Экспертные заключения

Доклад "О ходе реформы Уголовно - исполнительной системы России и необходимости внесения изменений в концепцию реформы, создания институтов пробации и ресоциализации"

Электронная версия

Доклад Постоянной комиссии по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы

Совета при Президенте Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека

«О ходе реформы Уголовно - исполнительной системы России и необходимости внесения изменений в концепцию реформы,

создания институтов пробации и ресоциализации»

г. Москва 05 апреля 2013 г.

 

2,5 года проведения реформы Уголовно - исполнительной системы России свидетельствуют о том, что основные цели, которые общество ожидало от данной реформы, так и не были достигнуты.

На фоне определенных успехов и достижений в деятельности УИС сохраняется недопустимо высокий уровень коррупции, насилия и жестокости.

Буксует развитие пенитенциарного производства. Оплата труда значительного числа осужденных является недопустимо низкой. Учреждения ФСИН переполнены лицами, наиболее эффективное исправление которых было бы возможно без их изоляции от общества. Значительное число положительно характеризующихся осужденных не могут добиться досрочного освобождения. Десятки тысяч осужденных отбывают в наказание в регионах, недоступных для посещения их родными близкими. Смертельно больные заключенные либо заключенные, жизнь которых могла бы быть спасена в случае освобождения и лечения на свободе, не освобождаются из-под стражи либо освобождаются слишком поздно. Общественными наблюдательными комиссиями выявляются случаи неправомерного применения физической силы и спецсредств. Не создана система выявления и расследования пыток, примененных к заключенным до их попадания в учреждения УИС.

Упущения и недостатки при проведении пенитенциарной реформы были связаны в первую очередь с:

- отходом от принципов комплексности и системности при разработке и проведении реформы; в частности, так и не были созданы соответствующие потребностям общества и государства критерии оценки деятельности УИС и хода реформы;

- игнорированием предложений по реформе УИС, представленных институтами гражданского общества, слабое, а иногда и декоративное вовлечение гражданской общественности в процесс пенитенциарного реформирования;

- нарушением принципа преемственности пенитенциарной политики, игнорирование ранее накопленного положительного отечественного опыта пенитенциарной деятельности, в том числе увольнение со службы ряда опытных и порядочных руководителей;

- проведения ряда мероприятий реформы без экспериментальной апробации и создания соответствующей правовой базы;

- не вовлеченность в процесс реформирования судебной власти и органов прокуратуры, деятельность которых оказалась не направлена на успех пенитенциарного реформирования.

Несмотря на то, что Концепция предусматривает создание института пробации, такой институт до настоящего времени не создан.

Для успешного осуществления реформы УИС представляется необходимым:

1. Внести изменения в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации;

2. Указом Президента РФ создать рабочую группу из представителей ФСИН России, Генеральной прокуратуры РФ, представителей научного сообщества, Общественной Палаты России, Совета при Президенте, Аппарата Уполномоченного по правам человека по разработке предложений по реформированию УИС.

3. Рабочей группе провести анализ итогов реализации Концепции на первом этапе и определить задачи на втором этапе реформирования.

4. В соответствии с разделом V Концепции подготовить предложения в Правительство Российской Федерации по корректировке мероприятий, предусмотренных Концепцией, в которых предусмотреть смещение акцентов преимущественно с тюремного содержания осужденных в сторону более широкого применения альтернативных лишению свободы видов наказаний.

Для обеспечения успеха пенитенциарной реформы в Российской Федерации, соответствия результатов реформы ожиданиям обществам и потребностям государства предлагается осуществить следующие шаги.

1. Снижение смертности в учреждениях УИС

a. Внести изменения в постановление Правительства РФ № 54 от 2004 года, и постановление № 3 от 2011 года расширив список заболеваний и дополнив их состояниями, являющихся основанием для освобождения от наказания в виде лишения свободы по болезни.

b. Изменить судебную практику, судам при решении вопроса об освобождении по болезни в первую очередь исходить из необходимости сохранения жизни осужденного. Предусмотреть возможность дачи заключения об освобождении по болезни для осужденных, отбывающих наказание в отдаленных учреждениях, медицинской комиссией муниципального медицинского учреждения.

c. Создать при больницах УИС на правах отделений больниц хосписы или отделения сестринского ухода для размещения в них лиц, находящихся в крайне тяжелом состоянии здоровья и (или) требующих ухода.

d. Дополнить УК РФ институтом отсрочки отбытия наказания в связи с наличием тяжкого заболевания (в настоящее время данный институт существует в УПК РФ, но практически не применяется из-за отсутствия в УК РФ);

e. Провести комплексное медицинское обследование осужденных, получавших стационарную медицинскую помощь в течение года либо находящихся в ЛИУ и ЛПУ в целях выявления лиц, которые по состоянию здоровья не могут отбывать наказание.

2. Сокращение численности тюремного населения

a. Создать эффективно работающий институт пробации, чтобы передать из пенитенциарной системы всех осужденных и заключенных, чье пребывание на свободе не создает угрозы совершения новых преступлений.

b. Дополнить УПК РФ такой мерой пресечения, как временное помещение несовершеннолетних в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

c. Дополнить УПК РФ такой мерой пресечения, как поручительство общественной организации.

d. Дополнить УК РФ, УИК РФ таким видом наказания, как возложение обязанности загладить причиненный вред, назначаемый с согласия потерпевшего.

e. Дополнить УК РФ, УИК РФ таким видом наказания, как возложение обязанности осуществлять в течение определенного срока общественно полезную деятельность в общественной, религиозной, муниципальной или государственной организации на безвозмездной основе.

f.Дополнить УК РФ и УИК РФ таким институтом досрочного освобождения, как зачет срока наказания, когда при выполнении определенных требований (добросовестный труд, получение профессии и т.д.) 1 год отбытия наказания засчитывается за большой срок, например, за 15 месяцев.

g. Дополнить УПК РФ, УК РФ и УИК РФ нормой о медиации и других методиках восстановительного правосудия (например, семейными конференциями) между сторонами в случае совершения преступлений несовершеннолетними, а также при совершении лицами, достигшими совершеннолетия преступлений против имущества либо преступлений небольшой тяжести против личности.

h. Разделить институт условно – досрочного освобождения на:

- досрочное освобождение, применяемое к лицам, доказавшим свое исправление;

- условное освобождение, дальнейшее исправление которых возможно без полного отбытия ими наказания.

i. Восстановить применение института помилования, как механизма освобождения лиц, попавших не по своей вине в период отбытия срока наказания в исключительно трудную жизненную ситуацию и заслуживающие милости со стороны государства.

k. Дополнить УК РФ понятием необратимых последствий, как критерия назначения наказания и отягчающего вину обстоятельства, предусмотрев, что срок более 10 лет при отсутствии необратимых последствий от совершенного преступления назначается, как правило, в исключительных случаях.

l. Изменить срок перевода в колонию – поселение лиц, осужденных за совершение особо тяжких преступлений, предусмотрев возможность перевода не по отбытии двух третей, то есть такого же срока, что и условно – досрочное освобождение, а по отбытии половины срока наказания.

m. Обратить внимание Верховного Суда РФ на неиспользование судами института замены наказания более мягким, в первую очередь замену лишения свободы исправительными работами.

3. Поддержка инициатив ФСИН России

Поддержать инициативы ФСИН России:

a. О том, чтобы не вывешивать списки и фотографии лиц, склонных к побегу, самоубийству и состоящих на других учетах в отрядах и иных доступных осужденным местах.

4. Оптимизация пенитенциарного производства

a. Изменить организационно – правовую форму учреждений с федерального казначейского учреждения (ФКУ) на федеральное бюджетное учреждение (ФБУ), как это было до 2012 года.

b. Обеспечить зачисление на лицевые счета всех работающих полную рабочую неделю осужденных денежные средства в размере не менее 25 % от минимального размера оплаты труда.

c. Создать городские колонии – поселения, обеспечив внеконкурсное размещение в данных колониях муниципальных заказов по ремонту и благоустройству.

d. Вернуть в законодательство нормы о праве осужденных работать в качестве индивидуальных предпринимателей, а также создавать производственные кооперативы; создать условия для производственной инициативы осужденных.

e. Освободить частные инвестиции в пенитенциарное производство от налогов на 5 лет.

f. Внести изменения в ФЗ – 94 о конкуренции в части возможности размещения в Центрах трудовой адаптации (предприятиях) УИС государственных и муниципальных заказов на внеконкурсной основе

5. Изменение критериев оценки деятельности учреждений и органов уголовно- исполнительной системы

a. Пересмотреть систему критериев деятельности органов и учреждений УИС, рассматривая в качестве одного из основных критериев оценки деятельности учреждения уровень постпенитенциарного рецидива в течение 1 года, 3 лет, 5 лет с учетом специфики учреждения..

b. Ввести в критерий оценки работы территориальных органов ФСИН России, органов прокуратуры, органов Следственного Комитета учет поступивших в их адрес рекомендаций Общественных наблюдательных комиссий.

c. Ввести в качестве критерия оценки реализацию в учреждении различных целевых программ работы с осужденными, направленными на преодоление наркозависимости, агрессии, паразитического образа жизни и т.д.

d. Не оценивать деятельность воспитательных подразделений по количеству наложенных на осужденных (заключенных под стражу) взысканий.

e. Считать важным критериями деятельности учреждений и территориальных органов УИС:

i. уровень смертности и самоубийств среди заключенных;

ii. соотношение лиц освобожденных досрочно и освобожденных по концу срока; соотношение числа лиц, освобожденных досрочно непосредственно перед окончанием назначенного им судом срока наказания, и вскоре после того, как такое право у осужденного возникло;

iii. возмещение ущерба, причиненного преступлением;

iv. получение осужденными профессий, востребованными на рынке труда;

v. получение осужденными образования, в том числе среднего специального и высшего;

vi. количество осужденных, которым удалось восстановить ранее утраченные социально – полезные связи, в Ом числе с семьей, трудовым и учебным коллективом;

vii. участие институтов гражданского общества в исправлении осужденных.

6. Доступ осужденных и заключенных под стражу к информации

a. Снять необоснованные ограничения на передачу заключенным под стражу и осужденным телеприемников.

b. В качестве меры поощрения разрешить использование осужденными, твердо вставшими на путь исправления, мобильных телефонов под контролем администрации.

c. Ввести систему применения мер поощрения за чтение осужденными литературы, способствующей достижению целей наказания.

d. Принять ведомственный стандарт обеспеченности библиотек правовой, правозащитной, духовной литературой, а также литературой, необходимой для самообразования.

e. Обеспечить наличие такой литературы в торговых предприятиях, обслуживающих учреждения УИС.

f. Разрешить покупку и (или) получение заключенными под стражу осужденными литературы через интернет-магазины.

7. Материально - бытовое обеспечение заключенных под стражу и осужденных

a. Разработать и направить в адрес территориальных органов ФСИН рекомендации по ассортименту и ценам на продукты питания и предметы первой необходимости, реализуемых в магазинах учреждений ФСИН, с учетом региональной специфики; обеспечить контроль за соблюдение рекомендуемых цен и перечня продуктов.

b. Ввести право всех осужденных на ежемесячное получение посылок и передач, лишая такого права в порядке взыскания лишь лиц, нарушающих порядок отбытия наказания, но не менее 6 посылок (передач) в год.

c. Предусмотреть право осужденных иметь сменные комплекты одежды и обуви, а также ночную одежду, дополнительную одежду, связанную с температурными колебаниями.

d. Принять во внимание, что наличие угнетающей, неудобной, холодной и низкого качества формы для осужденных - это отказ от принципа нормализации ЕПП, который предусматривает максимальное приближение условий в пенитенциарной системе к условиям в нормальной жизни. Разрешить ношение дополнительную утепляющую одежды. Разрешить за пол года до освобождения носить обычную одежду.

e. Обеспечить приобретение высококачественных матрасов, сохраняющих свои потребительские качества в течение всего срока своей эксплуатации.

f. Расширить список обязательных дополнительных платных услуг работой кафе с обязательным наличием в кафе салатов и кисломолочных продуктов.

g. Пересмотреть нормы питания, введя в том числе возрастную дифференциацию в зависимости от возрастных потребностей и климатических условий в микроэлементах, белках, жирах и витаминах.

8. Жилищные условия заключенных под стражу и осужденных

a. Увеличить норму камерной площади в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, ЕПКТ до 4 м.кв. жилой площади на человека и обеспечить температурный режим для жилых помещений в соответствие со СНИП.

b. Выявить все жилые помещения, не имеющие окон или окна которых расположены ниже уровня земли либо по иным причинам не обеспечивают поступление солнечного света и запретить их эксплуатацию.

c. Обеспечить в жилых и иных помещениях ежемесячные замеры температуры воздуха, освещенности, влажности и состава воздуха в присутствие самих обвиняемых и осужденных.

9. Сохранение и развитие социально полезных связей

a. Нормативное закрепление права заключенных на свидание с гражданскими женами и мужьями, разработав критерии, кого можно считать гражданскими супругами.

a. Переход от разрешительной системы свидания с подозреваемыми и обвиняемыми к уведомительной, при которой дознаватель, следователь или суд направляет в СИЗО (ПФРСИ) исчерпывающий перечень лиц, с которыми свидания подозреваемым и обвиняемым запрещены.

a. Учет при решении о мессе отбытия наказания либо одного учреждения УИС в другое необходимости сохранения семейных связей.

b. Обеспечить совместное проживание с детьми в возрасте до 3 лет положительно характеризующихся матерей по итогам в соответствие с мировой практикой по итогам давшего положительный результат эксперимента.

10. Подготовка и структура персонала

a. Обеспечить специальную подготовку начальников и заместителей начальников учреждений ФСИН России по основам прав человека.

b. Привлечение членов ОНК для проведения служебной аттестации начальников учреждений и их заместителей.

c. Отказаться от идеи одномоментного сокращения численности сотрудников ФСИН РФ, увольняя в первую очередь тех, на кого поступают обоснованные жалобы или кто увольняется по собственному желанию в связи с достижением соответствующего возраста, так как чаще всего сотрудник только достигает профессиональной зрелости через 5-8 лет с начала службы.

d. Изменить структуру персонала УИС с тем, чтобы сотрудники воспитательных и социальных служб, которые непосредственно работают с осужденными, составляли не менее 25 %, а сотрудники отдела специального назначения – не более 1 %; рассмотреть вопрос о замене отделов специального регионального подчинения на сводные отряды, подчиненных федеральным округам.

e. Заменить для аттестованных сотрудников звание «внутренней службы» на звание «пенитенциарной службы».

f. Восстановить норму Закона РФ «Об органах и учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы» для сотрудника, уволившегося со службы по выслуге лет получить жилое помещение в выбранном им месте жительства.

11. Дисциплинарно – воспитательная практика

Исправительный процесс в учреждениях УИС должен быть направлен на:

- преодоление у осужденных правового нигилизма и иждивенческих настроений;

- развития ответственности за свое поведение и обучение умению самостоятельно принимать решение;

- развитие навыков самостоятельного противостояния криминальному воздействию;

- развитие навыков адаптации в трудовом (учебном) коллективе.

11.1. Дополнить ст. 117 УИК РФ нормой о том, что срок нахождения в штрафной изолятор не может превышать 60 суток в год (такую норму содержала ч. 10 ст. 54 ИТК РСФСР) не свыше 15 суток в месяц;

11.2. Ввести дифференциацию всех нарушений на:

- малозначительные, за которые может применяться только устные взыскания;

- значительные;

- злостные, за которые может применяться дополнительная изоляция осужденных.

Не рассматривать отказ от труда в качестве злостного нарушения.

11.3. В случае, если осужденный отрицает совершение им проступка, накладывать взыскание только при наличии видеофиксации нарушения.

11.4. Для повышения эффективности воспитательного процесса предусмотреть возможность отсрочки применения взыскания с дальнейшим полным или частичным освобождением от отбытия взыскания.

11.5. Предоставить право применения института условного освобождения на администрации учреждения УИС с правом обжалования данного решения прокурору или в суд, а право применения досрочного освобождения - суду.

11.7. В соответствие Европейским Пенитенциарным Правилам (пункт 56) применять медиацию между и с заключенными, там где это возможно, в качестве альтернативы дисциплинарных мер с учетом положительного опыта в УФСИН по Орловской области.

11.8. Отнести вопросы перевода в ПКТ, ЕПКТ, отпуска с выездом за пределы исправительного учреждения к компетенции суда.

11.9. Дополнить ст. 106 УИК РФ закрытым перечнем работ по благоустройству.

12. Прокурорский надзор.

12.1. Усилить контроль за качеством прокурорского надзора со стороны прокуроров, надзирающих за соблюдением законов в учреждениях ФСИН России, сделав упор на надзоре за соблюдением прав человека, размере заработной платы осужденных;

12.2. Потребовать от надзирающих прокуроров обхода при проверках всей территории поднадзорных учреждений, приема всех лиц, записавшихся на прием.

12.3. Предусмотреть создание сводных прокурорских бригад, направляемых в учреждения, в которых обстановка с соблюдением прав человека обстоит неблагополучно, которые для повышения независимости прокурорского надзора работали бы вахтовым методом.

13. Создание институтов пробации и ресоциализации

В 2010 году с принятием Правительством России Концепции реформы Уголовно – исполнительной системы России было принято политическое решение о создании в нашей стране службы пробации. Тем не менее, до настоящего времени такая служба не создана.

Существующие в структуре ФСИН России уголовно – исполнительные инспекции заменой органов пробации не являются, так как в лучшем случае, осуществляют только внешний контроль за поведением лица, осужденного без лишения свободы, не участвуя в подготовке доклада суду о социальных и психологических аспектах личности и поведении обвиняемого, не осуществляя его социального сопровождения после освобождения. Полномочия инспекций не распространяются на подозреваемых и обвиняемых, не содержащихся под стражей. Вместе с тем инспекциями накоплен значительный и важный опыт работы с лицами, осужденными без лишения свободы.

Отсутствие в стране пробационных институтов дорого обходится обществу и государству, так как, в частности, влечет за собой:

- избыточное применение наказания в виде лишения свободы, в связи с чем Россия занимает первое место в Европе по удельному весу заключенных на миллион населения;

- более высокий, чем мог бы быть с учетом всех имеющихся условий, уровень постпенитенциарного рецидива;

- исключение из производственной и учебной деятельности значительного числа людей трудоспособного и молодого возраста;

- высокий уровень судебных ошибок при назначении наказания, так как размер и вид наказания определяется судом, как правило, механически, исходя из сложившейся судебной практики, при минимальном учете индивидуальных особенностей личности осуждаемого.

Между тем, в различные периоды истории нашей страны в ней существовали эффективно действующие элементы пробации. Например, до 1930-х годов в СССР при Комиссиях по делам несовершеннолетних существовал институт педагогов – обследователей – специалистов, изучавших личность, поведение, социальную среду, условия жизни несовершеннолетних правонарушителей. В течение длительного время в городах Азове и Шахты Ростовской области успешно осуществляется эксперимент, в соответствие с которым в рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних участвует помощник судьи с функциями социального работника.

Как отмечается многими специалистами в области правосудия, например судьей Ростовского областного суда Вороновой Н.А. «санкции, не связанные с изоляцией от общества, обладают … значительными экономическими преимуществами, их применение дает возможность разгрузить учреждения лишения свободы, перераспределить ресурсы, направить усилия государства на более адресную работу с гражданами, нуждающимися в помощи и поддержке и не представляющими угрозы для безопасности общества и государства».

Серьезный ущерб защите прав человека, борьбе с преступностью, реализации полномочий Российской Федерации, как социального государства наносит отсутствие эффективных институтов социальной реабилитации освобожденных.

Такая социальная реабилитация подменена в настоящее время мерами административного характера – административным надзором и полицейским контролем за поведением лиц, освобожденным из мест лишения свободы.

С середины 1990-х годов Государственной Думой России не принимается законопроект о социальной реабилитации освобожденных от наказания.

В то же время с принятием Уголовно- исполнительного кодекса РФ из законодательства оказалась исключена норма ст. 104 Исправительно – трудового Кодекса РСФСР, которая предусматривала обеспечение освобожденного работой в 10- дневный срок, а также предоставление ему в случае утраты в связи с осуждением соответствующего жилого помещения.

Отсутствие системы социальной реабилитации освобожденных от наказания в виде лишения свободы влечет высокую рецидивную преступность, обусловленную не столько криминальными наклонности осужденного, сколько факторами социального характера.

В связи с этим считаем необходимым:

1) Принять в 2013 году законодательство о пробации и ресоциализации обвиняемых и осужденных, в соответствие с которым:

- в структуре Федеральной Службы исполнения наказания будет создана Служба пробации и ресоциализации;

- на Службу пробации и ресоциализации ФСИН России будет возложено:

а) наблюдение за поведением подозреваемых и обвиняемых, к которым применены меры пресечения, не связанные с заключением по стражу;

б) изучение социальных условий, в которых живут данные лица;

в) представление суду данных проведенного обследования (досудебного доклада) для социальных условий, социальных и психологических характеристик обвиняемого для их учета при назначении размера и вида наказания;

г) исполнение видов наказания, не связанных с лишением свободы;

д) организация выполнения предписаний суда, связанных с проведением в отношении осужденных мероприятий социального и психологического характера;

е) исполнение наказания в отношении лиц, к которым лишение свободы применено условно и отсрочено;

ж) исполнение наказания в отношении лиц, которые освобождены из мест лишения свободы условно – досрочно, в связи с заменой наказания более мягким;

з) контроль за поведением лиц, которые освобождены от наказания в виде лишения свободы на основании акта амнистии либо акта помилования;

и) проведение в отношении указанных лиц на обязательных, а отношении подозреваемых, обвиняющих, а также освобожденных на основании акта амнистии или помилования - добровольных началах, реабилитационных и социализирующих программ;

к) организация процесса примирения при помощи посредника между потерпевшим и жертвой преступления, проведение примиряющих процедур между обвиняемым и потерпевшим; контроль за исполнением обязательств по заглаживанию потерпевшему причиненного вреда в соответствие со ст. 76 УК РФ;

л) формирование у лица, в отношении которого осуществляется пробация, уважительного отношения к правам и законным интересам потерпевших и иных лиц;

м) разработка (получение ранее разработанной другим субъектом достижения целей наказания) и реализация индивидуальной программы социальной реабилитации;

- досудебный доклад будет включать в себя данные о личности обвиняемого или подсудимого, обзор его личных качеств, данные о социальном положении, а также заключение, касающееся испытательного срока и выбора возлагаемых на осужденного обязанностей, социально-психологического прогноза поведения;

- численность Службы пробации будет определяться Правительством Российской Федерации, но по нормативу не более 30 человек на одного пробационного сотрудника;

- предусмотреть при осуществлении пробации в целях достижения целей наказания возможность краткосрочной (на срок от 3 дней до 1 месяца) изоляции лица, проходящего пробацию;

- предусмотреть возможность передачи выполнения функций пробации подходящим для этого некоммерческим общественным объединениям, имеющим соответствующий опыт деятельности которые изъявили соответствующее желание

- в структуре органов МВД России восстановить институт инспекторов профилактики.

2) Внести изменения и дополнения в 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых…» и Уголовно – исполнительный кодекс РФ, которые бы определяли порядок и направления взаимодействия учреждений содержания под стражей и мест лишения свободы со службой пробации.

3) Внести изменения в Уголовно – процессуальный кодекс РФ, в соответствие с которыми выводы и рекомендации Службы пробации ФСИН России подлежали бы обязательному учету органами следствия, прокуратуры и суда при избрании (продлении) меры пресечения, назначении наказания, освобождении от наказания.

4) Внести изменения в 76-ФЗ «Об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания…»:

- дополнив название закона словами «и при осуществлении пробации»;

- возложив на Общественные наблюдательные комиссии функции общественного контроля за соблюдением прав человека при осуществлении пробации по заявлениям лиц, проходящих пробацию либо сотрудников Службы пробации ФСИН России.

5) Принять в 2013 году закон о социальной реабилитации лиц, освобожденных от наказания в виде лишения свободы, предусмотрев, что:

- освобожденные от наказания, не имеющие средств к существованию, получают 4- этапное пособие, первую часть которого они получают в день освобождения, вторую – в день постановки на регистрационный учет по месту жительства (при отсутствии места жительства – месту пребывания), третью – в день трудоустройства, четвертую - через 3 месяца после трудоустройства в случае работы по месту трудоустройства. При этом размер каждой последующей части пособия должно быть больше предыдущего.

- при следовании освобожденных к месту жительства в транзитных населенных пунктах данные лица до 2 суток могут проживать в стационарных учреждениях органов социальной защиты;

- освобождаемому выдается на руки выписка из мед карты, производственная характеристика, справка о размере заработной платы за последние 3 месяца; по месту освобождения направляется характеристика с выписками из личного дела, а также копия медицинской карты;

- органами труда и занятости по выбранному месту предложения о трудоустройстве направляются освобождаемому не менее, чем за 2 месяца до дня освобождения;

- отбытие наказания в виде лишения свободы не является препятствием для постановки нуждающегося в помощи в приобретении жилья осужденного на жилищный учет и продвижение очереди;

- в случае утраты осужденным жилого помещения в связи с осуждением, ему бесплатно предоставляется жилое помещение по норме предоставления жилой площади;

- предусмотреть, что осужденные в период отбытия наказания в виде лишения свободы оплачивают только отопление жилого помещения в объеме себестоимости с отсрочкой платежей до 3 лет после освобождения;

- при органах местного самоуправления создать специализированную структуру, которая по просьбе осужденного к лишению свободы при наличии такой возможности обеспечит сдачу жилого помещения в аренду (в поднайм).

6) Генеральной прокуратуре РФ проверить соблюдение прав освобождаемых от наказания, в том числе в части восстановления паспортов, полисов обязательного медицинского страхования, трудовых книжек и иных документов, сохранения права на жилище,

7) Привлечь к разработке пакетов законопроектов о пробации и о социальной реабилитации осужденных представителей Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.