Реестр протоколов
Протокол совещания временной рабочей группы по мониторингу соблюдения прав человека на территории Украины
ПРОТОКОЛ № 3
совещания временной рабочей группы по мониторингу соблюдения прав человека на территории Украины
г. Москва 24 июля 2014 г.
Присутствовали:
Члены Совета: Е.А. Бобров, М.А. Большакова, И.Б. Борисов, Н.Л. Евдокимова, С.В. Кривенко, Я.В. Лантратова, Р.Т. Лукутцова, Н.К. Сванидзе, М.А Федотов, И.Г. Шаблинский, А.Ю. Юров (сопредседатель рабочей группы);
В.В. Сахарова – советник Уполномоченного по правам человека в РФ
Повестка дня:
1. Информация о выполнении поручений совещания рабочей группы от 9 июля с.г.
2. Продолжение мониторинга ситуации с местами прибытия и размещением граждан, вынужденно покинувших территорию боевых действий в Украине, оказанием им гуманитарной и иной необходимой помощи, уточнение конкретных видов помощи и потребности в ней при постоянной межведомственной координации этих процессов
По первому вопросу:
а) об информировании Президента РФ о необходимости незамедлительной разработки федеральной целевой программы по работе с переселенцами из Украины и выделении необходимого финансирования
б) о подготовке по согласованию с МИД России проектов писем в международные организации с просьбой принять исчерпывающие меры, направленные на предотвращение гуманитарной катастрофы на Востоке Украины
в) о продолжении активного взаимодействия с представителями гражданского общества разных течений на всей территории Украины
И.Борисов: Соответствующие письма подготовлены. По обращению в международные организации – получена информация из МИД России, теперь необходимо уточнить содержание писем к конкретным адресатам.
Н.Евдокимова: В связи с длительным сроком согласования и принятия целевых программ необходимо изменить название основного нормативного акта по работе с переселенцами на «План мероприятий…».
В.Сахарова: Аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ после посещения мест размещения украинских переселенцев в Крыму разрабатывает предложения по обеспечению прав человека в миграционной сфере и уже выступил с инициативой принять «Специализированную программу…» по переселенцам с конкретными предложениями.
Члены рабочей группы приняли информацию к сведению.
Н.Евдокимова: Докладов Президенту РФ по размещению переселенцев и по ситуации с правами человека на Востоке Украины должно быть два, т.к. это две самостоятельные проблемы.
А.Юров: Необходимо выработать четкий международный стандарт по урегулированию внутреннего вооруженного конфликта на территории Украины – либо это боевые действия с применением тяжелой военной техники с введением военного положения и распространением международного гуманитарного права, либо полицейская операция без применения танков, артиллерии и авиации.
С.Кривенко: Сообщил, что поскольку мандат уполномоченных по правам человека в Украине и России не позволяет им вести совместную правозащитную миссию и они могут быть лишь приглашенными, на встрече уполномоченных 13 июня в г.Харьков была образована российско-украинская правозащитная миссия в составе 16 правозащитников,
которая сейчас является одним из основных каналов налаживания диалога между правозащитными организациями России и Украины. Учитывая эффективность и дальнейшую необходимость участия добровольцев в помощи пострадавшим от вооруженного конфликта, предложил обратиться с предложением к правозащитной миссии включить в ее состав члена Совета, председателя Союза добровольцев России Я.Лантратову.
И.Борисов: Предложил включить в состав данной правозащитной миссии представителя образования «Новороссия», а до этого момента работать с этой организацией только в личном качестве, т.к. она не отражает интересы разных течений на всей территории Украины.
С.Кривенко: Возразил предложению включить представителя данной организации, т.к. из участников данного объединения активные правозащитники не известны и некорректно предлагать участникам данной миссии включить в ее состав некоего представителя, а не конкретное лицо. Кроме того, российско-украинская правозащитная миссия является самостоятельной инициативой, и при наличии правозащитников у образования «Новороссия» они могут участвовать в аналогичных миссиях.
По второму вопросу:
М.Большакова: Посетив ПВР в Севастополе, отметила полное неведение переселенцев относительно перспектив своего дальнейшего обустройства в России либо возврата в Украину, а также отсутствие системной работы подразделений ФМС России в предоставлении гражданства Российской Федерации переселенцам, желающим его приобрести (по причине отсутствия законодательства, упрощающего получение российского гражданства).
Н.Евдокимова: Посетила два ПВР в Ленинградской области, а члены Ассоциации наблюдателей Петербурга - пять. Отметила сокрытие органами государственной власти факта существования ПВР и их адресов.
В Ленинградской области пункты временного размещения переселенцев с Украины размещены в здании пустующего торгово-развлекательного центра (56 чел.), бывшем детском саде, свободных палатах больницы и детском доме (на период отдыха детей). Помимо наличия проблем в социальном обслуживании отметила начинающийся раздор внутри коллективов переселенцев по вопросам, связанным с возникновением и урегулированием вооруженного конфликта в Украине и их принадлежности к политическим течениям.
Переселенцев из Украины, желающих получить временное убежище или статус беженца, записывают в очередь через полгода, в течение которых они не могут ни находиться, ни работать в России, ни осуществлять элементарные социальные права.
А.Юров: подтвердил наличие действительной опасности угрозы сведения счетов в случае возврата переселенцев в места своего проживания в Украине как сейчас, так и в последующее время.
Р.Лукутцова: Рассказала о международной деятельности Красного креста в зоне применения вооруженных сил и в работе с переселенцами.
По международным и внутренним правилам все действия осуществляются через Украинский красный крест. Производится раздельный сбор денежных средств: для помощи населению Востока Украины, для переселенцев из Украины и др. Красный крест уже собрал 59 млн. руб., а пока израсходовал лишь 7 млн. руб. (в т.ч. на приобретение медицинского оборудования), - необходимы заявки на дальнейшую помощь.
В ряде случаев машины МЧС не пропускаются на территорию Украины, тогда приходится передавать гуманитарную помощь переселенцам в Ростовской области. Сейчас отсутствует приемлемо точная статистика по количеству пострадавших и нуждающихся в медицинской помощи.
В связи с официальным неопределением органами власти категории вооруженного конфликта в Восточной Украине по международному гуманитарному праву, а также длительностью процедуры предоставления пострадавшим лицам статусов беженца либо временного убежища, Красный крест сталкивается с трудностями в оказании помощи, которые вынужден преодолевать самостоятельно. Так, 23 июля на экстренном заседании президиума Российского красного креста было принято решение продолжить оказание процедур гемодиализа, несмотря на определенные сложности по части определенной законодательством миссии. РКК может оказывать помощь только беженцам - остальные не подпадают под мандат, но сейчас помощь отказывается всем.
Сейчас РКК работает с 30 регионами России и очень нуждается в заявках, т.к. деньги пока есть.
А.Юров: Сообщил, что Александра Крыленкова (Ассоциация наблюдателей Петербурга) выступила с инициативой мониторинга ситуации по беженцам, поскольку с их значительной частью в течение ближайших месяцев проблема не разрешится. Предложил организовать данный мониторинг в Постоянной комиссии по миграционной политике.
Предложил провести в августе внеочередное специальное заседание Совета, посвященное проблеме взаимного обеспечения прав переселенцев из Украины, а также местного населения.
Я.Лантратова: При перевозке раненых через границу российские больницы их нередко не принимают в связи с переполненностью. Просит предложить МЧС и Минздравсоцразвития развернуть дополнительные мобильные пункты экстренной медицинской помощи. Отмечает факты бесконтрольного перемещения детей через границу. Союз добровольцев России создал Координационный совет помощи беженцам с участием 51 общественной организации. Есть списки россиян, готовых расселить переселенцев, но Союз добровольцев не может оказывать эффективную помощь без координации со стороны МЧС.
Е.Бобров: Посетил 2 полевых (транзитных) ПВР переселенцев в Ростовской области – в городах Донецк и Гуково. Важнейшими проблемами являются:
- отсутствие межведомственной координации в вопросах расселения и обустройства переселенцев и недостаточность заявок от региональных органов власти на размещение и трудоустройство переселенцев в трудонедостаточных субъектах Федерации приводит к необоснованной задержке в направлении переселенцев и переполненности ПВР. Следует поручить Минрегиону России и Минтруду России активизировать работу с органами власти субъектов Федерации по привлечению переселенцев из Украины, прежде всего, в трудонедостаточные регионы страны;
- отсутствие постоянно действующего координирующего органа для обеспечения оперативного взаимодействия между МЧС, ФМС, Минрегионом, Минтруда и органами исполнительной власти субъектов Федерации, прежде всего, в части количества переселенцев, их трудоустройства, временного и постоянного обустройства, в т.ч. мониторинга после прибытия к местам поселения;
- вопрос продления срока пребывания и осуществления трудовой деятельности частично урегулирован в постановлении Правительства РФ от 22 июля с.г., если статус временного убежища будет выдаваться в предусмотренный им 3-дневный срок. Но уже сейчас переселенцев записывают в очередь за статусом через полгода, в течение которых им нельзя работать и нет социальных прав. Необходимо установить контроль за предоставлением переселенцам временного убежища в данный срок, а также за его предоставлением т.н. «беженцам на месте».
М.Федотов: Сообщил, что подготовленные членом Совета Е.Бобровым изложенные предложения сразу были направлены им в Администрацию Президента РФ для рассмотрения и принятия оперативных мер.
Решили:
1. Разделить проблемы, связанные с размещением переселенцев, и ситуацией с правами человека на Востоке Украины, на два самостоятельных направления: проблемы обустройства переселенцев передать в ведение Постоянной комиссии по миграционной политике (отв. – Е.Бобров), а мониторинг ситуации с правами человека на Востоке Украины оставить в ведении рабочей группы по мониторингу соблюдения прав человека на территории Украины (отв. – А.Юров).
2. Обратиться в МИД России с просьбой направить обращение в ОБСЕ с предложением о разработке четкого международного стандарта и критериев применения государством силы на территории своей страны, а также видов и типов таких операций (проведение полицейской операции, применения вооруженных сил и т.д.) (отв. – А.Юров и С.Кривенко).
3. Обратиться с предложением к российско-украинской правозащитной миссии включить в ее состав члена Совета, председателя Союза добровольцев России Я.Лантратову.
4. Рекомендовать И.Борисову изыскать представителей правозащитных организаций образования «Новороссия» для включения в правозащитный диалог.
5. Организовать мониторинг ситуации, связанной с положением украинских переселенцев в России, в Постоянной комиссии по миграционной политике (отв. – Е.Бобров).
6. Считать целесообразным проведение 14 августа 2014 года внеочередного специального заседания Совета, посвященного проблеме взаимного обеспечения прав переселенцев из Украины и местного населения (отв. - Е.Бобров).
7. Продолжить проведение мониторинга мест размещения беженцев и нуждаемости в конкретных видах помощи, разработать предложения по оказанию им необходимой помощи со стороны государства (отв. – Е.Бобров, Я.Лантратова, Н.Евдокимова, В.Сахарова).
8. Продолжить активное взаимодействие с представителями гражданского общества разных течений на всей территории Украины (отв. – Кривенко С.В.).
Сопредседатель временной рабочей группы А.Юров