Парламентарии проинформировали СПЧ о предложениях в отношении Стратегии государственной антинаркотической политики

Профильный комитет Госдумы ответил на предложения СПЧ о разработке федерального закона, регулирующего общественные отношения в сфере реабилитации нарко- и алкозависимых. Парламентарии считают, что в условиях тяжелой наркоситуации необходимо подходить к проблеме более комплексно и вводить ряд полицейских и социально-экономических мер.

8 августа 2019

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека получил отзыв  Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции на предложение рассмотреть вопрос о целесообразности разработки федерального закона, регулирующего общественные отношения в сфере реабилитации нарко- и алкозависимых. Такое предложение правозащитники дали в Рекомендациях СПЧ по итогам выездного заседания в Санкт-Петербурге.

Парламентарии сообщили, что по результатам 2017-2018 годов мониторинг показал, что наркоситуация в Российской Федерации уже на протяжении более 5 лет характеризуется как тяжелая. В то же время в нескольких субъектах Российской Федерации ситуация по некоторым показателям определена как предкризисная и кризисная. В связи с чем незаконный оборот наркотиков следует рассматривать как непосредственную и растущую угрозу национальной безопасности Российской Федерации.

В профильном комитете Госдумы полагают, что в сложившихся условиях требуется переход от уровня активного и, в целом, результативного противодействия наркобизнесу на более высокий уровень - к системному обеспечению антинаркотической безопасности. Необходим комплексный механизм противодействия наркобизнесу, в рамках которого полицейские меры обеспечивают снижение предложения наркотиков, а комплекс социально- экономических мер по реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков обеспечивает снижение спроса на наркотики. Именно такой сбалансированный многосторонний подход представляется наиболее целесообразным и результативным в нынешней обстановке, способным обеспечить реализацию государственной антинаркотической политики.


РЕКОМЕНДАЦИИ СПЧ ПО ИТОГАМ ВЫЕЗДНОГО ЗАСЕДАНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Предложения

Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции относительно рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека рассмотреть вопрос о целесообразности разработки федерального закона, регулирующего общественные отношения в сфере реабилитации нарко- и алкозависимых (пункт 6 раздела II Рекомендаций Совета)

 

Пунктом 6 раздела II Рекомендаций Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее - Совет) Государственной Думе Российской Федерации рекомендовано «рассмотреть вопрос о целесообразности разработки федерального закона, регулирующего общественные отношения в сфере реабилитации нарко- и алкозависимых».

Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года №1374 образован Государственный антинаркотический комитет (далее - ГАК).

В состав ГАК входят представители Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Проведенный ГАКом по результатам 2017-2018 годов мониторинг показал, что наркоситуация в Российской Федерации уже на протяжении более 5 лет характеризуется как тяжелая. В то же время в нескольких субъектах Российской Федерации ситуация по некоторым показателям определена как предкризисная и кризисная.

С учетом изложенного незаконный оборот наркотиков следует рассматривать как непосредственную и растущую угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Колоссальное количество потребителей наркотиков несут для общества существенные негативные последствия, затрагивающие социально-экономическую, демографическую, военную, духовно-нравственную, правовую и иные сферы жизни. Постоянно растущие масштабы изъятия наркотиков, рост числа раскрываемых преступлений, связанных с их незаконным оборотом, и другие меры полицейского характера пока позволяют лишь удерживать ситуацию под контролем.

В этой связи полагаем, что в сложившихся условиях требуется переход от уровня активного и, в целом, результативного противодействия наркобизнесу на более высокий уровень - к системному обеспечению антинаркотической безопасности. Необходим комплексный механизм противодействия наркобизнесу, в рамках которого полицейские меры обеспечивают снижение предложения наркотиков, а комплекс социально- экономических мер по реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков обеспечивает снижение спроса на наркотики. Именно такой сбалансированный многосторонний подход представляется наиболее целесообразным и результативным в нынешней обстановке, способным обеспечить реализацию государственной антинаркотической политики.

Одной из задач ГАК является подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, в том числе комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области.

25 июня 2019 года на заседании ГАК утвержден доклад Президенту Российской Федерации о наркоситуации в Российской Федерации в 2018 г., в котором закреплены следующие предложения по изменению наркоситуации в части совершенствования системы реабилитации наркозависимых.

ГАКом отмечается, что в целях предотвращение фактов незаконного лечения больных наркоманией необходимо обеспечить обязательное лицензирование деятельности негосударственных организаций, занимающихся реабилитацией больных наркоманией с оказанием услуг в стационарных условиях.

Согласно докладу Президенту, «предстоит определить федеральный орган исполнительной власти, наделенный полномочиями по созданию и развитию сети организаций социальной реабилитации больных наркоманией, правовому регулированию и контролю деятельности таких организаций».

Кроме этого, ГАК полагает, что при реализации механизма государственной поддержки общественных и религиозных организаций, занимающихся воспитанием, социализацией, профилактикой наркомании и реабилитационной деятельностью в субъектах Российской Федерации необходимо учитывать их вклад в гражданско-патриотическое воспитание молодежи на основе традиционных духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.

Таким образом, рекомендация Совета рассмотреть вопрос о целесообразности разработки федерального закона, регулирующего общественные отношения в сфере реабилитации нарко- и алкозависимых, по сути демонстрирует глубокий конфликт внутри профессионального сообщества реабилитологов, обусловленный отсутствием эффективной модели регулирования их деятельности, и подтверждает необходимость скорейшего пересмотра подходов к регулированию «отрасли».

Кроме этого данная рекомендация концептуально корреспондирует с оценкой ситуации, закрепленной в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9.06.2010 №690, которая констатирует недостаточно эффективную организацию профилактической деятельности, медицинской помощи и медико-социальной реабилитации больных наркоманией, а также недостаточное использование потенциала общественных объединений и религиозных организаций.

С учетом изложенного, рекомендация Совета будет учтена в ходе работы Комитета в рамках межведомственной группы Государственного антинаркотического комитета по разработке Стратегии государственной антинаркотической политики до 2030 года.
 


 

Справочно:

По данным ГАК, в целях преемственности оказания комплексной помощи лицам, прекратившим немедицинское потребление наркотиков, Минздравом России в 2016 году разработан и в 2018 году обновлен Регламент взаимодействия медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю «психиатрия-наркология», с организациями, работающими в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ[1].

В 2018 году в большинстве субъектов Российской Федерации Регламент применялся, и медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по профилю «психиатрия-наркология», сотрудничали с 258 НКО, реализовавшими программы немедицинской реабилитации и ресоциализации лиц, отказавшихся от немедицинского потребления наркотиков (в 2017 г. — 204).

В 12 субъектах Российской Федерации сотрудничество между медицинскими организациями и НКО не налажено[2]. Основная причина - отсутствие в регионе НКО, заинтересованных в сотрудничестве с медицинскими организациями (притом, что НКО, занятые в сфере реабилитации наркопотребитителей, в регионе могут или быть, или отсутствовать вовсе).

Представленные в ГАК антинаркотическими комиссиями в субъектах Российской Федерации сведения дают основания полагать, что к настоящему времени создание региональных сегментов системы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей в целом завершено.

Деятельность в сфере медико-социальной реабилитации развернута во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Государственного антинаркотического комитета, а также с учетом экономической ситуации, наркопораженности и иных особенностей регионов.

Формирование сегментов системы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей регионы осуществляли на основе разработанных планов («дорожных карт»)[3], утвержденных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации либо в соответствии с документами стратегического планирования регионов.

Во всех субъектах Российской Федерации определен орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей[4]. В 26 регионах - это органы исполнительной власти в сфере социального обслуживания, труда и занятости населения, в 17 регионах — в сфере здравоохранения, в 23 регионах указанные полномочия реализуются ими совместно.

В остальных субъектах Российской Федерации задачи в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей решают региональные антинаркотические комиссии, специально сформированные межведомственные структуры, координационные органы, а также иные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Уполномоченными органами обеспечена координация всех субъектов системы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей в регионе: органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и негосударственных организаций.

Мероприятия, направленные на формирование, развитие и функционирование в регионах страны системы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей включены субъектами Российской Федерации[5], как правило, в государственные программы (подпрограммы) в сфере антинаркотической деятельности, обеспечения общественного порядка и противодействия преступности, совершенствования государственного управления (Республика Бурятия), в государственные программы субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения (республики Адыгея, Карелия, Коми, Амурская, Волгоградская области, г. Москва), молодежной политики (Иркутская область), развития научной, научно-технической и инновационной деятельности (Ямало-Ненецкий автономный округ), в региональные государственные программы социальной поддержки населения, развития институтов гражданского общества и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (Карачаево-Черкесская Республика, Пермский, Приморский края, Ленинградская, Липецкая, Мурманская, Новосибирская, Смоленская, Тамбовская области, Ханты-Мансийский автономный округ —Югра).

Данными программными документами в 2018 году на мероприятия, направленные на реабилитацию и ресоциализацию наркопотребителей, выделено, как и в 2017 году, порядка 400 млн рублей, в том числе около 50 млн рублей - на гранты и субсидии негосударственным организациям, участвующим в развитии реабилитационной инфраструктуры.

В республиках Дагестан, Ингушетия, Карелия, Мордовия, Кабардино- Балкарской и Чеченской республиках, Владимирской, Воронежской, Калининградской, Магаданской и Челябинской областях, Чукотском автономном округе и Еврейской автономной области мероприятия в сфере комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей реализуются в рамках основной деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации без дополнительного финансирования. Это обусловлено, в первую очередь, экономической ситуацией, при которой регионы направляют бюджетные средства на развитие приоритетных направлений экономики и социальной сферы.

Большинством субъектов Российской Федерации[6] сформированы реестры организаций, осуществляющих деятельность в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей[7], включенных в региональный сегмент системы реабилитации и ресоциализации, в которые в настоящее время включены 219 организаций (153 социально ориентированных, 23 государственных, включая наркологические диспансеры и их филиалы, и 43 коммерческих). В 2018 году в них прошли реабилитацию и ресоциализацию более 12 тыс. наркопотребителей.

Для включения организаций в указанные реестры субъектами Российской Федерации на основе рекомендованных Государственным антинаркотическим комитетом критериев оценки качества услуг по социальной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей[8] разработаны и утверждены соответствующими нормативными правовыми актами либо решениями антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации критерии отбора (порядок квалификационного отбора).

Региональные критерии отбора (порядки квалификационного отбора) являются действенными механизмами контроля функционирования социально ориентированных некоммерческих организаций, направленными на повышение качества предоставляемых услуг, и эффективности комплексной помощи наркопотребителям.

В 42 субъектах Российской Федерации предусмотрен механизм оказания услуг по социальной реабилитации и ресоциализации с использованием именного сертификата. В 2018 году выдано 835 сертификатов (Свердловская область - 175, Ямало-Ненецкий автономный округ - 98, Томская область - 80, Республика Бурятия - 72, Ростовская область - 43, Липецкая область - 41, Ханты-Мансийский автономный округ -Югра-40).

На финансовое обеспечение сертификатов бюджетами субъектов Российской Федерации выделено около 122 млн рублей. Средняя стоимость сертификата составляет 40 тыс. рублей в месяц.

 

 

[1]         Далее - «Регламент».

[2]  Владимирская, Магаданская, Пензенская области, Чукотский автономный округ, республики Алтай, Башкортостан, Ингушетия,, Крым, Марий-Эл, Кабардино-Балкарская и Чеченская республики, Забайкальский край.

[3] Планы («дорожные карты») создания региональных сегментов системы реабилитации и ресоциализации наркопотребителей разработаны регионами в соответствии с пунктом 1.2 протокола заседания Государственного антинаркотического комитета от 30 июня 2015 г. № 28.

[4] Далее - «уполномоченный орган».

[5] Мероприятия (подпрограммы) в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей не реализуются в Республике Крым и Московской области.

[6] За исключением республик Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Карелия, Марий Эл, Кабардино-Балкарская, Чеченская республики, Архангельская, Магаданская, Новгородская, Саратовская, Тамбовская области, Чукотский автономный округ.

[7] Далее - «реестр», «организации» соответственно.

‘Утверждены протоколом заседания Государственного антинаркотического комитета от 25 июня 2014 г. №24.