Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Бобров Евгений Александрович
Руководитель правозащитной организации "Восход"

Проект нового порядка регистрационного учета граждан

  • Опубликовано 10 Января 2013
  • 2266 просмотров
проект
Целью является достоверная возможность связи с гражданином путем получения им почтовой корреспонденции (по адресу проживания)
Механизм состоит из трех этапов:
- на первом гражданин подает заявление с копией удостоверяющего личность документа и получает квитанцию об этом,
- на втором ему высылается свидетельство о регистрации,
- на третьем в паспорт проставляется штамп о регистрации (по желанию).

Первый этап:
Не позднее 3 дней по прибытии на новое место жительства гражданин обращается в государственную службу (либо в терминал), где:
- получает бланк заявления о регистрации места жительства. В целях регистрационного учета местом жительства может быть любое место, оборудованное почтовым ящиком;
- копирует документ, удостоверяющий личность (любой документ, выданный органом внутренних дел с фотографией: паспорт, военный билет, водительское удостоверение, временное удостоверение личности гражданина РФ и др.). Сотрудник либо терминал обеспечивают надлежащее копирование.
Заполнив заявление и приложив к нему копию удостоверяющего личность документа, гражданин:
- сдает их сотруднику органа регистрационного учета (либо в терминал),
- получает квитанцию о подаче заявления о регистрации места жительства, которая действует 10 дней (чуть больше контрольного срока доставки почтовой корреспонденции в населенном пункте).

Второй этап:
Гражданин получает по почте свидетельство о регистрации места жительства по указанному в его заявлении адресу (заказным письмом с уведомлением).

Третий этап (по желанию):
Гражданин может обратиться в государственную службу для проставления штампа о регистрации в паспорт, для чего представляет полученное по почте свидетельство о регистрации.
В пунктах массового прибытия граждан обязательно должна быть государственная служба (консультации, помощь в составлении заявления).
Задачи по сравнению с существующим механизмом:
- предлагаемый механизм является действительно уведомительным. Процедура занимает 2 - 5 минут, без очередей и оснований отказа;
- уходим от жилищных документов, жилищных норм и жилищного законодательства, когда целые социальные группы не удовлетворяют требованиям, необходимым для их регистрации. Исключается невозможность регистрации граждан, не имеющих надлежащих жилищных условий или документов (жители ветхих и аварийных домов; переселенцы; жители общежитий; граждане, не имеющие согласия на вселение всех проживающих, согласия наймодателя /в случае превышения нормы площади жилья/; и др.). Существующие в ряде регионов «забюрократизированность» процедуры регистрации и злоупотребления органов власти общеизвестны;
- уходим от жилого помещения. Исключается невозможность регистрации на даче, в садовом домике и нежилом помещении (в т.ч. использующимся в качестве жилого, но официально не переведенном в жилой фонд /таких много в специализированном жилищном фонде, служебном жилье и т.д./);
- функции по регистрации передаются государственной (возможно статистической) службе, т.к. они не свойственны полицейским органам (ФМС России);
- достигается важнейшая цель регистрационного учета - полнота и достоверность.
Аналогично существующему институту регистрационного учета в предлагаемом будет установлен запрет на увязывание реализации прав граждан с наличием регистрации. Только в отличие от существующей системы он будет не декларативным, а реально действующим. Регистрация не будет использоваться в качестве «средства регулирования миграции».
По сути, регистрация нужна гражданину только для определения участка, в избирательный список которого он будет внесен на голосовании, и для получения им документов по почте (сообщения ПФР, налоговые квитанции, штрафы и др.).
Предлагаемый механизм уменьшит коррупцию, исключит позорящую государство практику массовой продажи регистрации через объявления в метро, прессе и интернете, так называемые «резиновые дома» и позволит сделать регистрационный учет достоверным, что требуется государству и обществу.
В случае непроживания гражданина по заявленному адресу государственные службы и организации (суд, служба судебных приставов, Пенсионный фонд РФ, налоговая инспекция, банк и др.) направляют обращения по нему, и они считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает (ст. 118 Гражданского процессуального кодекса РФ, в т.ч. применяемая по аналогии закона).
Для введения нового механизма регистрационного учета следует изменить Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» от 25.06.93 г. и принятые в его исполнение подзаконные акты, и передать функции по регистрационному учету государственной службе.
10  января 2013 г.
разработан Рабочей группой по миграционной политике
и защите прав человека в сфере межнациональных отношений
Совета при Президенте РФ по развитию
гражданского общества и правам человека
Социальные комментарии Cackle

© 1993-2020 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter