Обращения и ответы

Отзывы на Рекомендации СПЧ по итогам спецзаседания по теме "Соблюдение прав человека в стационарных социальных организациях психоневрологического профиля и создание альтернативных форм жизнеустройства граждан с психофизическими и ментальными нарушениями"

Рекомендации СПЧ ПНИ на ГОЛОСОВАНИЕ.pdf посмотреть 316 КБ

Ответ Министерства юстиции Российской Федерации

 

Уважаемый Михаил Александрович!

Министерством юстиции Российской Федерации рассмотрены рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему «Соблюдение прав человека в стационарных социальных организациях психоневрологического профиля и создание альтернативных форм жизнеустройства граждан с психофизическими и ментальными нарушениями» (далее - Рекомендации), поступившие письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 13.09.2019 № П12-51419.

По вопросу о проекте поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 879343-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан» (далее - проект поправок) сообщаем, что Минюстом России подготовлен проект поправок и в августе 2019 г. направлен в Правительство Российской Федерации.

Проект поправок доработан с учетом поручения Президента Российской Федерации от 02.07.2019 № Пр-1180 и замечаний Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.

В настоящее время проект поправок находится на рассмотрении в Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, о чем доложено Президенту Российской Федерации (письмо Правительства Российской Федерации от 03.10.2019 № 9026п-П12).

По иным предложениям, содержащимся в Рекомендациях, Минюстом России были направлены запросы в соответствующие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

На основании информации, представленной федеральными органами исполнительной власти, сообщаем следующее.

  1. По пункту 1.6 Рекомендаций.

Роспотребнадзором разработан проект постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О внесении изменений в СП 2.1.2.3358-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания», который прошел публичное обсуждение, оценку регулирующего воздействия.

По информации, представленной Роспотребнадзором, в настоящее время идет подготовка документа для направления в Минюст России.

  1. По пунктам 1.8 - 1.10 Рекомендаций.

Минстрой России отмечает, что в соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

При этом включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Вместе с тем в представленных рекомендациях отсутствует информация об объемах требуемого специализированного жилищного фонда для организации сопровождаемого проживания инвалидов, а также не определены источники финансового обеспечения предлагаемых расходов.

Кроме того, отмечаем, что указанные вопросы рекомендовано проработать Минстрою России.

Однако в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038, Минстрой России не наделен полномочиями по вышеуказанным вопросам.

  1. По пункту 1.11 Рекомендаций.

По информации, представленной Роспотребнадзором, документами санитарного законодательства регулируются вопросы санитарно- эпидемиологического благополучия населения. Вместимость здания закладывается на этапе проектировочного задания и реализуется в проекте строительства.

В связи с введением в действие Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЭ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2007 к полномочиям Роспотребнадзора не относится рассмотрение проектов строительства объектов, а также осуществление деятельности по надзору за строящимися объектами и приемкой их в эксплуатацию. Данные функции переданы органам Госэкспертизы, Госстройнадзора и органам местного самоуправления.

Учитывая изложенное, ограничение численности проживающих для вновь строящихся, проектирующихся зданий стационарных организаций социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами, не может регулироваться документами санитарного законодательства.

  1. По пункту 5.4 Рекомендаций.

В настоящее время Министерством просвещения Российской Федерации разрабатывается отраслевая стратегия развития образования до 2030 года, одной из составляющих которой является Стратегия развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия образования ОВЗ и инвалидов).

Стратегия образования ОВЗ и инвалидов базируется на научных подходах и учитывает нормы Конвенции ООН о правах инвалидов, международно-правовые и отечественные нормы защиты прав инвалидов.

Политика Российской Федерации в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью продолжает формироваться по двум направлениям - развитие системы инклюзивного образования при одновременной поддержке и развитии существующей сети коррекционных школ и садов, не выделяя в приоритет ни один из форматов организации образования.

При этом выстраивается не только горизонталь, но и непрерывная и преемственная вертикаль образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: от развития служб ранней помощи детям названной категории и их семьям, организации комплексного психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения их образования до профессиональной реабилитации.

Стратегия образования ОВЗ и инвалидов проектирует формирование указанной вертикали получения инвалидами качественного доступного образования через обновление инфраструктуры образовательных организаций, изменение содержания и повышение качества образовательного процесса, предусматривает подготовку квалифицированных кадров для работы с обучающимися указанной категории.

  1. По пунктам 5.5 - 5.7 Рекомендаций.

Минпросвещения России отмечает, что основное общее образование в Российской Федерации обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (статья 43 Конституции Российской Федерации).

Кроме того, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), вступивший в силу с 01.09.2013, гарантирует получение качественного доступного образования всеми без исключения обучающимися с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья, поскольку каждый способен к обучению в той или иной мере.

Для этого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), который вступил в силу 01.09.2016.

На основе указанного стандарта разработана примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью, она включена в федеральный реестр примерных общеобразовательных программ (fgosreestr.ru).

Для обучающихся в соответствии с указанным федеральным государственным образовательным стандартом может быть разработана специальная индивидуальная программа развития (СИПР), которая учитывает специфические образовательные потребности обучающихся и направлена на формирование жизненных компетенций, помимо предметных результатов.

Все воспитанники детских домов-интернатов (далее - ДДИ) должны получать общее образование с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для этого у всех воспитанников ДДИ должны быть заключения психолого-медико-педагогической комиссии с указанными в них специальными условиями получения образования.

По итогам мониторинга, проводимого Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с 2014 г., в 2019 г. численность детей, проживающих в ДДИ. составляет 14 793 человека. Для 98% несовершеннолетних воспитанников (14 517 чел.) было организовано обучение в 2018/19 учебном году.

Ранее Министерство просвещения Российской Федерации (Министерство образования и науки Российской Федерации) разработало и направило разъяснения руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и в сфере социального обслуживания о порядке получения образования воспитанниками, проживающими в ДЦИ, в близлежащих образовательных организациях (Каганов В.Ш., письмо от 26.05.2014 № ВК-1048/07).

Согласно указанным разъяснениям организовать процесс обучения воспитанников ДДИ возможно несколькими способами:

- обучение на базе специализированного структурного образовательного подразделения, созданного ДЦИ;

- обучение в ДДИ приходящими сотрудниками из образовательной организации, расположенной территориально наиболее близко к ДДИ;

- обучение в образовательной организации, расположенной территориально наиболее близко к ДДИ.

При этом во всех образовательных организациях, куда идут учиться воспитанники ДДИ, должны создаваться специальные условия для получения образования обучающимися с особыми образовательными потребностями, а также обеспечиваться соблюдение требований, предъявляемых к условиям организации образовательного процесса, образовательным программам.

С целью анализа ситуации включения в процесс получения общего образования и профессионального обучения лиц, проживающих в психоневрологических интернатах (далее - ПНИ), Министерством просвещения Российской Федерации был проведен мониторинг.

По информации, представленной субъектами Российской Федерации, численность лиц, старше 18 лет, проживающих в ПНИ, в 2019 году составляет свыше 147 тысяч человек.

Образование лиц, достигших совершеннолетия, в соответствии с законодательством Российской Федерации не является обязательным. Оно организовывается по желанию самого лица или его законного представителя в случае недееспособности лица. Так, лиц, проживающих в ПНИ и желающих получить образование, - около 6 тысяч человек (около 4% от общего количества проживающих в ПНИ).

Гражданам, проживающим в ПНИ, должны быть созданы условия получения образования с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Они должны иметь возможность получения общего и профессионального образования или профессионального обучения (для лиц с умственной отсталостью).

Обучение воспитанников ПНИ может быть организовано так же, как и воспитанников ДЛИ.

В 2018/19 учебном году численность проживающих в ПНИ, получающих общее образование, составляла 2 454 человека, а получающих профессиональное образование - 391 человек.

Востребованными среди лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проживающих в ПНИ, были следующие специальности: садовод, повар, швея, штукатур-маляр, облицовщик-плиточник, плотник и другие.

С целью организации образования граждан в возрасте 18 лет и старше, ранее не получивших общего образования, ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» совместно с Федеральным ресурсным центром по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития ведется работа по разработке адаптированной образовательной программы.

Указанная программа рассчитана на реализацию в течение 2 учебных лет, она включает предметные области: язык и речевую практику, математику, окружающий мир.

Программа будет разработана в срок до декабря 2019 года. Затем программа будет направлена на экспертизу федерального учебно­методического объединения по общему образованию и в случае одобрения включена в федеральный реестр примерных общеобразовательных программ (fgosreestr.ru).

В первом полугодии 2020 года на базе Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития будут проведены обучающие мероприятия для педагогических работников по вопросам реализации указанной программы.

Также решением вопроса организации предоставления общего образования и профессионального обучения лицам, проживающим в ПНИ, Министерство просвещения Российской Федерации видит использование ресурсов трудовых мастерских отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, которые будут обновлены в рамках реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, современным оборудованием с учетом специфики каждой конкретной образовательной организации, контингента ее учащихся и рынка труда субъекта Российской Федерации.

По результатам указанной работы в субъекты Российской Федерации будет направлено письмо с разъяснениями.

Для организации обучения граждан в возрасте 18 лет и старше, проживающих в ПНИ, заместителем Министра просвещения Российской Федерации Синюгиной Т.Ю. 30.08.2019 утвержден Реестр организаций, на базе которых планируется реализация адаптированных общеобразовательных программ и адаптированных программ профессионального обучения для граждан, проживающих в ПНИ (далее - Реестр).

Реестр размещен на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации в телекоммуникационной сети «Интернет» (режим доступа: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health) и направлен руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

В целях совершенствования положений Закона об образовании и устранения имеющихся пробелов и связанных с ними проблем правоприменительной практики в настоящее время Министерством просвещения Российской Федерации разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права на образование лиц с особыми образовательными потребностями».

  1. По пункту 5.8 Рекомендаций.

Вопрос подготовки педагогических работников относится к компетенции региона, в котором они работают.

Вместе с тем на федеральном уровне разрабатываются и реализуются программы повышения квалификации педагогических работников, предусматривается финансовая поддержка регионов в части реализации федеральных проектов национального проекта «Образование».

Так, с 2019 г. в Российской Федерации реализуется федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование», направленный на оказание методической, психолого- педагогической, консультационной помощи и обеспечение ее доступности семьям независимо от места проживания, в том числе родителям, желающим взять под опеку (усыновить) ребенка.

Деятельность некоммерческих организаций, направленных на социальную адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей, относится к приоритетным направлениям деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, утвержденных указом Президента Российской Федерации от 08.08.2016 № 398.

Указанный проект предполагает обучение оказывающих услуги по психолого­педагогической, методической и консультативной помощи специалистов некоммерческих организаций — участников мероприятия «Государственная поддержка некоммерческих организаций в целях оказания психолого­педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей».

Данным федеральным проектом предусмотрено выделение грантов на общую сумму 670 млн рублей ежегодно на реализацию программ психолого­
педагогической поддержки. В 2019 г. получателями грантов стали 95 некоммерческих организаций.

По заказу Министерства просвещения Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» разработана программа повышения квалификации специалистов для оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей (далее - Программа ПК).

По Программе ПК прошли обучение 1 100 специалистов указанных некоммерческих организаций.

Затем Программа ПК была направлена в регионы с целью ее реализации на базе региональных институтов развития образования, для научно-педагогических работников которых 11-12 сентября 2019 г. были проведены обучающие вебинары.

Отмечаем, что информация по вопросам, относящимся к компетенции Минтруда России и Минздрава России, будет представлена дополнительно.

 

Заместитель министра юстиции Российской Федерации    А.С. Безродная