Экспертные заключения

Заключение Совета на законопроект депутата Вячеслава Лысакова, регулирующий эвакуацию автомобилей

Электронная версия

Заключение СПЧ по парковкам.pdf посмотреть 155 КБ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект Федерального закона № 648313-6

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях»

 

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) рассмотрел принятый 19 декабря 2014 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проект Федерального закона № 648313-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенный депутатом Государственной Думы ФС РФ В.И. Лысаковым и другими депутатами.

Законопроект уточняет перечень административных правонарушений, при которых возможна эвакуация транспорта, уточняет момент прекращения задержания транспортного средства на месте задержания, восстанавливает полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата и др.

По результатам обсуждения на рабочем совещании в Совете 7 апреля 2015 г. и с учетом заключения Правительства Москвы, Совет отмечает следующее.
 

1) Совет поддерживает предложение об установлении административной ответственности за незаконное использование опознавательного знака «инвалид» (в дополнение к существующей административной ответственностью за использование опознавательного фонаря легкового такси) и усилении ответственности возможностью эвакуации транспортного средства, нарушившего правила остановки или стоянки транспорта в местах, отведенных для транспортных средств инвалидов (поправки в статьи 12.4, 12.5 и 27.13 КоАП РФ).

Широко распространенное занятие парковочных мест, предназначенных для транспорта инвалидов, автомобилями не инвалидов, существенно ограничивают инвалидов в возможности пользоваться в том числе медицинскими, социальными и иными государственными учреждениями, нарушая, прежде всего, их право на охрану здоровья и социальное обеспечение.

При этом Совет отмечает необходимость:

- правового регулирования вопроса администрирования парковок для инвалидов и полагает целесообразным возложить эту обязанность в том числе и на хозяйствующего субъекта - владельца земельного участка, на котором размещена парковка;

- составления единого общероссийского онлайн реестра инвалидов, чтобы не допустить эвакуации транспорта иногородних инвалидов в ходе «массовой» эвакуации.
 

2) Ограничение возможности эвакуации транспортных средств, нарушающих требования, предписанные дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, лишь грузовыми транспортными средствами, Совет не поддерживает и предлагает полностью исключить части 4 и 5 статьи 12.16 из части 1 статьи 27.13 КоАП.

При этом сохраняются предусмотренные частями 3 - 4 статьи 12.19 КоАП РФ основания эвакуации любых транспортных средств в случае нарушения правил остановки или стоянки:

- на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним,

- на тротуаре,

- в местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси,

- на трамвайных путях,

- далее первого ряда от края проезжей части,

- в тоннеле,

- а также на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств.

Совет считает, что вышеназванный перечень оснований эвакуации в случае нарушения правил остановки или стоянки достаточен, чтобы не создавались транспортные заторы и не нарушались права автомобилистов и других участников движения.

Правительство Москвы ссылается на необходимость сохранить возможность эвакуации транспортных средств в местах прохождения общественного транспорта или на наиболее загруженных участках уличной дорожной сети.

Совет отмечает, что данное основание эвакуации предусмотрено частью 4 статьи 12.19 КоАП РФ в случае создания препятствий для движения других транспортных средств, в том числе общественного транспорта.

Эвакуация же транспортных средств лишь за несоблюдение требований дорожных знаков или разметки, если они не препятствуют движению других транспортных средств, по мнению Совета, недопустима и является грубым нарушением прав человека.
 

3) Совет поддерживает предложение об урегулировании момента прекращения задержания транспортного средства, если причина его задержания устранена до начала движения эвакуатора, перемещающего задержанное транспортное средство на специализированную стоянку (новая часть 1.1 статьи 27.13 КоАП РФ), а также об обязательности присутствия должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по делу об административном правонарушении, до начала движения транспортного средства, перемещающего задержанное транспортное средство на специализированную стоянку (дополнение части 3 ст. 27.13 КоАП РФ).

Предлагаемое в законопроекте правовое регулирование соответствует задачам административного законодательства и направлено на защиту прав владельцев транспортных средств.

При этом, требует изменения предусмотренная в части 1 ст. 27.13 КоАП РФ возможность эвакуации транспортного средства исключительно «в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку)».

В связи с дефицитом свободных территорий в крупных городах специализированные стоянки расположены, как правило, на окраинах, и перемещение транспортного средства влечет необоснованное увеличение трафика. Кроме того, специализированные охраняемые стоянки требуют обслуживания, что учитывается в стоимости эвакуации и хранения.

По мнению Совета, целесообразно ограничить возможность эвакуации транспортного средства на специализированную стоянку, если оно может быть перемещено в ближайшее место, где не будет нарушать правила дорожного движения и создавать препятствий движению других транспортных средств или пешеходов, что сейчас применяется при уборке улиц. Такое перемещение не будет дорогим, поскольку осуществляется на небольшое расстояние, как правило, в зоне пешеходной доступности автовладельца.

Предлагаемое Советом изменение потребует урегулирования процедуры контроля за перемещением задержанного транспортного средства на другое место уличной дорожной сети должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

 

4) Также Совет поддерживает норму о том, что перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам либо представителям, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (поправки в части 9 – 11 статьи 27.13 КоАП РФ). В настоящее время это относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу специфики правового регулирования такой порядок должен быть единым и устанавливаться исключительно Правительством Российской Федерации, чтобы его особенности были известны автовладельцам из всех субъектов Российской Федерации (единый порядок оповещения об эвакуации, оформление необходимых для возврата документов в одном месте, не устанавливалась обязательность оплаты эвакуации и хранения автомобиля для его возврата и др.).

Кроме того, отношения по перемещению и хранению транспортных средств на специализированных стоянках являются гражданско-правовыми, а гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации (пункт «о» статьи 71 Конституции РФ), и субъект Российской Федерации не вправе осуществлять собственное правовое регулирование (части 1 и 5 статьи 76 Конституции РФ).

При этом, целесообразно установление тарифов на эвакуацию Федеральной службой по тарифам Российской Федерации с учетом мнения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо последними на основании методических указаний ФСТ России.

 

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека поддерживает законопроект № 648313-6 и рекомендует принять его в предложенной ко второму чтению редакции с учетом предложенных дополнений.

 

Председатель Совета                                                          М.Федотов
 

Таблица с результатами голосования

Особое мнение члена Совета Игоря Борисова

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект Федерального закона № 648313-6

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях»

 

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) рассмотрел принятый 19 декабря 2014 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проект Федерального закона № 648313-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», внесенный депутатом Государственной Думы ФС РФ В.И. Лысаковым и другими депутатами.

Законопроект уточняет перечень административных правонарушений, при которых возможна эвакуация транспорта, уточняет момент прекращения задержания транспортного средства на месте задержания, восстанавливает полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата и др.

По результатам обсуждения на рабочем совещании в Совете 7 апреля 2015 г. и с учетом заключения Правительства Москвы, Совет отмечает следующее.

1) Совет поддерживает предложение об установлении административной ответственности за незаконное использование опознавательного знака «инвалид» (в дополнение к существующей административной ответственностью за использование опознавательного фонаря легкового такси) и усилении ответственности возможностью эвакуации транспортного средства, нарушившего правила остановки или стоянки транспорта в местах, отведенных для транспортных средств инвалидов (поправки в статьи 12.4, 12.5 и 27.13 КоАП РФ).

Широко распространенное занятие парковочных мест, предназначенных для транспорта инвалидов, автомобилями не инвалидов, существенно ограничивают инвалидов в возможности пользоваться в том числе медицинскими, социальными и иными государственными учреждениями, нарушая, прежде всего, их право на охрану здоровья и социальное обеспечение.

При этом Совет отмечает необходимость:

- правового регулирования вопроса администрирования парковок для инвалидов и полагает целесообразным возложить эту обязанность в том числе и на хозяйствующего субъекта - владельца земельного участка, на котором размещена парковка;

- составления единого общероссийского онлайн реестра инвалидов, чтобы не допустить эвакуации транспорта иногородних инвалидов в ходе «массовой» эвакуации.

2) Ограничение возможности эвакуации транспортных средств, нарушающих требования, предписанные дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств, лишь грузовыми транспортными средствами, Совет не поддерживает и предлагает полностью исключить части 4 и 5 статьи 12.16 из части 1 статьи 27.13 КоАП.

При этом сохраняются предусмотренные частями 3 - 4 статьи 12.19 КоАП РФ основания эвакуации любых транспортных средств в случае нарушения правил остановки или стоянки:

- на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним,

- на тротуаре,

- в местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси,

- на трамвайных путях,

- далее первого ряда от края проезжей части,

- в тоннеле,

- а также на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств.

Совет считает, что вышеназванный перечень оснований эвакуации в случае нарушения правил остановки или стоянки достаточен, чтобы не создавались транспортные заторы и не нарушались права автомобилистов и других участников движения.

Правительство Москвы ссылается на необходимость сохранить возможность эвакуации транспортных средств в местах прохождения общественного транспорта или на наиболее загруженных участках уличной дорожной сети.

Совет отмечает, что данное основание эвакуации предусмотрено частью 4 статьи 12.19 КоАП РФ в случае создания препятствий для движения других транспортных средств, в том числе общественного транспорта.

Эвакуация же транспортных средств лишь за несоблюдение требований дорожных знаков или разметки, если они не препятствуют движению других транспортных средств, по мнению Совета, недопустима и является грубым нарушением прав человека.

3) Совет поддерживает предложение об урегулировании момента прекращения задержания транспортного средства, если причина его задержания устранена до начала движения эвакуатора, перемещающего задержанное транспортное средство на специализированную стоянку (новая часть 1.1 статьи 27.13 КоАП РФ), а также об обязательности присутствия должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по делу об административном правонарушении, до начала движения транспортного средства, перемещающего задержанное транспортное средство на специализированную стоянку (дополнение части 3 ст. 27.13 КоАП РФ).

Предлагаемое в законопроекте правовое регулирование соответствует задачам административного законодательства и направлено на защиту прав владельцев транспортных средств.

При этом, требует изменения предусмотренная в части 1 ст. 27.13 КоАП РФ возможность эвакуации транспортного средства исключительно «в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку)».

В связи с дефицитом свободных территорий в крупных городах специализированные стоянки расположены, как правило, на окраинах, и перемещение транспортного средства влечет необоснованное увеличение трафика. Кроме того, специализированные охраняемые стоянки требуют обслуживания, что учитывается в стоимости эвакуации и хранения.

По мнению Совета, целесообразно ограничить возможность эвакуации транспортного средства на специализированную стоянку, если оно может быть перемещено в ближайшее место, где не будет нарушать правила дорожного движения и создавать препятствий движению других транспортных средств или пешеходов, что сейчас применяется при уборке улиц. Такое перемещение не будет дорогим, поскольку осуществляется на небольшое расстояние, как правило, в зоне пешеходной доступности автовладельца.

Предлагаемое Советом изменение потребует урегулирования процедуры контроля за перемещением задержанного транспортного средства на другое место уличной дорожной сети должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

 

4) Также Совет поддерживает норму о том, что перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам либо представителям, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (поправки в части 9 – 11 статьи 27.13 КоАП РФ). В настоящее время это относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу специфики правового регулирования такой порядок должен быть единым и устанавливаться исключительно Правительством Российской Федерации, чтобы его особенности были известны автовладельцам из всех субъектов Российской Федерации (единый порядок оповещения об эвакуации, оформление необходимых для возврата документов в одном месте, не устанавливалась обязательность оплаты эвакуации и хранения автомобиля для его возврата и др.).

Кроме того, отношения по перемещению и хранению транспортных средств на специализированных стоянках являются гражданско-правовыми, а гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации (пункт «о» статьи 71 Конституции РФ), и субъект Российской Федерации не вправе осуществлять собственное правовое регулирование (части 1 и 5 статьи 76 Конституции РФ).

При этом, целесообразно установление тарифов на эвакуацию Федеральной службой по тарифам Российской Федерации с учетом мнения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо последними на основании методических указаний ФСТ России.

 

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека поддерживает законопроект № 648313-6 и рекомендует принять его в предложенной ко второму чтению редакции с учетом предложенных дополнений.

 

Председатель Совета                                                          М.Федотов