В эвакуации увидели нарушение прав человека. СПЧ поддержал отмену эвакуации машин из-под запрещающих знаков

21 апреля 2015

Скандально известный законопроект по эвакуации автомобилей получил одобрение Совета по правам человека при президенте России (СПЧ). В совете считают, что главный спорный пункт документа — эвакуация машин из-под запрещающих знаков, в том случае, если они не мешают движению, — нарушает права автомобилистов. Также СПЧ рекомендует прописать в законопроекте изменения в КоАП, которые позволят не увозить машину на штрафстоянку, а перемещать ее в ближайшее место.

В своем предварительном заключении СЧП поддержал резонансный законопроект об эвакуации транспортных средств, разработанный депутатом Госдумы и лидером партии «Автомобильная Россия» Вячеславом Лысаковым. При этом совет подготовил несколько собственных предложений, которые рекомендовал внести в нынешнюю редакцию документа, которому предстоит вскоре пройти второе, ключевое чтение в парламенте.

Напомним, при подготовке поправок в законопроект между группой депутатов во главе с Лысаковым и правительством Москвы возникли разногласия. В частности, власти города выступили против отмены эвакуации транспортных средств из зоны действия запрещающих знаков.

СПЧ, напротив, эту инициативу поддержал, но посчитал, что необходимо полностью отменить эвакуацию не только легковых, но и грузовых автомобилей, припаркованных в местах, где стоянка и остановка запрещена знаками или разметкой.

При этом другие основания для эвакуации автомобилей, по мнению совета, должны сохраниться. Речь идет о парковке на тротуарах, местах остановки общественного транспорта, на трамвайных путях, далее первого ряда от края проезжей части, на «зебре» и ближе пяти метров перед ней.

«Совет считает этот перечень оснований для эвакуации достаточным, для того чтобы не создавались транспортные заторы и в то же время не нарушались права автомобилистов, — написано в тексте предварительной резолюции СПЧ. — 

Эвакуация транспортных средств лишь за нарушение требований запрещающих знаков недопустима и нарушает права человека, в том случае, если эти транспортные средства не мешают другим участникам дорожного движения».

В проекте заключения СПЧ также указано, что законопроектом должны быть предусмотрены изменения в ч. 1 ст. 27.13 КоАП, согласно которой автомобиль должен быть эвакуирован исключительно на ближайшую штрафстоянку. По мнению правозащитников, целесообразно ограничить эвакуацию машины на штрафстоянку, если возможно ее перемещение в ближайшее место, где стоянка не будет являться нарушением ПДД и создавать помех движению других ТС. «Такое перемещение не будет дорогим, поскольку осуществляется на небольшое расстояние, как правило, в зоне пешей доступности автовладельца», — пояснил совет.

 
 
 

Также СПЧ одобрил предложения по установлению дополнительной административной ответственности (то есть штраф) за незаконное использование на автомобиле опознавательного знака «Инвалид» и предложение эвакуировать автомобили, припаркованные на местах для инвалидов без соответствующих оснований. При этом совет отмечает, что администрированием парковок для инвалидов должны заниматься в том числе и хозяйствующие субъекты, владеющие земельным участком, на котором расположена парковка. В СПЧ считают необходимым создать единый общероссийский реестр инвалидов, технически исключив тем самым возможность эвакуации машины, принадлежащей иногороднему инвалиду.

В своем заключении на законопроект ведомство отмечает, что порядок перемещения, хранения и оплаты эвакуации должен устанавливаться правительством РФ, а не органами исполнительной власти субъектов РФ, как это происходит сейчас.

«Такой порядок должен быть единым, чтобы его особенности были известны автовладельцам из всех субъектов РФ. Отношения по перемещению и хранению транспортных средств являются гражданско-правовыми. Поскольку гражданское законодательство, согласно Конституции, лежит в исключительном ведении РФ, субъект РФ не вправе осуществлять собственное правовое регулирование», — пояснил СПЧ.

В резолюции совета также отмечается необходимость утверждения правительством единого порядка оповещения об эвакуации и отмены обязательности оплаты услуг по перемещению машины для ее возврата владельцу.

Стоит отметить, что ранее кабинет министров отказался брать на себя полномочия по определению порядка эвакуации, хранения и оплаты перемещения автомобилей. Передать эти функции на федеральный уровень активно предлагал депутат Лысаков.

Одним из немногих участников заседания СПЧ, кто высказался категорически против отмены эвакуации транспортных средств из зоны действия запрещающих знаков, стал глава департамента транспорта вице-мэр Москвы Максим Ликсутов. По его мнению, речь должна идти не о заботе о правах 800–900 нарушителей, автомобили которых эвакуируют в течение суток, а о защите 3,5 млн добросовестных водителей, которые ежедневно выезжают на столичные дороги.

Ликсутов считает, что в случае запрета перемещения автомобилей, припаркованных с нарушениями, ситуация вернется к той, что была в столице три года назад.

«До 2011 года эта мера фактически не применялась. Машины бросались на трамвайных путях, «скорая» не приезжала к больному, пожарные объезжали дикие пробки, расталкивая автомобили. Москва, Санкт-Петербург и другие города стояли, потому что машины были припаркованы в два-три ряда», — заявил заммэра.

Кроме того, Ликсутов заявил, что снижение количества нарушений парковки с момента ее введения на 64% привело к сокращению на 26% случаев гибели детей на дорогах. «Детская смертность на дорогах происходит в первую очереди на пешеходных переходах. В основном из-за того, что ребенок из-за неправильно запаркованного автомобиля не видит транспортное средство», — сообщил глава дептранса.

По мнению чиновника, правительству РФ также нельзя предоставлять право определять порядок эвакуации, хранения транспортных средств и оплаты штрафов.

«Это не позволит учесть региональные особенности процедуры эвакуации», — пояснил Ликсутов.

Как отмечает автор законопроекта депутат Вячеслав Лысаков, совет предложил вернуть в законопроект даже те новеллы, которые ранее из него были исключены, например, отмену эвакуации грузового транспорта и передачу полномочий по определению порядка эвакуации и хранения машин правительству. «В понедельник СПЧ подготовит финальный вариант заключения, после чего мы, с учетом решения совета, внесем законопроект с поправками в профильный комитет Госдумы, — рассказал «Газете.Ru» Лысаков. — Насколько сильно итоговый текст заключения СПЧ будет отличаться от нынешнего варианта, сказать сложно».

Парламентарий отметил, что выступление на заседании совета представителей дептранса Москвы позволило усомниться в том, что они вообще знакомы с текстом законопроекта. «Глава дептранса Максим Ликсутов в числе прочего заявил о том, что принятие законопроекта приведет к тому, что нельзя будет эвакуировать машины, брошенные на трамвайных путях или на «зебре», хотя никто и не предлагает исключить из КоАП части 3 и 4 статьи 12.19, которые позволяют увозить машины нарушителей на штрафстоянку», — привел пример парламентарий.

Координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов, входящий в рабочую группу совета, считает, что итоговые рекомендации СПЧ не будут существенно отличаться от представленной во вторник предварительной резолюции. «В ходе дискуссии сторона, выступавшая против принятия поправки об отмене эвакуации, не привела, по сути, ни единого аргумента, — рассказал «Газете.Ru» Шкуматов. —

В частности, господин Ликсутов не предложил в ходе дискуссии ни одного решения существующих проблем, которое бы позволило оставить эвакуацию автомобилей из-под запрещающих знаков.

Вместо этого чиновник пытался дезориентировать членов совета заявлениями о том, что принятие законопроекта приведет к росту гибели детей на дорогах».