Обращения и ответы

Отзывы на Рекомендации СПЧ по итогам спецзаседания "Обеспечение экологических прав граждан при обращении с отходами"

Рекомендации по мусору итог.pdf посмотреть 693 КБ Приложение 1.pdf посмотреть 991 КБ Приложение 2.pdf посмотреть 465 КБ

Ответ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации рассмотрело Рекомендации по итогам 62-ого специального заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему «Обеспечение экологических прав граждан при обращении с отходами» и сообщает.

Минпромторг России согласен с позицией, что политика в области обращения с отходами вызывает недоверие со стороны населения. Следовательно, вопрос экологического образования и просвещения - один из ключевых и основополагающих, на базе которого будет возможно дальнейшее преобразование в сторону развития комплексной системы обращения с отходим и улучшения качества жизни населения. В связи с этим, при разработке Плана мероприятий по реализации Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 г. № 84-р (далее - План мероприятий), Минпромторгом России в План мероприятий был включен блок «Развитие профессионального образования и кадрового потенциала».

Указанный блок направлен на разработку мероприятий по экологическому просвещению всех групп населения (дошкольного и школьного возраста, взрослого населения), на актуализацию и формирование новых образовательных программ для среднего профессионального и высшего образования и на формирование профессиональных стандартов.

В части строительства пяти мусоросжигательных заводов с выработкой электроэнергии (далее - МСЗ) в Московской области и Республике Татарстан отметим, что данные проекты реализуются в связи с критичной ситуацией в «мусорном» вопросе в данных регионах. Целью проекта является уменьшение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека за счет снижения объемов захораниваемых отходов в Москве и Московской области и достижения «нулевого захоронения» в г. Казань.

Также отмечаем, что строительство заводов предполагает использование наилучшей доступной технологии, предусматривающей сжигание твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на колосниковых решетках с дальнейшим применением системы замкнутой трехступенчатой газоочистки. Все рабочие параметры системы трехступенчатой газоочистки, в том числе состояние фильтров, будут контролироваться автоматической системой управления и операторами завода, информация о составе дымовых газов на выходе из системы будет поступать в независимые центры мониторинга в непрерывном режиме.

Согласно территориальным схемам в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, к моменту ввода в эксплуатацию мусоросжигательных заводов будет построено (модернизировано) достаточное количество мусоросортировочных комплексов для отбора из общей массы опасных компонентов и компонентов, которые можно использовать в качестве сырья для вторичной переработки. В связи с этим термически обезвреживаться путем сжигания на колосниковой решетке будут только отходы, оставшиеся после сортировки и непригодные для вторичного использования. Таким образом, будет соблюдаться последовательность приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами в отношении уже образованных отходов, закрепленная пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», - обработка отходов с максимальным извлечением полезной фракции - утилизация отходов.

Говоря об отказе европейских стран от сжигания отходов, важно отметить, что г. Москва является крупнейшим по численности населения городом в Европе. Его численность с учетом Московской области составляет более 20 млн. человек, что больше, чем численность в 85 % европейских стран. В связи с этим, объемы образующихся ТКО в данном регионе, даже закладывая преобразование в сторону принципа 3R (reduce, reuse, recycle/ сокращение, повторное использование, утилизация), будут превышать желаемые к захоронению объемы. В настоящее время сжигание -самый эффективный способ снизить объем отходов.

Одновременно Минпромторг России согласен с позицией, что для регионов с возможностью реализовать альтернативные способы утилизации отходов необходимо разрабатывать такие варианты, а МСЗ - необходимая мера для «критических» регионов.

В вопросе сортировки ТКО Минпромторг России придерживается позиции о необходимости раздельного сбора ТКО. Оптимальным способом является система «сухое» и «мокрое». Такой подход - огромный шаг к увеличению уровня вовлечения вторичных ресурсов в оборот. Так как именно «смешанность» с быстроразлагаемыми ТКО - главная проблема переработки как в направлении вторичных ресурсов, так и в обезвреживании органических отходов.

Исходя из значимости вопроса о стимулировании переработки отходов и вовлечения их во вторичный оборот Минпромторг России согласен с необходимостью увеличения ставок экологического сбора. Однако, Минпромторг России считает, что механизм должен носить избирательных характер и распространяться на те виды отходов, переработка которых нуждается в дополнительном экономическом стимулировании. Позиция Минпромторга России в данном вопросе была неоднократно направлена в адрес Минприроды России.

Вопрос внесения соответствующих изменений в технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 005/2011) «О безопасности упаковки», принятый Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 769, должен быть дополнительно проработан с заинтересованными органами исполнительной власти, бизнес сообществом и экспертными организациями с дальнейшим вынесением на рассмотрение на площадке Евразийской экономической комиссии.

В части разработки программы по предотвращению образования отходов через поэтапное сокращение оборота одноразовых, не извлекаемых и трудноперерабытываемых товаров, тары и упаковки Минпромторг России считает, что предложение соответствует приоритетным направлениям государственной политики в области обращения с отходами и готов рассмотреть данную программу, принимая во внимание интересы нефтехимической промышленности и последствия для бизнеса в области производства указанных товаров, тары и упаковки.

Дополнительно сообщаем, что Минпромторгом России в рамках исполнения подпунктов «г» и «д» пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 16 ноября 2017 г. № Пр-2319 ведется разработка законопроектов в части нормативно-правового регулирования вторичных ресурсов и в части развития сети экотехнопарков.

Регулирование вторичных ресурсов должно содействовать их вовлечению в хозяйственный оборот, а экотехнопарк будет представлять собой совокупность промышленных объектов (промышленный симбиоз), деятельность которых направлена на использование отходов в качестве вторичного сырья. То есть экотехнопарк станет объектом, который будет обеспечивать вовлечение отходов в производственные процессы в качестве вторичных ресурсов. Указанное, в свою очередь, приведет к снижению объемов захораниваемых отходов и, следовательно, площадей и количества полигонов. Также обязательным критерием экотехнопарка станет производство товара из вторичного сырья, что в перспективе должно сказаться на политике ресурсосбережения.

В части разработки информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (далее — ИТС НДТ, НДТ) для технологий утилизации различных видов отходов, входящих в состав ТКО, Минпромторг России сообщает.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2014 г. № 1458 «О порядке определения технологии в качестве наилучшей доступной технологии, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям» Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим определение технологических процессов, оборудования, технических способов, методов в качестве наилучшей доступной технологии для конкретной области применения.

В соответствии с Перечнем областей применения наилучших доступных технологий, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 № 2674-р, утилизация и обезвреживание отходов, в том числе термическими способами, является областью применения НДТ.

В соответствии с Поэтапным графиком создания в 2015 - 2017 годах справочников наилучших доступных технологий (приложение к распоряжению Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. № 2178-р) был разработан и приказом Росстандарта от 15 декабря 2016 г. № 1887 утвержден ИТС НДТ 15-2016 «Утилизация и обезвреживание отходов (кроме обезвреживания термическим способом (сжигание отходов))» (далее - ИТС 15-2016), касающийся указанной области применения НДТ.

ИТС 15-2016 содержит раздел 2.14, описывающий применяемые технологические процессы в области утилизации ТКО. В том числе в пункте 2.14.2 ИТС 15-2016 описана технология производства альтернативного твердого топлива RDF из ТКО.

 

Ответ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России