Обращения и ответы

Отзывы на Рекомендации СПЧ по итогам специального заседания "Повышение доступности жилья для россиян"

Рекомендации по доступному жилью, 31.08.18.pdf посмотреть 270 КБ

Ответ Верховного суда Российской Федерации

 

Уважаемый Михаил Александрович!

В связи с направленными Вами Рекомендациями Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее - Совет), разработанными по результатам 62-го специального (123-го) заседания Совета на тему «Повышение доступности жилья для россиян», сообщаю следующее.

В пункте 10 подраздела 2.4 раздела 2 указанных Рекомендаций Верховному Суду Российской Федерации рекомендовано «обобщить судебную практику по делам о предоставлении жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подготовить ее актуализированный обзор».

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ), статьей 8 которого закреплены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение указанной категории граждан.

Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 267-ФЗ) ряд положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года№ 159-ФЗ были изменены.

Так, в частности, если на сегодняшний день список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее список) формируется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по собственному усмотрению в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации, то с 1 января 2019 года (времени вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2018 года № 267-ФЗ) будет действовать единый порядок формирования указанного списка, который должен быть установлен Правительством Российской Федерации.

Кроме того, Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 267-ФЗ предоставил законным представителям детей-сирот право самостоятельно подавать заявления о включении детей в указанный список, а также возложил на органы опеки и попечительства обязанности по осуществлению контроля за своевременной подачей законными представителями соответствующего заявления и принятию мер по включению детей-сирот в список в случае неподачи законными представителями названного заявления.

Федеральный закон от 29 июля 2018 года № 267-ФЗ закрепил также за детьми-сиротами право самостоятельно обращаться с заявлением в письменной форме о включении их в список, если они в установленном порядке не были в него включены до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дополнена статьей 3.1, установившей перечень оснований для исключения детей-сирот из списка.

В отличие от действующего порядка предоставления детям-сиротам жилого помещения, предусматривающего предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет и возможность заключения такого договора на новый пятилетний срок не более одного раза, с 1 января 2019 года органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе будут заключать договор найма специализированного жилого помещения неоднократно.

Таким образом, статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, регулирующая вопросы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, претерпела существенные изменения.
Одной из задач проведения обобщения судебной практики является, в том числе, выявление и разрешение вопросов, возникающих при применении действующего законодательства, с тем чтобы в будущем это законодательство применялось правильно и единообразно.

Поскольку в силу объективных причин подготовка обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями, потребует определенного периода времени (дела этой категории подсудны районным судам), данная работа может быть завершена не ранее 2019 года, то есть в период, когда статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ будет действовать в новой редакции.

В такой ситуации обзор, подготовленный исходя из практики применения указанной нормы в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года, не будет иметь актуальности и значимости для судов при рассмотрении дел данной категории.

С учетом указанного полагали бы возможным и целесообразным провести обобщение судебной практики по спорам, связанным с предоставлением жилья детям-сиротам, разрешение которых будет основываться на применении судами положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 июля 2018 года№ 267-ФЗ.

Заместитель председателя Верховного суда 
 В.И. Нечаев

Отзыв Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей

Уважаемый Михаил Александрович!

В соответствии с поручением Председателя Государственной Думы В.В.Володина № 1.1-11254 от 08 сентября 2018 года в Комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрены Рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему «Повышение доступности жилья для россиян».

К полномочиям Комитета относятся разделы 2.3. «Многодетные семьи» и 2.4. «Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

По разделу 2.3.

На основании подпункта «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Необходимо отметить, что субъекты Российской Федерации вправе также самостоятельно разрабатывать региональный перечень альтернативных мер социальной поддержки многодетных семей взамен (при невозможности) обеспечения земельными участками, тем самым уменьшать срок нахождения многодетных семей в очереди на получение земельного участка.

Информируем Вас также, что в настоящее время Комитетом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной политике совместно с Комитетом Совета Федерации по науке, образованию и культуре начата разработка законопроекта о поддержке многодетных семей, которым будет определен статус многодетных семей и ключевые меры по их поддержке. Целью данного законопроекта является создание комплекса мер социальной поддержки многодетных семей. По имеющимся данным, в настоящее время проводится анализ регионального законодательства, касающегося социальной поддержки многодетных семьей с целью систематизации существующих норм.

Полагаем, что принятие такого законодательного акта окажет благотворное влияние на демографическую ситуацию в целом по стране.

Также необходимо отметить, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1711 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей» российская семья с детьми имеет право купить квартиру в кредит под 6% годовых. При этом разницу между процентными ставками компенсирует государство. Данным правом могут воспользоваться семьи, у которых с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года родился второй ребенок (субсидия предоставляется на три года). В случае рождения третьего ребенка в указанный период названная субсидия предоставляется на пять лет. По разделу 2.4.

Необходимо отметить, что содержащиеся в Рекомендациях предложения в части обеспечения жильем детей-сирот неоднократно обсуждались на рабочих совещаниях в рамках подготовки, рассмотрения и принятия Федерального закона от 29 июля 2018 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с представителями Министерства образования и науки Российской Федерации, Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, Комитета Совета Федерации по социальной политике.

Во втором чтении по указанным предложениям было высказано официальное мнение Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.

К сожалению, данные предложения не были приняты при рассмотрении во втором чтении.

1) Поправки, устанавливающие, что регион должен компенсировать детям-сиротам аренду жилья на период ожидания жилья из специализированного фонда.

Реализация этих предложений потребует значительных бюджетных средств региона, при этом авторами предлагается наделить этим полномочием регион в императивном порядке независимо от того, есть у региона на это финансовые средства или нет.

Следует отметить, что в настоящее время в ряде регионов уже приняты региональные законы, предусматривающие компенсации детям-сиротам расходов за поднаем жилья. Иными словами, действующим законодательством регион уже наделен полномочием решить этот вопрос самостоятельно при наличии достаточных бюджетных ресурсов.

2) Предлагается предоставлять жилье для детей-инвалидов по основаниям и в порядке, установленном для детей-сирот Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем, предлагается внести отсылочную норму в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Предлагаемые изменения вызывают серьезное сомнение, так Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ имеют различные предметы правового регулирования для различных социально незащищенных категорий граждан.

3) Предложения, которые касаются предоставления жилья из специализированного жилого фонда детям, которые по различным причинам не были включены в список до достижения 23-летнего возраста.

В этой связи, необходимо отметить, что лицо, которое не включили в список до 23 лет, может и сейчас восстановить это право по решению суда, при наличии уважительных причин.
Следует также отметить, что расширение указанной категории получателей жилья потребует значительных бюджетных средств, о чем неоднократно сообщалось авторам поправок.

По информации Министерства образования и науки Российской Федерации для ликвидации уже имеющейся очереди в регионах (166 552 человека по состоянию на 01.01.2018 года) требуется 200 миллиардов рублей. С учетом предлагаемых поправок эта сумма увеличится.

4) Предлагается установить дополнительные случаи невозможности проживания детей-сирот, а именно с:
- лицами, являющимися бывшими усыновителями, если усыновление этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отменено;
- лицами, не являющимися членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- другими лицами, если у ребенка-сироты имеется в наличии тяжелая форма хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одном жилом помещении невозможно.

Иными словами, этими предложениями, как и в пункте выше, предлагается расширить категорию получателей государственного жилья из специализированного жилищного фонда. Следует повторно отметить, что расширение указанной категории получателей жилья потребует значительных бюджетных средств, о чем неоднократно сообщалось авторам поправок.

5) Предлагается восстановить в тексте Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ формулировку, гласящую, что «жилые помещения признаны непригодными или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам».
Иными словами, предлагается вернуть старую норму, которая ссылается на санитарные и технические требования к жилью детей-сирот.

Следует отметить, что это требование уже есть в жилищном законодательстве, в связи с чем Федеральным законом от 29 июля 2018 года № 267-ФЗ ссылка на санитарные и технические требования к жилью была заменена отсылкой к положениям, уже содержащимся в жилищном законодательстве.

6) Предлагается исключить из Федерального закона от 29 июля 2018 года № 267-ФЗ положения о том, что договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот может быть расторгнут в судебном порядке, в том числе, в следствие невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года.

Данное предложение вызывает сомнение, так как Федеральным законом от 29 июля 2018 года № 267-ФЗ вводятся более «мягкие» основания расторжения договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот по сравнению с договором социального найма, положение которого в настоящий момент применяются к отношениям с детьми-сиротами при расторжении договора в судебном порядке.

7) Поправки с предложением сокращать срок специализированного найма сиротам, которые достигли возраста 23 лет, адаптировались, имеют семью, детей, самостоятельный заработок.
Действительно, такая проблема существует, в связи с чем, Комитет регулярно поднимает этот вопрос в работе с Министерством образования и науки Российской Федерации и иными заинтересованными ведомствами.

В этой связи, следует отметить, что ни одна предложенная поправка не содержит правового механизма, гарантирующего, что сирота после сокращения срока найма и продажи бывшего государственного жилья направит эти деньги именно на приобретение лучшего и более комфортного для него жилья.

8) Поправки, которые предлагают передать на федеральный уровень установление порядка контроля за сохранностью жилья детей-сирот.

При рассмотрении этого вопроса необходимо учитывать, что одним из принципов деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации является самостоятельност] осуществления принадлежащих им полномочий (подпункт "ж" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут принимать нормативные правовые акты, необходимые для реализации принадлежащих им полномочий, в том числе учитывающие особенности состояния жилищного фонда, кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий своего региона.

В связи с этим, не вполне ясно с какой целью авторы предлагают изъять у регионов это полномочие, принимая во внимание то, что принятые Федеральным законом от 29 июля 2018 года № 267-ФЗ изменения стимулируют их на более активное исполнение этого полномочия.

Предложения под номерами 9 (административная и дисциплинарная ответственность должностных лиц региона за не предоставление жилья детям-сиротам) и 10 (общественный контроль за предоставлением жилья детям-сиротам) не относится к вопросам ведения Комитета.

В завершение, хотелось бы искренне поблагодарить Вас за активное участие в формировании современного гражданского общества в стране. Надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество!


С уважением, Председатель Комитета
Т.В.Плетнева

Отзыв Минкомсвязи России

 

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в рамках исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко от 20 сентября 2018 г. №. ВМ-П9-6325 в пределах своей компетенции рассмотрело Рекомендации 62-го специального (123-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Повышение доступности жилья для россиян», направленные письмом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека от 5 сентября 2018 г. № АЧ-9-3556 и сообщает об отсутствии предложений к указанным Рекомендациям.

Врио директора Департамента
реализации законодательных инициатив     Г.А. Абрамов

Отзыв Министерства просвещения Российской Федерации

ИНФОРМАЦИЯ
о результатах рассмотрения рекомендаций 62-го специального (123-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Повышение доступности
жилья для россиян»


раздел 2.4. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Минпросвещения России рассмотрены рекомендации 62-го специального (123-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Повышение доступности жилья для россиян» (далее - Совет).

Минпросвещения России поддерживает предложение по передаче полномочий по координации деятельности субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и лица из их числа) от Минпросвещения России в Минстрой России, и включению в государственную программу Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» подпрограммы «Создание условий для обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

По мнению Минпросвещения России, принятие указанных мер позволит оптимизировать регулирование вопросов по обеспечению жильем различных категорий граждан, в том числе детей-сирот и лиц из их числа.

Одновременно отмечаем, что во исполнение указания Президента Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. № Пр-2725 Минпросвещения России разработан проект распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении комплекса мер по предоставлению детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений на 2018 - 2021 годы» (далее соответственно - проект комплекса мер), который в настоящее время доработан Минпросвещения России с учетом замечаний Аппарата Правительства Российской Федерации.

Проект комплекса мер содержит мероприятия, направленные на расширение форм и механизмов обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями,    выявление    и    распространение    лучшего    опыта    органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации деятельности по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, на повышения уровня компетентности специалистов по вопросам защиты имущественных прав детей, в том числе права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

Кроме того, проектом комплекса мер запланирована разработка проекта федерального закона о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на расширение форм и механизмов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа.
По предложениЯхМ Совета, не учтенным при принятии Федерального закона от 29 июля 2018 г. № 267-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», сообщаем следующее.

1. Об установлении обязанности субъектов Российской Федерации, в том числе с использованием софинансирования из федерального бюджета в случае отсутствия жилья специализированного жилищного фонда, обеспечивать детей-сирот и лиц из их числа временным жильем либо компенсировать расходы сирот за наём жилья

Данное предложение не было поддержано Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, поскольку фактически создаст альтернативный механизм обеспечения жильем детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями и снижает мотивацию органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации к обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также повышает коррупционные риски.

2. Об уравнивании оснований и порядка обеспечения жильём, проживающих в детских домах детей-инвалидов из числа детей-сирот с детьми-сиротами и лицами из их числа, проживающими в специализированном жилищном фонде, и внесении изменения в статью 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации дети-сироты и лица из их числа, являющиеся инвалидами, по сравнению с детьми-сиротами и лицами из их числа, не являющиеся таковыми, обладают преимуществом в получении жилого помещения - детям-сиротам и лицам из их числа, являющимися инвалидами, предоставлена возможность реализации своего жилищного права как инвалиду или лицу из числа детей-сирот.

Учитывая, что в настоящее время в регионах Российской Федерации фактически существует очередь на получение детьми-сиротами и лицами из их числа жилых помещений вносить изменения в действующее законодательство нецелесообразно, поскольку дети-сироты и лица из их числа, являющиеся инвалидами будут лишены возможности выбора при реализации своего жилищного права.

3,4. Об установлении обязательности жилищного обеспечения детей-сирот и лиц из их числа, имевших на это право в период от 18 до 23 лет, независимо от того, состояли они до 23 лет на учете и невозможности проживания детей-сирот и лиц из их числа в ранее занимаемом жилом помещении, где живут их бывшие усыновители, в жилье, где проживают лица, не являющиеся членами семьи ребенка-сироты, с другими лицами, если ребенок-сирота страдает тяжелым хроническим заболеванием, при котором совместное проживание с ним невозможно.

Введение данных норм потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального и регионального бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Данные предложения не были поддержаны Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и Минфином России.

5,8. О сохранении нормы о недопустимости проживания детей-сирот и лиц из их числа не только в жилье, признанном непригодным для проживания, но и в признанном не соответствующим санитарным и техническим требованиям. Об установлении Правительством Российской Федерации или профильным министерством нормы надлежащего санитарного и технического состояния.

Указанные нормы уже регламентированы действующим законодательством. Так, в соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Порядок признания помещения жилым и требования, которым оно должно отвечать, установлены Правительством Российской Федерации в постановлении от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». При оценке помещения установленным требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка, в том числе степени и категории технического состояния строительных конструкций жилого дома в целом, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов.

6. Об исключении за необоснованностью возможности расторжения с детьми-сиротами и лицами из их числа в судебном порядке договоров найма специализированного жилищного фонда, в том числе в связи с неуплатой в течение года коммунальных услуг.

В соответствии со статьями 153, 155 Ж К РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

По информации субъектов Российской Федерации на сегодняшний день существует значительная задолженность детей-сирот и лиц из их числа по оплате за жилищно-коммунальных услуги. В период формирования задолженности граждане указанной категории фактически не осуществляли пользование предоставленным жилыми помещением по разным причинам, включая нахождение данных лиц в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях опекунов, приемных семьях, а также при прохождении военной службы по призыву, отбывания наказания в местах лишения свободы.
В настоящее время компенсация детям-сиротам и лицам из их числа расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг федеральным законодательством не предусмотрена.
Согласно части 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учётом перерасчёта платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее -Федеральный закон № 159-ФЗ), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и лиц из их числа, исходя из возможностей регионального бюджета.

7. О предоставлении субъектам Российской Федерации возможности по установленным федеральным законом основаниям сокращать с 5-ти до 3-х лет срок договоров найма специализированного жилого помещения, заключенных с лицами, достигшими возраста 23 лет.
В соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам и лицам из их числа по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанной статьей, однократно по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на 5 лет.

Предусмотренный Федеральным законом № 159-ФЗ порядок предоставления детям-сиротам и лицам из их числа жилых помещений обеспечивает возможность осуществление контроля за использованием и распоряжением предоставленного жилья специализированного жилищного фонда, а также надлежащее санитарное и техническое состояние указанных жилых помещений.
В связи с чем, данные предложения не были поддержаны Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации

9. Об установлении возможности привлечения к административной и дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за предоставление сиротам жилья ненадлежащего качества, а также ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимающих решения об отказе в предоставлении жилья сиротам, в случае их последующего признания в судебном порядке незаконными.

В настоящее время законодательство Российской Федерации закрепляет дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность должностных лиц (глава 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской  службе Российской Федерации»,  глава 7  Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В отдельных случаях может также наступать уголовная ответственность, например, в случаях злоупотребления должностными полномочиями, превышения должностных полномочий, халатности и в других случаях.

10. О расширении общественного контроля со стороны правозащитных и социально ориентированных организаций за процедурой принятия региональными и местными органами власти решений о предоставлении жилья детям-сиротам.

В настоящее время правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, регулирует Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

 

Директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей

Е.А. Сильянов

Отзыв Минстроя России

Информация по результатам рассмотрения рекомендаций Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Повышение доступности
жилья для россиян»

 

I. В части формирования фонда доступного жилья

В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» утвержден паспорт национального проекта «Жилье и городская среда» (протокол президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 сентября 2018 г. № 12), предусматривающий:
а) достижение следующих целей и целевых показателей:
- обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе создание возможностей для приобретения (строительства) ими жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 процентов;
- увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год;
- кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза;
- создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов;
- обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
б) решение следующих задач:
- совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе посредством развития рынка ипотечных ценных бумаг и поэтапного перехода от привлечения денежных средств для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости к другим формам финансирования жилищного строительства, обеспечивающим защиту прав граждан и снижение рисков для них;
- модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства, в том числе посредством установления ограничений на использование устаревших технологий и стимулирования внедрения передовых технологий в проектировании и строительстве, совершенствование механизмов государственной поддержки строительства стандартного жилья;
- снижение административной нагрузки на застройщиков, совершенствование нормативно-правовой базы и порядка регулирования деятельности в сфере жилищного строительства;
обеспечение эффективного использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природные объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;
- создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов с учетом индекса качества городской среды;
- создание механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации.

Арендное жилье

Принятием нормативной правовой базы созданы условия для формирования рынка доступного арендного жилья и развития некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода, в регионах Российской Федерации.

В целях развития рынка арендного жилья по состоянию на 1 июля 2018 года 67 субъектов Российской Федерации приняли региональные программы развития рынка арендного жилья, в том числе обеспечив включение подпрограмм, задач, мероприятий, направленных на создание жилищного фонда коммерческого и социального использования, в существующие региональные программы жилищного строительства.

Проводимый Минстроем России мониторинг развития рынка арендного жилья показывает, что основным сдерживающим фактором развития таких программ является недостаток бюджетного финансирования и наличие у субъектов обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в рамках действующих механизмов (предоставление жилья по договорам социального найма, безвозмездная передача в собственность жилья отдельным категориям граждан, софинансирование федеральных субсидий).

Между тем, для привлечения инвесторов в целях строительства арендного жилищного фонда может быть использован механизм предоставления льготных земельных участков.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12.2 Федерального закона от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» по решению или распоряжению Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации единый институт развития в жилищной сфере вправе безвозмездно передавать земельные участки единого института развития в жилищной сфере, в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества единого института развития в жилищной сфере, в собственность публично-правовым образованиям (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию).

Рассмотрение вопроса передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, в том числе в целях развития арендного жилищного фонда, осуществляется при представлении в адрес АО «ДОМ.РФ» ходатайства высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

В ноябре 2017 года Минстроем России совместно с АО «ДОМ.РФ» проведено исследование региональных практик формирования арендных домов. Всего в Российской Федерации построено 132 арендных дома в 25 регионах, в том числе 66 арендных домов для предоставления в некоммерческую аренду в 11 регионах.

В рамках Программы развития рынка аренды предназначенного для проживания граждан недвижимого имущества АО «ДОМ.РФ» по состоянию на 15 июля 2018 года осуществлено финансирование арендных проектов в г. Москве, Тюменской области, Приморском крае общей площадью 460,7 тыс. кв. метров (8 852 квартир), в том числе с привлечением частных инвестиций.

Положительная практика реализации мероприятий по развитию жилищного фонда социального использования в субъектах Российской Федерации

Найм социального использования в г. Санкт-Петербурге

Государственной программой г. Санкт-Петербурга «Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2014 г. № 491, предусмотрены мероприятия, направленные на содействие формированию рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода.

В г. Санкт-Петербурге в 2016 году начата реализация соответствующих мероприятий - по состоянию на 1 октября 2017 г. заселено 178 квартир (9338,9 кв. метров). В 2017 году реализовано еще 2 проекта наемных домов социального использования - введено 1887,8 кв. метров.

Найм социального использования в Ханты-Мансийском автономном округе

В 2016 году в целях развития фонда наемных домов социального использования приняты изменения в государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2016 - 2020 годах», предусматривающие введение в действующее мероприятие государственной программы по предоставлению субсидий органам местного самоуправления для реализации полномочий в области строительства, градостроительной деятельности и жилищных отношений направления, позволяющего муниципальным образованиям использовать средства указанной субсидии на создание наемных домов социального использования.

В рамках реализации указанных мероприятий на территории г. Сургута создан 512-квартирный наемный дом социального использования общей площадью квартир 22 507,2 кв. метров (постановление администрации города Сургута от 20 июня 2016 г. № 4557 «О признании наемным домом»). Размер платы за наем 1 кв. метра жилого помещения в наемном доме социального использования составляет 183,37 руб. по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и 295,98 руб. по договорам найма жилых помещений.

Установление статуса наемного дома произведено в 2016 году, заселение дома началось в феврале 2017 года, заключено 450 договоров, в том числе: 420 договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, 30 договорам найма жилых помещений коммерческого использования, 62 жилых помещения являются свободными для заселения (28 жилых помещений жилищного фонда социального использования, 34 квартиры фонда коммерческого использования).

Нанимателями жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в указанном наемном доме являются преимущественно сотрудники правоохранительных органов, медицинские работники, учителя, а также иные категории граждан.

Найм социального использования в Кемеровской области

Строительство (приобретение) муниципальных наемных домов социального использования предусмотрено в рамках мероприятия «Создание жилищного фонда социального использования» государственной программы Кемеровской области «Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса» за счет субсидий, выделяемых из областного бюджета бюджетам органов местного самоуправления.

Средства областного и местных бюджетов в 2017-2018 годах в совокупном объеме 92,51 млн. рублей были направлены на приобретение всех жилых помещений в строящихся 24-квартирном жилом доме в г. Ленинске-Кузнецком и в 45-квартирном доме в г. Кемерово для создания первых в области наемных домов социального использования.

Жилой дом в г. Кемерово заселен в июле 2018 г., заселение наемного дома в г. Ленинске-Кузнецком запланировано на III квартал.

Жилищно-строительные кооперативы

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданными гражданами, в целях жилищного строительства в случаях и на срок, которые предусмотрены федеральными законами.

Согласно статьи 16.5 Федерального закона от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее - Закон № 161-ФЗ) земельные участки единого института развития могут быть переданы в безвозмездное пользование кооперативам для строительства многоквартирных домов, жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, и строительства объектов инженерной инфраструктуры в границах этих земельных участков.

При участии акционерного общества «ДОМ.РФ» в различной стадии реализации находятся 113 проектов жилищно-строительных кооперативов (далее -ЖСК) в 46 субъектах Российской Федерации, введено в эксплуатацию 143 тыс. кв. метров жилья. 76 жилищно-строительным кооперативам безвозмездно переданы земельные участки из земель федеральной и неразграниченной собственности для обеспечения строительства жилья и объектов инженерной инфраструктуры.

Следует отметить, что необходимыми условиями для увеличения количества успешно реализуемых проектов ЖСК с господдержкой являются расширение возможности граждан для участия в ЖСК, в том числе путем внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 108, которым устанавливаются перечень категорий граждан, имеющих право быть принятыми в ЖСК и основания для включения данных граждан в соответствующие списки, а также активное содействие правообладателей федеральных земельных участков.

П. В части обеспечения жильем отдельных категорий населения Молодые семьи и семьи, имеющие трех и более детей

В рамках мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» осуществляется предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование региональных программ обеспечения жильем молодых семей, предусматривающих предоставление социальных выплат молодым семьям в соответствии с условиями указанной программы. Согласно правилам предоставления социальных выплат, порядок формирования списка участников программы определяется органом исполнительном власти субъектов Российской Федерации. В первую очередь в них включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие трех и более детей.
В рамках мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в том числе на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья, а также предоставляемых семьям, имеющих трех и более детей.

Кроме того, в настоящее время реализуется программа субсидирования ипотечного кредитования на приобретение строящегося жилья и рефинансирование текущих ипотечных кредитов семьям, имеющим детей, по льготной ставке 6 %. В июле текущего года в реализацию указанной программы внесены изменения, предусматривающие в том числе распространение действия программы на семьи, в которых родился четвертый и (или) последующий ребенок, а также увеличение стоимости приобретаемого в рамках программы жилья, что позволит таким семьям приобрести жилье большей площади.

В целях повышения доступности ипотечного кредитования АО «ДОМ.РФ» разработан и совместно с субъектами Российской Федерации применяется механизм реализации региональных программ ипотечного кредитования, в рамках которого ипотечная ставка для семей с тремя и более детьми - от 5,5 % годовых.

Кроме того, АО «ДОМ.РФ» осуществляет безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья и объектов инфраструктуры жилищно-строительным кооперативам с государственной поддержкой.

В рамках реализации такого механизма органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться в АО «ДОМ.РФ» с ходатайствами о безвозмездном предоставлении земельных участков жилищностроительным кооперативам, созданным из числа граждан, имеющих трех и более детей.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно земельный участок в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. При этом, установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно (например, единовременная социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения в собственность; социальная выплата для уплаты первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту на приобретение жилого помещения).

По вопросу включения многодетных семей в категории граждан, имеющих право на льготный порядок улучшения жилищных условий, отмечается, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки многодетных семей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями

В целях обеспечения прав детей-сирот на период ожидания положенного жилого помещения Минстрой России концептуально поддерживает возможность предоставления денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений до предоставления жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения.

При этом следует отметить, что в соответствии с подпунктом 14.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 184-ФЗ) решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Кроме того, подпунктом 24 пункта 2 указанной статьи Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов социальной поддержки детей-сирот.
Учитывая, что нормы действующего законодательства Российской Федерации не запрещают установление дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, в том числе, предлагаемые подпунктом 1 пункта 2.4. раздела 2 рекомендаций, внесение изменений в федеральное законодательство не требуется.

Вместе с тем по вопросу софинансирования из федерального бюджета предлагаемых дополнительных мер социальной поддержки необходимо учитывать положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации согласно которым выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

 

Отзыв Минтруда России

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.Л. Мутко от 20 сентября 2018 г. № ВМ-П9-6325 рассмотрены Рекомендации 62-го специального заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Повышение доступности жилья для россиян» (далее - Рекомендации) и в пределах компетенции сообщается.

В целом, поставленные Рекомендациями вопросы внесения изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части предоставления инвалидам приспособленных жилых помещений спецжилфонда по договору безвозмездного пользования Минтрудом России поддерживаются.
Вместе с тем, поднятые в Рекомендациях вопросы требуют межведомственной тщательной проработки.

В связи с изложенным, Минтруд России выражает свою готовность принять активное участие в рабочей группе, в случае её организации Минстроем России, в целях проработки изложенных в рекомендациях инициатив по повышению доступности инвалидам жилья, отвечающего их специальным требованиям.

Минтруд России также готов рассмотреть предложения Минстроя России по структурированию видов очередников с выделением социально приоритетных категорий граждан по соответствующим основаниям предоставления жилья и иных мер бюджетной имущественной поддержки, разработанных в соответствии с пунктом 2.1. Рекомендаций.

По вопросу включения многодетных семей в категории граждан, имеющих  право  на льготный  порядок улучшения  жилищных условий, отмечаем, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки многодетных семей отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Зам.министра  СВ. Петрова

Отзыв Министерства финансов Российской Федерации

Минфин России в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации B.J1. Мутко от 20 сентября 2018 г. № ВМ-П9-6325 рассмотрел рекомендации 62-го специального (123-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Повышение доступности жилья для россиян» (далее - Рекомендации) и сообщает.

Пунктом 2.4. Раздела 2 Рекомендаций предлагается включение в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1.710 (далее - Госпрограмма), подпрограммы «Создание условий для обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с передачей полномочий по координации деятельности субъектов Российской Федерации от Минпросвещения России в Минстрой России.

Минфин России не возражает против определения Минстроя России ответственным федеральным органом исполнительной власти за формирование государственной политики в сфере предоставления жилья детям-сиротам и лицам из их числа, а также отражения соответствующих расходов в Госпрограмме в формате ведомственной целевой программы в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ».

При этом выделение отдельной подпрограммы с учетом узкоспециализированной направленности рассматриваемых мероприятий не поддерживается.

Одновременно сообщаем, что письмом Минфина России от 25 июля 2018 г. № 06-05-30/52281 согласован проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении комплекса мер по предоставлению детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений на 2018 - 2021 годы, разработанного в соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. № Пр-2725.

Вместе с тем. в соответствии со статьей 1 проекта федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (приложение № 2 Рекомендаций) предлагается при предоставлении жилого помещения (по договору безвозмездного пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации либо муниципального специализированного фонда на срок подтверждаемой инвалидности лица) семье инвалида, нуждающейся в приспособленном жилье, ранее занимаемое данной семьей жилое помещение подлежит передаче в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципального образования, предоставляющего приспособленное жилое помещение.

При этом изъятие ранее занимаемого жилого помещения, которое находилось в собственности семьи инвалида, не согласуется с положениями о праве собственности граждан, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.

Дополнительно отмечается, что реализация значительной части Рекомендаций потребует выделение дополнительных бюджетных ассигнований за счет средств федерального бюджета, в связи с чем полагаем необходимым представить в установленном порядке в Минфин России финансово-экономические обоснования предлагаемых изменений в сфере жилищной политики.

Зам.министра А.Ю. Иванов

Ответ Минэкономразвития


Минэкономразвития России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации рассмотрело Рекомендации 62-го специального (123-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и нравам человека (далее - Совет) на тему: «Повышение доступности жилья для россиян» и сообщает о том, что готово рассмотреть предложения Минстроя России по вопросам формирования в России фонда доступного жилья и обеспечения реализации жилищных прав очередников, инвалидов, многодетных семей, лиц из числа детей-сирот и жителей бывших ведомственных общежитий, подготовленные на основании рекомендаций Совета, при представлении их в установленном порядке.

Зам.министра  А.М. Талыбов

Отзыв Счетной палаты Российской Федерации

 

Уважаемый Михаил Александрович!

Счетной палатой Российской Федерации (далее - Счетная палата) в рамках компетенции рассмотрены Рекомендации по итогам 62-го специального (123-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему «Повышение доступности жилья для россиян».

Вопросы, касающиеся сферы жилищного строительства и обеспечения жильем отдельных категорий граждан, являются предметом рассмотрения Счетной палаты при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Отмечаем, что контроль за качеством предоставляемого жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и эффективностью расходования бюджетных средств на его предоставление осуществляется Счетной палатой при реализации своих полномочий па постоянной основе.

Так, в 2016 году проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и эффективности расходования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года». Отчет о результатах данного мероприятия утвержден Коллегией Счетной палаты (протокол от 19 октября 2016 года № 53К(1128).

В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проводится экспертно-аналитическое мероприятие «Мониторинг эффективности расходования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2016 - 2017 годах и первом полугодии 2018 года», рассмотрение результатов которого на Коллегии Счетной палаты запланировано в декабре 2018 года.
 

Ю.В. Рослик

Ответ Совета Федерации

Советнику Президента Российской Федерации,
Председателю Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

М.А. ФЕДОТОВУ

 

Уважаемый Михаил Александрович!

Во исполнение поручения Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко от 11 сентября 2018 года к № 34795 направленные Вами Рекомендации 62-го специального (123-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на тему "Повышение доступности жилья для граждан" (далее — Рекомендации) рассмотрены в Комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее — Комитет).

По многим позициям, содержащимся в Рекомендациях, Комитет разделяет аналогичную точку зрения.

В частности, это касается вопроса развития в нашей стране сегмента арендного (наемного) жилья, которое в значительной степени будет способствовать повышению доступности жилья для всех категорий граждан, а также повышению территориальной мобильности активного населения, формированию новых стандартов качества жилья и качества человеческого капитала.

Реализация проектов по формированию рынка арендного жилья в большинстве регионов Российской Федерации должна стать одним из

механизмов реализации программы по обеспечению граждан доступным жильем, по поддержке и развитию промышленных кластеров, по привлечению в регионы инвесторов, готовых вкладывать средства в развитие территорий, строительство новых производств и развитие строительной отрасли в целом.

Поддерживается также идея совершенствования законодательного регулирования создания и деятельности жилищных и жилищностроительных кооперативов в целях создания возможностей для улучшения жилищных условий и повышения доступности жилья для населения.

6 июля 2018 года в Совете Федерации состоялось заседание Президиума Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации на тему "Законодательное регулирование создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов граждан". В рекомендательной части принятого по итогам заседания решения нашли свое отражение следующие рекомендации Правительству Российской Федерации:

1) рассмотреть вопрос о необходимости разработки в рамках государственной жилищной политики приоритетного направления по развитию в Российской Федерации жилищных и жилищно-строительных кооперативов;

2) рассмотреть вопрос о расширении перечня категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 108 "Об утверждении перечня категорий граждан, которые могут быть приняты в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в соответствии с отдельными федеральными законами, и оснований включения указанных граждан, а также граждан, имеющих 3 и более детей, в списки граждан, имеющих право быть принятыми в члены таких кооперативов";

3) разработать предложения по созданию специального кредитного продукта, предусматривающего пониженную процентную ставку и обеспечивающего возможность использования заемных средств членами жилищного, жилищно-строительного кооператива на выплату паевого взноса;

4) разработать предложения по созданию условий, обеспечивающих:

среднесрочное кредитование жилищных, жилищно-строительных

кооперативов на цели жилищного строительства и реконструкции жилых зданий;

долгосрочное кредитование членов жилищных, жилищностроительных кооперативов на цели полной выплаты паевых взносов после завершения строительства жилого здания;

5) рассмотреть вопрос о формировании социальных жилищно-строительных кооперативов как особой формы жилищно-строительных кооперативов, предусматривающей:

предоставление финансирования за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальным жилищностроительным кооперативам в целях оказания им содействия в организации строительства;

предоставление налоговых льгот и преференций социальным жилищно-строительным кооперативам, а также гражданам — членам таких кооперативов;

предоставление социальным жилищно-строительным кооперативам земельных участков, в том числе находящихся в федеральной собственности, на льготных условиях;

обеспечение земельных участков, предоставляемых социальным жилищно-строительным кооперативам, необходимой коммунальной инфраструктурой.

По вопросу о реализации отдельных положений Рекомендаций, адресованных Совету Федерации совместно с Государственной Думой и Правительством Российской Федерации, о внесении изменений в действующее законодательство, направленных на обеспечение жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полагаем, что ключевым фактором, способным изменить складывающуюся негативную ситуацию, связанную с обеспечением жильем указанной категории граждан, по-прежнему является увеличение объемов софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на указанные цели.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера сообщил, что содержащиеся в Рекомендациях положения по вопросам ведения Комитета будут учитываться в его законотворческой деятельности.