Обращения и ответы
Отзывы на Рекомендации СПЧ по итогам спецзаседания по теме "Соблюдение прав человека в стационарных социальных организациях психоневрологического профиля и создание альтернативных форм жизнеустройства граждан с психофизическими и ментальными нарушениями"
Ответ Министерства юстиции Российской Федерации
Уважаемый Михаил Александрович!
Министерством юстиции Российской Федерации рассмотрены рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему «Соблюдение прав человека в стационарных социальных организациях психоневрологического профиля и создание альтернативных форм жизнеустройства граждан с психофизическими и ментальными нарушениями» (далее - Рекомендации), поступившие письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 13.09.2019 № П12-51419.
По вопросу о проекте поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 879343-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан» (далее - проект поправок) сообщаем, что Минюстом России подготовлен проект поправок и в августе 2019 г. направлен в Правительство Российской Федерации.
Проект поправок доработан с учетом поручения Президента Российской Федерации от 02.07.2019 № Пр-1180 и замечаний Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.
В настоящее время проект поправок находится на рассмотрении в Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, о чем доложено Президенту Российской Федерации (письмо Правительства Российской Федерации от 03.10.2019 № 9026п-П12).
На основании информации, представленной федеральными органами исполнительной власти, сообщаем следующее.
- По пункту 1.6 Рекомендаций.
Роспотребнадзором разработан проект постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О внесении изменений в СП 2.1.2.3358-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания», который прошел публичное обсуждение, оценку регулирующего воздействия.
По информации, представленной Роспотребнадзором, в настоящее время идет подготовка документа для направления в Минюст России.
- По пунктам 1.8 - 1.10 Рекомендаций.
Минстрой России отмечает, что в соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При этом включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Вместе с тем в представленных рекомендациях отсутствует информация об объемах требуемого специализированного жилищного фонда для организации сопровождаемого проживания инвалидов, а также не определены источники финансового обеспечения предлагаемых расходов.
Кроме того, отмечаем, что указанные вопросы рекомендовано проработать Минстрою России.
Однако в соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038, Минстрой России не наделен полномочиями по вышеуказанным вопросам.
- По пункту 1.11 Рекомендаций.
По информации, представленной Роспотребнадзором, документами санитарного законодательства регулируются вопросы санитарно- эпидемиологического благополучия населения. Вместимость здания закладывается на этапе проектировочного задания и реализуется в проекте строительства.
В связи с введением в действие Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЭ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2007 к полномочиям Роспотребнадзора не относится рассмотрение проектов строительства объектов, а также осуществление деятельности по надзору за строящимися объектами и приемкой их в эксплуатацию. Данные функции переданы органам Госэкспертизы, Госстройнадзора и органам местного самоуправления.
Учитывая изложенное, ограничение численности проживающих для вновь строящихся, проектирующихся зданий стационарных организаций социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами, не может регулироваться документами санитарного законодательства.
- По пункту 5.4 Рекомендаций.
В настоящее время Министерством просвещения Российской Федерации разрабатывается отраслевая стратегия развития образования до 2030 года, одной из составляющих которой является Стратегия развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия образования ОВЗ и инвалидов).
Стратегия образования ОВЗ и инвалидов базируется на научных подходах и учитывает нормы Конвенции ООН о правах инвалидов, международно-правовые и отечественные нормы защиты прав инвалидов.
Политика Российской Федерации в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью продолжает формироваться по двум направлениям - развитие системы инклюзивного образования при одновременной поддержке и развитии существующей сети коррекционных школ и садов, не выделяя в приоритет ни один из форматов организации образования.
При этом выстраивается не только горизонталь, но и непрерывная и преемственная вертикаль образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: от развития служб ранней помощи детям названной категории и их семьям, организации комплексного психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения их образования до профессиональной реабилитации.
Стратегия образования ОВЗ и инвалидов проектирует формирование указанной вертикали получения инвалидами качественного доступного образования через обновление инфраструктуры образовательных организаций, изменение содержания и повышение качества образовательного процесса, предусматривает подготовку квалифицированных кадров для работы с обучающимися указанной категории.
- По пунктам 5.5 - 5.7 Рекомендаций.
Минпросвещения России отмечает, что основное общее образование в Российской Федерации обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (статья 43 Конституции Российской Федерации).
Кроме того, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), вступивший в силу с 01.09.2013, гарантирует получение качественного доступного образования всеми без исключения обучающимися с учетом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья, поскольку каждый способен к обучению в той или иной мере.
Для этого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), который вступил в силу 01.09.2016.
На основе указанного стандарта разработана примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью, она включена в федеральный реестр примерных общеобразовательных программ (fgosreestr.ru).
Для обучающихся в соответствии с указанным федеральным государственным образовательным стандартом может быть разработана специальная индивидуальная программа развития (СИПР), которая учитывает специфические образовательные потребности обучающихся и направлена на формирование жизненных компетенций, помимо предметных результатов.
Все воспитанники детских домов-интернатов (далее - ДДИ) должны получать общее образование с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Для этого у всех воспитанников ДДИ должны быть заключения психолого-медико-педагогической комиссии с указанными в них специальными условиями получения образования.
По итогам мониторинга, проводимого Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с 2014 г., в 2019 г. численность детей, проживающих в ДДИ. составляет 14 793 человека. Для 98% несовершеннолетних воспитанников (14 517 чел.) было организовано обучение в 2018/19 учебном году.
Ранее Министерство просвещения Российской Федерации (Министерство образования и науки Российской Федерации) разработало и направило разъяснения руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и в сфере социального обслуживания о порядке получения образования воспитанниками, проживающими в ДЦИ, в близлежащих образовательных организациях (Каганов В.Ш., письмо от 26.05.2014 № ВК-1048/07).
Согласно указанным разъяснениям организовать процесс обучения воспитанников ДДИ возможно несколькими способами:
- обучение на базе специализированного структурного образовательного подразделения, созданного ДЦИ;
- обучение в ДДИ приходящими сотрудниками из образовательной организации, расположенной территориально наиболее близко к ДДИ;
- обучение в образовательной организации, расположенной территориально наиболее близко к ДДИ.
При этом во всех образовательных организациях, куда идут учиться воспитанники ДДИ, должны создаваться специальные условия для получения образования обучающимися с особыми образовательными потребностями, а также обеспечиваться соблюдение требований, предъявляемых к условиям организации образовательного процесса, образовательным программам.
С целью анализа ситуации включения в процесс получения общего образования и профессионального обучения лиц, проживающих в психоневрологических интернатах (далее - ПНИ), Министерством просвещения Российской Федерации был проведен мониторинг.
По информации, представленной субъектами Российской Федерации, численность лиц, старше 18 лет, проживающих в ПНИ, в 2019 году составляет свыше 147 тысяч человек.
Образование лиц, достигших совершеннолетия, в соответствии с законодательством Российской Федерации не является обязательным. Оно организовывается по желанию самого лица или его законного представителя в случае недееспособности лица. Так, лиц, проживающих в ПНИ и желающих получить образование, - около 6 тысяч человек (около 4% от общего количества проживающих в ПНИ).
Гражданам, проживающим в ПНИ, должны быть созданы условия получения образования с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Они должны иметь возможность получения общего и профессионального образования или профессионального обучения (для лиц с умственной отсталостью).
Обучение воспитанников ПНИ может быть организовано так же, как и воспитанников ДЛИ.
В 2018/19 учебном году численность проживающих в ПНИ, получающих общее образование, составляла 2 454 человека, а получающих профессиональное образование - 391 человек.
Востребованными среди лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проживающих в ПНИ, были следующие специальности: садовод, повар, швея, штукатур-маляр, облицовщик-плиточник, плотник и другие.
С целью организации образования граждан в возрасте 18 лет и старше, ранее не получивших общего образования, ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» совместно с Федеральным ресурсным центром по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития ведется работа по разработке адаптированной образовательной программы.
Указанная программа рассчитана на реализацию в течение 2 учебных лет, она включает предметные области: язык и речевую практику, математику, окружающий мир.
Программа будет разработана в срок до декабря 2019 года. Затем программа будет направлена на экспертизу федерального учебнометодического объединения по общему образованию и в случае одобрения включена в федеральный реестр примерных общеобразовательных программ (fgosreestr.ru).
В первом полугодии 2020 года на базе Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития будут проведены обучающие мероприятия для педагогических работников по вопросам реализации указанной программы.
Также решением вопроса организации предоставления общего образования и профессионального обучения лицам, проживающим в ПНИ, Министерство просвещения Российской Федерации видит использование ресурсов трудовых мастерских отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, которые будут обновлены в рамках реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, современным оборудованием с учетом специфики каждой конкретной образовательной организации, контингента ее учащихся и рынка труда субъекта Российской Федерации.
По результатам указанной работы в субъекты Российской Федерации будет направлено письмо с разъяснениями.
Для организации обучения граждан в возрасте 18 лет и старше, проживающих в ПНИ, заместителем Министра просвещения Российской Федерации Синюгиной Т.Ю. 30.08.2019 утвержден Реестр организаций, на базе которых планируется реализация адаптированных общеобразовательных программ и адаптированных программ профессионального обучения для граждан, проживающих в ПНИ (далее - Реестр).
Реестр размещен на официальном сайте Министерства просвещения Российской Федерации в телекоммуникационной сети «Интернет» (режим доступа: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/limited_health) и направлен руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования.
В целях совершенствования положений Закона об образовании и устранения имеющихся пробелов и связанных с ними проблем правоприменительной практики в настоящее время Министерством просвещения Российской Федерации разработан проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права на образование лиц с особыми образовательными потребностями».
- По пункту 5.8 Рекомендаций.
Вопрос подготовки педагогических работников относится к компетенции региона, в котором они работают.
Вместе с тем на федеральном уровне разрабатываются и реализуются программы повышения квалификации педагогических работников, предусматривается финансовая поддержка регионов в части реализации федеральных проектов национального проекта «Образование».
Так, с 2019 г. в Российской Федерации реализуется федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование», направленный на оказание методической, психолого- педагогической, консультационной помощи и обеспечение ее доступности семьям независимо от места проживания, в том числе родителям, желающим взять под опеку (усыновить) ребенка.
Деятельность некоммерческих организаций, направленных на социальную адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей, относится к приоритетным направлениям деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, утвержденных указом Президента Российской Федерации от 08.08.2016 № 398.
Указанный проект предполагает обучение оказывающих услуги по психологопедагогической, методической и консультативной помощи специалистов некоммерческих организаций — участников мероприятия «Государственная поддержка некоммерческих организаций в целях оказания психологопедагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей».
Данным федеральным проектом предусмотрено выделение грантов на общую сумму 670 млн рублей ежегодно на реализацию программ психолого
педагогической поддержки. В 2019 г. получателями грантов стали 95 некоммерческих организаций.
По заказу Министерства просвещения Российской Федерации ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» разработана программа повышения квалификации специалистов для оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей (далее - Программа ПК).
По Программе ПК прошли обучение 1 100 специалистов указанных некоммерческих организаций.
Затем Программа ПК была направлена в регионы с целью ее реализации на базе региональных институтов развития образования, для научно-педагогических работников которых 11-12 сентября 2019 г. были проведены обучающие вебинары.
Отмечаем, что информация по вопросам, относящимся к компетенции Минтруда России и Минздрава России, будет представлена дополнительно.
Заместитель министра юстиции Российской Федерации А.С. Безродная