Обращения и ответы

Рекомендации по защите социальных и трудовых прав работников в период пандемии

Информационная справка Роструда

Информационная справка по принимаемым Рострудом мерам
соблюдения трудового законодательства в условиях пандемии
коронавируса

По предложениям Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее - Совет) Роструд информирует.

1. Рекомендация Совета Роструду - «Установить, что в нынешней  эпидемиологической и экономической ситуации жалобы граждан на нарушение трудовых и социальных прав, а также жалобы на нарушения в сфере охраны труда имеют приоритет по сравнению с жалобами на другие нарушения законодательства и подлежат рассмотрению в максимально короткие сроки».

В связи с необходимостью оперативного получения гражданами разъяснений по актуальным вопросам, при поступлении обращений в адрес Гострудинспекции по вопросам, связанным с распространением «коронавирусной инфекции» и реализацией Указов Президента Российской
Федерации В.В. Путина от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239 , Рострудом дано поручение территориальным органам обеспечить оперативное рассмотрение таких обращений и о результатах рассмотрения обращения информировать заявителя в течение 7 календарных дней.
В центральном аппарате Роструда и его территориальных органах 27.03.2020 организована «горячая линия», на которую могут обратиться работники и работодатели при возникновении вопросов в части соблюдения трудового законодательства в связи с возникшей эпидемиологической ситуацией.

Так, по состоянию на 15.05.2020, центральным аппаратом Роструда дано 96000 консультаций, в том числе по вопросам:
- увольнения 7581,
- заработной платы 9698,
- дистанционной работы и режима работы 5756,
- отстранения работника от работы 1387,
- введения простоя 2736,
- предоставления отпуска без сохранения заработной платы 5176.

Территориальными органами Роструда в ходе «горячей линии» дано 68861 консультации, в том числе по вопросам:
- увольнения 9750,
- заработной платы 14936,
- дистанционной работы и режима работы 5622,
- отстранения работника от работы 1619,
- введения простоя 2982,
- предоставления отпуска без сохранения заработной платы 7412.

2. Рекомендация Совета Роструду - «При необходимости оперативного реагирования на жалобы работников (например, по поводу незаконного привлечения к труду в период «нерабочих дней») осуществлять внеплановые проверки работодателей с выездом на место, с целью сбора доказательств, подтверждающих изложенные работником факты».

В рамках полномочий, Рострудом осуществляются следующие меры для защиты трудовых прав граждан в условиях пандемии коронавируса.

В период с 21.03.20020 по 15.05.2020 территориальными органами Роструда по поступившим 89617 обращениям, (из них 24331 связанных с распространением коронавируса), осуществлены следующие мероприятия:
- проведено проверок 7211;
- выдано предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований 10389;
- выдано 2878 предписаний об устранении выявленных нарушений;
- вынесено 9380 постановлений по делу об административном правонарушении;
- дано консультаций 66216.

3. Рекомендация Совета Роструду - «Вести актуальную отчетность по выявленным нарушениям трудовых прав в режиме онлайн на интернет-сайтах ведомств и иных коммуникационных площадках».

С 21.03.2020 Роструд ежедневно осуществляет свод и анализ предоставляемой территориальными органами информации о надзорноконтрольной деятельности проведенной по обращениям связанным с распространением коронавируса.

4. Рекомендация Совета Роструду - «Проводить проверки по жалобам работников на неправомерное издание работодателями приказов о предоставлении отпусков без сохранения за работниками зарплаты. В случае выявления нарушений трудового законодательства привлекать организации и виновных должностных лиц к ответственности, выдавать предписания о восстановлении трудовых прав работников».

В соответствии с пунктом 5.1.1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости (далее - Роструд), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324, Роструд осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением
работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов
(документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), в том числе в сфере труда, регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Вместе с тем, в связи с принятыми Правительством Российской Федерации мерами по оказанию государственной поддержки отраслям российской экономики, в условиях пандемии коронавируса, были внесены ограничения в работе надзорных органов.

Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами
государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Постановление № 438 от 03.04.2020), установлено, что в 2020 году в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся внеплановые проверки
основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

В связи с тем, что жалобы работников на неправомерное издание работодателями приказов о предоставлении отпусков без сохранения за работниками зарплаты не являются основанием для проведения проверок, для реализации данной рекомендации Совета необходимо внесение
изменений в Постановление № 438 от 03.04.2020.

5. Рекомендация Совета Роструду -«Издать разъяснения о наличии у работников права в любой момент прервать предоставленный ему отпуск без сохранения зарплаты. Реагировать на случаи, когда работодатель отказывает работникам в выходе из отпуска без сохранения зарплаты».

Нормами действующего законодательства ситуация (о наличии/отсутствии у работников права в любой момент прервать предоставленный ему отпуск без сохранения зарплаты) не урегулирована. В тоже время Рострудом размещено на онлайн - сервисе «Онлайнинспекция .рф» разъяснение следующего содержания: «По нашему мнению, работодатель не вправе отказать работнику в досрочном прерывании отпуска без сохранения заработной платы, поскольку отпуск без сохранения зарплаты предоставляется только по просьбе работника. Отпуска без сохранения зарплаты по инициативе работодателя трудовым законодательством не предусмотрены. Согласно ч. 1 ст. 128 Трудового Кодекса Российской Федерации по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем».

Согласно Постановления № 438 от 03.04.2020 в 2020 году в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся внеплановые проверки основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.

В связи с тем, что жалобы работников на отказ работодателя работникам в выходе из отпуска без сохранения зарплаты не являются основанием для проведения проверок, для реализации данной рекомендации Совета необходимо внесение изменений в Постановление № 438 от
03.04.2020.

6. Рекомендация Совета Роструду - «Установить, что проверки по жалобам работников на невыплату зарплаты имеют приоритет по отношению к другим жалобам (определить конкретный сокращенный срок ответа на такие жалобы)».

В связи с тем, что вопросы задолженности по заработной плате находятся на особом контроле Роструде, мониторинг осуществляется еженедельный, по всем обращениям в возможно короткие сроки осуществляются надзорно - контрольные мероприятия.

Так, по оперативным данным, в период с 01.01.2020 по 01.05.2020, территориальными органами Роструда проведено 8320 проверок, по итогам которых выявлены нарушения по вопросам оплаты труда.

Общее количество выданных предписаний о выплате задержанной заработной платы составило 1448.

За невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, либо установление заработной платы в размере менее размера предусмотренного трудовым законодательством вынесено 10373 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа (3244 в виде предупреждений).

Общая сумма наложенных административных штрафов за нарушение законодательства по вопросам оплаты труда составила 211 979 тыс. рублей (из них по задолженности по заработной плате 61 451 тыс. рублей).

В органы прокуратуры и следствия, в целях рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях требований трудового законодательства в связи с нарушениями законодательства об оплате труда (в соответствии со статьей 145-1 Уголовного кодекса РФ) направлено 328 материалов.

Общая сумма произведенных по требованиям госинспекторов труда выплат задержанной заработной платы составила 3 412 247 тыс. рублей.

7. Рекомендация Совета Роструду - «Обратить внимание государственных инспекторов труда на возможность защиты прав работников путем принятия решений о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате зарплаты».

В соответствии со ст. 16, 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), ст. 357, 360.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее - ТК РФ), ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) Рострудом утверждены методические рекомендации об организации работы по принятию решения о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений (далее - решение о принудительном исполнении).

Решение о принудительном исполнении выдается после проведения следующих мероприятий:
- проведение проверки и выявление факта начисленной, но не выплаченной в установленный срок работнику заработной платы,
- выдача предписания об устранении выявленных нарушений;
- проверка исполнения предписания;
- направление решения о принудительном исполнении работодателю;
- по истечении 10 дней (срок вступления в законную силу) направление в ФССП.

При этом мероприятий по принудительному исполнению обязанности работодателя возможны лишь по выплате начисленной, но не выплаченной в установленный срок работнику заработной платы, и не применимо к обращениям по вопросам обоснованности снижения размера заработной платы.

В настоящее время Рострудом собирается практика и в конце 2020 года будут подготовлены предложения по изменению процедуры вынесения решения о принудительном исполнении.

В настоящее время, с учетом социальной важности вопроса выплаты задолженности по заработной плате, усматривается необходимость по изменении процедуры, в части вынесения решения о принудительном исполнении непосредственно при выявлении правонарушении, что
существенно уменьшит срок получения работником имеющейся задолженности по заработной плате.

8. Рекомендация Совета Роструду - «Проводить проверки по жалобам работников на неправомерные увольнения, проверять соблюдение работодателем процедуры увольнения и обоснованности увольнения. В случаях, когда есть основания полагать, что увольнение
обусловлено беременностью работницы, наличием у нее детей в возрасте до 3 лет, «предпенсионным» возрастом сотрудника, а также иными дискриминационными причинами, передавать материалы в следственные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности по ст.ст. 136,144.1,145 Уголовного кодекса РФ».


Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 21.03.2020 № ММ-ШЗ-2167, поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 06.04.2020 № ТГ-П12-2912кв территориальными органами Роструда осуществляется проведение внеплановых проверок по вопросам незаконного увольнения работников.

Так, в период с 01.01.2020 по 01.04.2020 поступило 6554 обращения по вопросу незаконного увольнения.

Территориальными органами Роструда по вышеуказанным обращениям, при наличии достаточных оснований, проведено 105 проверок, выдано 875 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

Также проведено консультирование 4915 заявителей.

При этом, согласно Постановления № 438 от 03.04.2020 в 2020 году в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся внеплановые проверки основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы
причинения вреда жизни, здоровью граждан.

В связи с тем, что жалобы работников по вопросам незаконного увольнения работников не являются основанием для проведения проверок, для реализации данной рекомендации Совета необходимо внесение изменений в Постановление № 438 от 03.04.2020.

9. Рекомендация Совета Роструду - «Расширить количество каналов для дистанционной постановки на учет в качестве безработного, вести мониторинг доступности «горячей линии».

В соответствии с Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденными Постановлением Правительством Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 460 (далее - Временные правила) в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные
учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - Портал «Работа в России») либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее
- ЕПГУ).

С целью обеспечения указанных возможностей Федеральной службой по труду и занятости в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 20.03.2020 № ММ-ШЗ-2165 в оперативном порядке доработаны соответствующие подсистемы Портала
«Работа в России» и реализован сервис дистанционной подачи заявления о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы (постановке на учет в качестве безработного).

В случае личного посещения гражданином центра занятости населения в целях содействия в поиске подходящей работы работник центра занятости населения помогает заявителю оформить заявление в электронной форме с использованием Личного кабинета соискателя.

При отсутствии у гражданина подтверждённой учетной записи в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее - ЕСИА) работник центра занятости населения оказывает гражданину содействие по ее подтверждению на основании взаимодействия с соответствующими организациями, в том числе с отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и обеспечения в дальнейшем дистанционного режима работы с гражданином.

10. Рекомендация Совета Роструду - «При отсутствии возможности оперативно получить подтверждение с последнего места работы заявителя принимать решение о постановке на учет в качестве безработного и назначении соответствующего пособия».

При принятии решения о признании гражданина безработным и назначении пособия центры занятости населения руководствуются Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 24.04.2020) "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости), а также Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 N 460 (ред. от
30.04.2020) "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными".

В соответствии с Временными правилами, центры занятости населения запрашивают с использованием Портала «Работа в России» через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца,
предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме на Портале «Работа в России», о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам,
признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.

В период действия Временных правил, казанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).

Рострудом разработаны и рекомендованы для использования в работе государственных служб занятости населения Методические рекомендации по организации работы государственных учреждений службы занятости населения в период действия Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, включающими в том числе рекомендуемый алгоритм обработки сведений, представленных гражданином в заявлении в электронной форме и сведений, получаемых Порталом «Работа в России» в рамках межведомственного взаимодействия в автоматическом режиме.

11. Рекомендация Совета Роструду - «Активизировать работу по переобучению лиц, потерявших работу, с использованием дистанционных форм взаимодействия».

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона о занятости предоставление государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 Временных правил центры занятости населения согласно статье 23 Закона о занятости осуществляют направление безработных граждан на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование в дистанционной форме или по
индивидуальному учебному плану и назначение стипендии.

Ответ Минтруда России

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрело рекомендации Совета по результатам анализа наиболее частых нарушений трудовых прав граждан в период распространения новой коронавирусной инфекции от 23 апреля 2020 г. № А4-9-560, поступившие письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 6 мая 2020 г. № П12-24870, и сообщает.

В целях урегулирования трудовых отношений в связи с необходимостью экстренного реагирования в условиях ограничительных мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19 и в других случаях, в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части вносится поправка в Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по
вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", согласно которой Правительству Российской Федерации предоставляется право в 2020 году принимать решения, предусматривающие установление особенностей правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В указанных целях Правительство Российской Федерации утвердило постановлением от 28 апреля 2020 г. № 601 Временные правила работы вахтовым методом в связи с реализацией мероприятий по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции и невозможностью соблюдения в связи с этим продолжительности вахты, учетного периода рабочего времени работника при работе вахтовым методом, а также графика работы на вахте допускается их изменение с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной
организации при выполнении определенных условий. Указанные правила действуют по 31 декабря 2020 г.

Кроме того подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в 2020 году», которым в частности, предлагается установить временные положения, предусматривающие:
- возможность перехода работников на удаленный режим работы без заключения дополнительных соглашений к трудовому договору;
- сокращение сроков предупреждения об изменении определенных сторонами условий трудового договора;
- сокращение сроков предупреждения об изменении графиков сменности;
- порядок учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (внесении в них изменений);
- увеличение срока перевода работника без его согласия на необусловленную трудовым договором работу у того же работодателя и другие особенности,
- позволяющие экстренно реагировать в условиях ограничительных мероприятий по
предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной
COVID-19
- продление срока уведомления работника об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника путем подачи работодателю соответствующего письменного заявления сделать выбор между продолжением ведения работодателем трудовой книжки или предоставлением ему работодателем сведений о трудовой деятельности.

В целях оперативной передачи сведений о трудовой деятельности работника для постановки на учет в качестве безработного при оформлении или расторжении трудовых отношений в режиме онлайн (не позднее следующего рабочего дня) в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации и позволяющий гражданам не представлять трудовые книжки при обращении в центры занятости принят Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 136-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона «Об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 136-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом № 136-ФЗ Правительство Российской Федерации наделено правом в 2020 г. издавать нормативные правовые акты, предусматривающие особенности порядка и сроков предоставления страхователями с 1 апреля 2020 г. до 31 декабря 2020 г. в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о трудовой деятельности. Во исполнение Федерального закона № 136-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2020 г. № 590 «Об особенностях порядка и сроках представления страхователями в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц» (далее – постановление № 590), в
соответствии с которым страхователь представляет в территориальные органы
Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о работающих у него зарегистрированных лицах не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа (распоряжения), подтверждающих оформление трудовых отношений, при наступлении всех кадровых событий.

Что касается оплаты труда в период нерабочих дней, то Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206, от 2 апреля 2020 г. № 239 и от 28 апреля 2020 г. № 294 (далее – Указы) установлены нерабочие дни с 30 марта по 30 апреля и 6-8 мая 2020 г. с сохранением за работниками заработной платы.

Таким образом, наличие в календарном месяце (март, апрель, май 2020 г.) нерабочих дней не является основанием для снижения заработной платы работникам.

В этих целях работникам, оплачиваемым сдельно, за указанные нерабочие дни выплачивается соответствующее вознаграждение, определяемое локальным нормативным актом работодателя. Суммы расходов на эти цели относятся к расходам на оплату труда в полном размере. Работникам организаций, на которые не распространяется действие указов, оплата производится в обычном, а не повышенном размере, так как нерабочий день не относится к выходным или нерабочим праздничным дням. Аналогичная позиция судов по оплате труда в нерабочие дни, установленные Указами, отражена в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г.).
Сообщаем, что рекомендации работодателям в отношении применения (распространения) на работников режима нерабочих дней с 30 марта по 3 апреля 2020 г., одобренные на заседании оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 26 марта 2020 г., размещены по электронному адресу: http://static.government.ru/media/files/1rCRXQFzANZQKsZ0OJAuTaXma9xzMqa4.pd
f
;
Рекомендации работникам и работодателям в связи с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и дополнения к ним:
https://rosmintrud.ru/labour/relationship/379
https://rosmintrud.ru/labour/relationship/380

О результатах рассмотрения предложений и принимаемых мерах по вопросам установления приоритетности рассмотрения жалоб в период распространения коронавирусной инфекции в части принуждения работников к уходу в неоплачиваемый отпуск, уменьшения заработной платы работников, принуждения работников к труду в нарушение положений указов Президента Российской Федерации, массовых увольнений и сокращений работников, недостаточного обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, невыполнения рекомендаций Роспотребнадзора о профилактике распространения коронавируса на рабочих местах, несовершенства процедуры постановки на учет в качестве безработного направляем информацию Роструда (письмо 18 мая 2020 г. № 771-Пр).

Рекомендации СПЧ и АЮР по защите социальных и трудовых прав работников в период пандемии

Совет по развитию гражданского общества и правам человека сегодня направил в Правительство Российской Федерации Рекомендации по результатам работы горячей линии СПЧ и Ассоциации юристов России, касающиеся защиты социальных и трудовых прав работников.

Поступившие на горячую линию через сайт права2020.рф обращения в целом типичны для ситуации экономического кризиса: работодатели перестают платить работникам заработную плату, заставляют работников уходить в неоплачиваемые отпуска, увольняться по собственному желанию, подписывать соглашения о снижении зарплаты и т.п. Кроме того, остро стоит вопрос о выполнении работодателями рекомендованных Роспотребнадзором дополнительных мероприятий в целях профилактики распространения коронавируса среди работников, продолжающих выполнять свои трудовые обязанности, в частности: перевод на удаленную работу, обеспечение дополнительными средствами индивидуальной защиты, создание условий для дистанцирования на рабочем месте и другое.

Однако в нынешней ситуации имеется и своя специфика.

Во-первых, крайне осложнена процедура обращения граждан за защитой нарушенных трудовых прав в суд, поскольку сейчас суды рассматривают только дела безотлагательного характера, в них не ведется прием граждан, а многие граждане лишены возможности покинуть место жительства из-за режима самоизоляции.

Во-вторых, значительная часть граждан оказались в особенно тяжелой ситуации, когда, лишившись единственного источника дохода, они не могут заниматься поиском другой работы, поскольку этому препятствует проведение противоэпидемиологических мероприятий.

В-третьих, ситуация развивается очень динамично, постоянно изменяется правовое регулирование различных вопросов, касающихся в том числе, и трудовых отношений.

В-четвертых, нормы в части профилактики коронавируса на рабочих местах имеют рекомендательный характер, а, следовательно, зависят от доброй воли работодателя.

В-пятых, существует острая необходимость в обеспечении бесперебойной работы отдельных сфер экономики, от которых зависит благополучие общества.

В этой непростой ситуации гражданам как никогда необходима оперативная помощь в восстановлении трудовых прав. В Совете по правам человека полагают, что сейчас защите трудовых прав граждан должен быть отдан приоритет. По жалобам на нарушение трудовых прав должны проводиться тщательные проверки, а срок ответа на обращения граждан, а также их представителей (профсоюзов) должен быть максимально сокращен всеми ведомствами. Кроме того, необходимо определить обязательный для всех работодателей, продолжающих работу, минимум мер в целях профилактики распространения коронавируса, в случае невыполнения которых работник вправе отказаться выполнять свои должностные обязанности.

Совет отмечает, что пандемия коронавируса изменила жизнь десятков миллионов граждан Российской Федерации. Считая жизнь и здоровье людей безусловным приоритетом и понимая необходимость реализуемых органами исполнительной власти карантинных и иных ограничений,  правозащитники считают необходимым принятие комплекса неотложных мер по защите социальных и трудовых прав работников в Российской Федерации.

В качестве общих системных мер Совет рекомендует Правительству Российской Федерации:

- Разработать и принять нормативный правовой акт, предполагающий отмену обязанности по выплате арендной платы за пользование государственным и муниципальным имуществом со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства, а также налогов (за исключением НДС) и неналоговых платежей на период действия режима повышенной готовности или иного периода, связанного с распространением коронавирусной инфекции.

- Предусмотреть увеличение объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам муниципальных образований ввиду наличия выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований в связи с введением указанных мер.

- Разработать и принять нормативный правовой акт, относящий случаи приостановления работниками трудовых обязанностей ввиду применения карантинных мероприятий или режима самоизоляции, к случаям временной нетрудоспособности с оформлением больничного листа и оплатой указанных периодов за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

Совет также рекомендует органам прокуратуры Российской Федерации и органам Федеральной службы по труду и занятости:

- Установить, что в нынешней эпидемиологической и экономической ситуации жалобы граждан на нарушение трудовых и социальных прав, а также жалобы на нарушения в сфере охраны труда имеют приоритет по сравнению с жалобами на другие нарушения законодательства и подлежат рассмотрению в максимально короткие сроки.

- Приостановить практику перенаправления жалоб, касающихся трудовых прав, из органов прокуратуры в органы Государственной инспекции труда и обратно.

- При необходимости оперативного реагирования на жалобы работников (например, по поводу незаконного привлечения к труду в период «нерабочих дней») осуществлять внеплановые проверки работодателей с выездом на место, с целью сбора доказательств, подтверждающих изложенные работником факты.

- Вести актуальную отчетность по выявленным нарушениям трудовых прав в режиме онлайн на интернет-сайтах ведомств и иных коммуникационных площадках.

Далее представлены рекомендации в отношении наиболее частых проблем, с которыми  работники обращались на «горячую линию».
 



ПРИНУЖДЕНИЕ РАБОТНИКОВ К УХОДУ В НЕОПЛАЧИВАЕМЫЙ ОТПУСК

Многие работодатели с целью минимизации затрат на оплату труда персонала требуют от работников написания заявлений на предоставление отпусков без сохранения заработной платы (ст. 128 Трудового кодекса РФ, далее – ТК РФ). Требования о написании подобных заявлений часто сопровождаются угрозами увольнения в адрес тех работников, которые отказываются написать заявление. Более того, в некоторых случаях работодатели без получения соответствующих заявлений и оформления кадровых документов фиксируют в табелях учета рабочего времени факт нахождения работника в отпуске без сохранения зарплаты, в связи с чем не выплачивают работникам зарплату.

Работники, написавшие под давлением руководства организации заявление о предоставлении отпуска, оказываются в крайне тяжелом материальном положении, часто лишаются единственного источника дохода, что в текущих условиях чревато негативными социальными последствиями.

Поданной ситуации Совет выступает с рекомендациями в адрес органов Федеральной службы по труду и занятости:

- Проводить проверки по жалобам работников на неправомерное издание работодателями приказов о предоставлении отпусков без сохранения за работниками зарплаты. В случае выявления нарушений трудового законодательства привлекать организации и виновных должностных лиц к ответственности, выдавать предписания о восстановлении трудовых прав работников.

- Издать разъяснения о наличии у работников права в любой момент прервать предоставленный ему отпуск без сохранения зарплаты. Реагировать на случаи, когда работодатель отказывает работникам в выходе из отпуска без сохранения зарплаты.

и органов прокуратуры Российской Федерации. Среди предложений:

- Указать сотрудникам на необходимость тщательной проверки жалоб работников на их неправомерное отправление в отпуск «за свой счет», поскольку данное нарушение является массовым в текущий период.

- При наличии оснований полагать, в том числе по косвенным признакам, что работник написал заявление на предоставление ему отпуска без сохранения зарплаты под давлением работодателя, инициировать обращение в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав работника.

- Не рассматривать отказ суда в удовлетворении иска, направленного сотрудником прокуратуры в защиту трудовых прав работника, в качестве обстоятельства, отрицательно влияющего на показатели деятельности органа прокуратуры, в котором служит этот сотрудник.
 



НЕПРАВОМЕРНОЕ УМЕНЬШЕНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ

Многие работники жалуются на частичную или полную невыплату зарплаты, в том числе ее фиксированных составляющих (оклада, тарифной ставки). Нередко работники организаций незаконно отправляются работодателями в простой. Распространены ситуации, когда руководители компаний в принудительном порядке требуют от работников заключать соглашения об изменении условий трудового договора в части оплаты труда.

В этой части Совет предлагает Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

- Дать подробные разъяснения по вопросу выплаты дополнительного вознаграждения за «нерабочие дни», установленные Указами Президента РФ, работникам, которым не установлен оклад, в части определения размера дополнительного вознаграждения. Указать на недопустимость злоупотребления работодателями своим правом при установлении размера вознаграждения, в частности на недопустимость установления размеров вознаграждения в размере, не соответствующем обычно получаемому работником заработку.
Дать разъяснения о недопустимости введения режима простоя в период «нерабочих дней», если организация не относится к тем категориям компаний, на которые не распространяется действие Указов Президента РФ об установлении «нерабочих дней». 

органам Федеральной службы по труду и занятости:

- Установить, что проверки по жалобам работников на невыплату зарплаты имеют приоритет по отношению к другим жалобам (определить конкретный сокращенный срок ответа на такие жалобы).

- Обратить внимание государственных инспекторов труда на возможность защиты прав работников путем принятия решений о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате зарплаты.

органам прокуратуры Российской Федерации:

- Установить, что проверки по жалобам работников на невыплату им зарплаты имеют приоритет по сравнению с другими жалобами (определить конкретный сокращенный срок ответа на такие жалобы).

- При наличии оснований полагать, что работник подписал дополнительное соглашение к трудовому договору, в соответствии с которым значительно снизилась его зарплата, под давлением работодателя, инициировать обращение в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав работника.

- Не рассматривать отказ суда в удовлетворении иска, поданного в защиту трудовых прав работника, принудительно подписавшего соглашение о снижении зарплаты, как обстоятельство, отрицательно влияющее на показатели органа прокуратуры, в котором служит этот сотрудник.



ПРИНУЖДЕНИЕ РАБОТНИКОВ К ТРУДУ В НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Известны ситуации, когда работодатели, понимая необходимость для своей организации приостановить деятельность, сознательно указывают работникам на необходимость продолжить работу. В большинстве случаев это сопровождается угрозами незаконного увольнения. Такие ситуации имеют место как в частно-экономическом секторе, так и в государственных учреждениях в сфере образования и культуры. В отдельных случаях такие действия распространяются в том числе на работников, находящихся в группе риска (старше 65 лет). При этом работодатели не соблюдают меры безопасности на рабочих местах, что способствует увеличению рисков.

Здесь Совет рекомендует Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

Сформировать более точный перечень организаций, которые вправе продолжать работу в период действия мер по защите эпидемиологической обстановки.

ведомствам, должностные лица которых уполномочены на составление протоколов по ст. 20.6.1 КоАП РФ (МВД России, МЧС России, Росгвардия), и региональным органам власти:

Проводить проверки по жалобам работников на их привлечение к труду вопреки положениям Указа Президента РФ или региональных нормативных правовых актов. Распространить информацию о наличии у работников права сообщить о нарушениях в соответствующие органы.
 



МАССОВЫЕ УВОЛЬНЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ РАБОТНИКОВ

Работодатели, которые были вынуждены прекратить свою деятельность, с целью экономии на заработной плате стремятся к увольнению тех сотрудников, которых невозможно перевести на удаленную работу. Это реализуется через такие методы как незаконные сокращения штатов с нарушением процедур, предусмотренных ТК РФ, принуждение работников к написанию заявлений об увольнении по собственному желанию, коррекцию графиков смен с отменой всех смен на период введения ограничительных мер без сохранения заработной платы. Работникам медицинских организаций, которые должны прекратить работу (например, стоматологические кабинеты) угрожают привлечением к работе с инфицированными лицами.

Склонение работников к увольнению из организации по собственному желанию — одно из наиболее типичных нарушений трудового законодательства в период экономического кризиса. Если заявление на увольнение было подписано работником под принуждением, то, как правило, доказать этот факт можно только в суде при том, что бремя доказывания факта принуждения лежит на работнике. В этой связи предлагаем органам прокуратуры РФ реагировать на обращения такого рода посредством предъявления в суд иска в защиту трудовых прав работников.

В части изложенного Совет рекомендует:

органам прокуратуры и органам Федеральной службы по труду и занятости:

Проводить проверки по жалобам работников на неправомерные увольнения, проверять соблюдение работодателем процедуры увольнения и обоснованности увольнения. В случаях, когда есть основания полагать, что увольнение обусловлено беременностью работницы, наличием у нее детей в возрасте до 3 лет, «предпенсионным» возрастом сотрудника, а также иными дискриминационными причинами, передавать материалы в следственные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности по ст.ст. 136, 144.1, 145 Уголовного кодекса РФ.

органам прокуратуры Российской Федерации:

При наличии оснований полагать, в том числе по косвенным признакам, что работник написал заявление на увольнение под давлением работодателя, инициировать обращение в суд с иском о восстановлении нарушенных трудовых прав работника.

Не рассматривать отказ суда в удовлетворении иска, поданного в защиту трудовых прав работника, принудительно написавшего заявление на увольнение, как обстоятельство, отрицательно влияющее на показатели деятельности органа прокуратуры, в котором служит этот сотрудник.
 



НЕДОСТАТОЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, НЕВЫПОЛНЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ РОСПОТРЕБНАДЗОРА О ПРОФИЛАКТИКЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСА НА РАБОЧИХ МЕСТАХ

Совет отмечает отсутствие обязательных для работодателей требований, направленных на профилактику распространения коронавируса среди работников, продолжающих выполнять свои трудовые обязанности. Роспотребнадзором утверждены только рекомендации работодателям, которые не носят обязательного характера.

В связи с эти, вызывает опасение наличие пробела в регулировании по данному вопросу, поскольку значительная часть работников продолжает работать на предприятиях и организациях, риск остановки которых может поставить под угрозу безопасность и обеспечение жизненно важных интересов общества. Введение минимальных санитарно-эпидемиологических требований в сложившейся ситуации на рабочих местах с указанием на то, что их невыполнение расценивается, как угроза жизни и здоровью работника, позволит работнику использовать право на самозащиту в виде отказа от выполнения работы (ст. 379 ТК РФ).

По данному поводу Совет рекомендует органам прокуратуры Российской Федерации и органам Федеральной службы по труду и занятости в приоритетном порядке проводить проверки обеспечения медицинских работников СИЗ, в качестве повода для проведения проверок использовать не только жалобы работников, но и информацию из СМИ, от профсоюзов, из сети Интернет и др.

Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - рассмотреть вопрос об утверждении временных санитарно-эпидемиологических требований на рабочих местах в целях профилактики распространения коронавирусной инфекции.
 




НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ МОРСКИХ СУДОВ НА ЗАНЯТОСТЬ И НА ОТДЫХ

Совет выражает обеспокоенность тем, что в условиях пандемии коронавируса, в связи с закрытием границ многими государствами, возникла проблема смены экипажей морских судов, которая не позволяет заменить членов экипажей, у которых закончились трудовые договоры. Усталость моряков приводит к повышению вероятности аварий и несчастных случаев. Одновременно, моряки, находящиеся на берегу, не могут попасть на работу на свои суда, и начинают испытывать финансовые трудности. Аналогичные проблемы имеются и в морском рыболовстве.

Тем самым создаётся угроза бесперебойной работе значимых в условиях пандемии видов деятельности. В этих условиях необходимо предпринять комплексные шаги, позволяющие российским морякам реализовать свои права на занятость, своевременный отдых и возвращение на Родину, с соблюдением всех мероприятий по противодействию распространению коронавируса.

В части изложенного Совет рекомендует Правительству Российской Федерации поручить профильным органам исполнительной власти:

- Разработать и внедрить порядок смены членов экипажей морских судов — российских граждан при заходе в российские морские порты.

- Предусмотреть возможность пересечения моряками — российскими гражданами сухопутных пограничных переходов при следовании на территорию соседних государств для посадки на судно, находящееся в порту этого государства, или при следовании с такого судна к месту проживания.

- Установить порядок выдачи разрешений на организацию чартерных рейсов при смене экипажей, состоящих из российских граждан, на морских торговых и рыболовных судах, находящихся в иностранных государствах.
 



НЕСОВЕРШЕНСТВО ПРОЦЕДУРЫ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ В КАЧЕСТВЕ БЕЗРАБОТНОГО

В настоящее время гражданин, потерявший работу, может встать на учет в качестве безработного дистанционным способом через портал государственных услуг, портал «работа в России», а также через «горячую» телефонную линию. В условиях перегруженности последней и невысокого уровня компьютерной грамотности населения необходимо расширение «точек входа» для граждан в процедуру постановки на учет в качестве безработных и сокращения сроков такой процедуры. При принятии решений органами занятости целесообразно руководствоваться принципом трактовки любых неустранимых сомнений относительно представленной информации в пользу заявителя.

В части изложенного Совет рекомендует органам Федеральной службы по труду и занятости:

- Расширить количество каналов для дистанционной постановки на учет в качестве безработного, вести мониторинг доступности «горячей линии».

- При отсутствии возможности оперативно получить подтверждение с последнего места работы заявителя принимать решение о постановке на учет в качестве безработного и назначении соответствующего пособия.

- Активизировать работу по переобучению лиц, потерявших работу, с использованием дистанционных форм взаимодействия.