Обращения и ответы
Особые мнения на заключение СПЧ на законопроект депутата Вячеслава Лысакова о парковке и эвакуации машин
Особое мнение члена СПЧ Игоря Борисова
Особое мнение Борисова И.Б.
на проект заключения Совета при Президенте РФ по развитию гражданского обществ и правам человека на проект Федерального закона №648313-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
В порядке ст.24 Регламента Совета
Выражаю особое мнение на заключение Совета на проект Федерального закона №648313-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
1. Категорично не согласен с позицией, изложенной в пункте 2 Заключения, так как следует сохранить возможность эвакуации как легковых, так и грузовых транспортных средств, нарушающих требования, предписанные дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающим остановку или стоянку транспортных средств и не вносить изменения в часть 1 статьи 27.13 КоАП РФ.
Основания моих доводов следующие.
Во-первых, понять каким образом припаркованное транспортное средство препятствует движение других транспортных средств (по части 4 статьи 12.19 КоАП РФ) очень сложно, что по факту является понятием оценочным и субъективным. Для чего существуют ГОСТы по организации парковочных мест на улично-дорожной сети и эвакуация осуществляется в соответствии с нормами Правил дорожного движения, что также исключает коррупционный фактор. В противном случае, эвакуировать или не эвакуировать машину будет решать инспектор «на месте» в худших российских традициях.
Во-вторых, в данном случае эвакуация выступает не как санкция за совершенное правонарушение, а как мера устранения данного нарушения, которое затрудняет движение других транспортных средств и пешеходов или же может ее затруднить. Что, в принципе, и предусмотрено в действующей редакции КоАП РФ и поддержка законопроекта направлена только на сокращение случаев эвакуации, но не на решение других многочисленных проблем в данной сфере (организация движения общественного транспорта, пешеходов, возникновения и минимизация ДТП, коррупция, лоббизм интересов владельцев «крутых» автомобилей).
В-третьих, также стоит учитывать не только права автовладельцев, у которых эвакуируют автомобиль, но и права автовладельцев и пешеходов чьи права нарушаются неправильно припаркованным автомобилем. Необходимо заметить, что число участников дорожного движения, соблюдающих требования правил дорожного движения в части парковки автомобиля, многократно больше, чем нарушителей ПДД. И в случае непринятия мер эвакуации к неправильно припаркованным автомобилям профилактическая и стимулирующая функция законодательства будет стремиться к нулю, учитывая и то обстоятельство, что неправильная парковка является длящимся правонарушением и оштрафовать за нее водителя можно только один раз (а машина будет стоять на газоне или детской площадке год или два).
В-четвертых, статистика подтверждает, что большая часть нарушений ПДД по остановке или стоянке транспорта совершается владельцами автомобилей имеющих повышенную мощность двигателя из разряда премиум-класса, и относящиеся к высокой ценовой категории, таким образом, данные автовладельцы фактически пользуются услугами «дорогих платных парковок». Следовательно, административное наказание в виде штрафа не выполняет свою главную цель по предупреждению совершения новых правонарушений (профилактические и воспитательные функции права), как самим правонарушителем, так и другими лицами, которая закреплена в ч.1 ст.3.1. КоАП РФ. В этой связи не хотелось, чтобы СПЧ обвинили в лоббирования интересов современной буржуазии и мажоров, плюющих из окон своих авто на все остальное общество. И как мы прекрасно понимаем, без помощи государственных институтов с этой проблемой «СтопХаму» одному не справиться.
2. Полностью разделяю позицию коллег, считающих, что в сфере эвакуации автомобилей необходимо наводить цивилизованный порядок.
В связи с этим по итогам специального заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, прошедшего 21 апреля 2015 года, считаю необходимым принять Рекомендации Совета по защите прав автомобилистов и других участников дорожного движения.
В данных рекомендациях необходимо указать на необходимость обеспечения всеобъемлющего общественного контроля всей процедуры организации стоянок и остановок, а также эвакуации транспортных средств, обязав представлять всю информацию, связанную с этой деятельностью общественности, включив в императивном порядке представителей общественности в комиссии органов государственной и муниципальной власти, которые принимают решения об организации дорожного движения.
Необходимо рекомендовать обязательно оповещать жителей конкретного района и города не позднее, чем за 20 дней до изменения схемы движения и установки запрещающих знаков, что позволит водителям заранее узнавать об изменении схем дорожного движения и выстроить свой маршрут движения и стоянки с учетом данной информации.
Необходимо также рекомендовать установление приоритетного порядка эвакуации транспортных средств, нарушающих правила стоянки и остановки, (в первую очередь по ст. 12.19 КоАП РФ «Нарушение правил остановки и стоянки», а потом по статье 12.16 КоАП РФ «Несоблюдение дорожных знаков и разметки») с внесением изменений в подзаконные нормативно-правовые акты.
Член Совета И. Борисов