны и другие предложения.
Подготовил заместитель Председателя
Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека Е.А.Бобров