Профильные комитеты Госдумы проработали Рекомендации СПЧ по итогам выездного заседания в Санкт-Петербурге

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека получил информацию о рассмотрении профильными комитетами Государственной думы Рекомендаций СПЧ по итогам выездного заседания в Санкт-Петербурге. Правозащитники работали в регионе с 15 по 18 октября 2018 года и затронули целый комплекс проблем.

8 августа 2019

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека получил информацию о рассмотрении профильными комитетами Государственной думы Рекомендаций СПЧ по итогам выездного заседания в Санкт-Петербурге.

Предложения правозащитников были рассмотрены комитетами: 
по экологии и охране окружающей среды,
по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям,
по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству,
по вопросам семьи, женщин и детей,
по охране здоровья,
по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений,
по безопасности и противодействию коррупции,
по государственному строительству и законодательству,
по труду, социальной политике и делам ветеранов.

В информации Госдумы отмечается, что большинство поднимаемых Рекомендациями проблем и предлагаемые варианты и пути их законодательного разрешения затрагивают компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации.



Из документов Совета:

Отзывы профильных комитетов Госдумы


Уважаемый Михаил Александрович!

В соответствии с поручением Председателя Г осу дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володина (К № 1.1-8235 от 11 июля 2019 г.) Рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 27-го выездного (127-го) заседания в г. Санкт-Петербурге 15-19 октября 2018 г. (далее - Рекомендации) рассмотрены в Комитете Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления совместно с профильными комитетами Государственной Думы.

Следует отметить, что в части вопросов ведения возглавляемого мною Комитета изменений законодательных норм Рекомендациями не предполагается. Однако большинство поднимаемых Рекомендациями проблем и предлагаемые варианты и пути их законодательного разрешения затрагивают компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с чем, представленные предложения будут рассмотрены в процессе законопроектной деятельности и проработаны Комитетом совместно с профильными комитетами Государственной Думы на предмет подготовки на их основе возможных законодательных инициатив.

Вместе с тем, по предложенным Рекомендациями вариантам совершенствования (изменения, дополнения, исключения) отдельных законодательных положений профильными комитетами Государственной Думы (Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Комитет Государственной Думы по охране здоровья, Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов) в части вопросов ведения представлена соответствующая позиция (копии ответов прилагаются).

Председатель комитета по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления                                             А.Н. Диденко

 



ОТВЕТ КОМИТЕТА ПО ЭКОЛОГИИ И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 

В соответствии с поручением Председателя Государственной Думы В.В. Володина от 11 июля 2019 № 1.1-8235 Комитетом по экологии и охране окружающей среды рассмотрены рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 27-го выездного заседания в г. Санкт-Петербурге 15-19 октября 2018 года в части соблюдения экологических прав жителей г. Санкт- Петербурга при обращении с твердыми коммунальными отходами. По результатам рассмотрения сообщаем следующее.

Комитет разделяет позицию Совета о необходимости реализации единой федеральной программы обращения с твердыми коммунальными отходами, установления единых требований (стандартов) к объектам их утилизации, обезвреживания, размещения.

Государственной программой Российской Федерации «Охрана окружающей среды», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326, в период 2019-2024 гг. предусмотрена реализация мероприятий национального проекта «Экология», направленных на формирование комплексной системы обращения с твердыми

коммунальными отходами, включая создание мощностей по утилизации и обработке твердых коммунальных отходов. Одним из основных источников финансирования этих мероприятий являются средства федерального бюджета, выделяемые на реализацию федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами».

Кроме этого, Государственной Думой 17 июля 2019 г. принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», направленный на создание системы обращения с отходами I и II классов опасности и совершенствование регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами. Советом Федерации 23 июля 2019 г. данный закон был одобрен.

С целью формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами указанным законом внесен целый ряд поправок, в том числе предусматривающих разработку и утверждение федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами, а также создание и внедрение государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов.

Дополнительно сообщаем, что информацию и рекомендации в части рекультивации полигона «Красный Бор» считаем возможным рассмотреть на заседании рабочей группы Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды по обращению с отходами.


ОТЗЫВ КОМИТЕТА ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ, СОБСТВЕННОСТИ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

В ответ на Ваше письмо № вн 3.20 — 15/758 сообщаю, что Комитетом по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрены Рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 27-го выездного (127- го) заседания в г. Санкт-Петербурге 15-19 октября 2018 г. (далее - Рекомендации) в части, касающейся вопросов ведения Комитета.

Сообщаю Вам, что информация Рекомендаций в отношении состояния поверхностных водных объектов в Санкт-Петербурге, прибрежных зон, сохранения и развития сети особо охраняемых природных территорий в Санкт-Петербурге, вырубки зелёных насаждений будет использованы в работе Комитета при рассмотрении законопроектов по соответствующим вопросам.

 



ОТЗЫВ КОМИТЕТА ПО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

Во исполнение поручения Председателя Государственной Думы

В.В.Володина от 11 июля 219 года к № 1.1-8235 и по результатам рассмотрения рекомендаций 27-го выездного (127-го) заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее - Совет) в г. Санкт-Петербурге сообщаю, что полностью поддерживаю рекомендации Совета и отмечаю важность усиления контроля за соблюдением экологических прав граждан, а также необходимость первоочередной рекультивации полигонов ТКО, расположенных в непосредственной близости от жилой застройки.

Дополнительно обратить внимание на необходимость и обязательность внедрения раздельного накопления твердых коммунальных отходов, поскольку это позволит, в первую очередь, региональному оператору сократить затраты на его обезвреживание, а во вторую, извлекать прибыль из его реализации.

По вопросу социальной защиты детей поддерживаю необходимость внесения изменения в п. 1 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исключив условие о необходимости наличия вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 ЖК РФ для признания невозможности проживания детей-сирот в жилом помещении с лицами, лишенными в их отношении родительских прав.

Кроме того, норма Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует вопросы обмена жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, в то время как в части 4 статьи 8 указанного федерального закона речь идет, в том числе и о собственниках жилого помещения.

При рассмотрении в Государственной Думе проекта федерального закона № 352096-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» мной вносилась поправка, направленная на исключение обязательного наличия вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Поправка не была поддержана Правительством Российской Федерации по причине того, что это существенно расширит круг лиц, которые будут попадать под основания для включения в список, и, как результат, отклонена Государственной Думой при рассмотрении законопроекта во втором чтении.




ОТЗЫВ КОМИТЕТА ПО ВОПРОСАМ СЕМЬИ, ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ

В соответствии с поручением Председателя Государственной Думы

В.В.Володина № 1.1-8235 от 11 июля 2019 года в Комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрены Рекомендации Председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека М.А.Федотова в части вопросов ведения (далее - Рекомендации).

Согласно Рекомендаций (стр. 49) предлагается исключить из текста подпункта 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» требование о необходимости получения ребенком-сиротой решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, как промежуточный этап перед включением ребенка в список на получение жилья.

По мнению авторов, изъятие указанной судебной процедуры позволит органам публичной власти в более простом порядке включать детей-сирот в такой список.

Необходимо отметить, что ответ на данное предложение ранее давался Совету при Президенте Российской Федерации по развитию

гражданского общества и правам человека, в том числе в рамках рассмотрения законопроектов, регулирующих данную сферу.

В этой связи, необходимо отметить, что данная судебная процедура была введена законодателем для защиты жилищных прав детей, родители которых были лишены родительских прав.

Своевременное решение вопроса о выселении из жилых помещений, бывших членов семьи, лишенных родительских прав, способствует обеспечению сохранности указанных помещений и позволяет обеспечивать проживание ребенка вместе с опекуном (попечителем) без устройства ребенка в организацию для детей-сирот.

Иными словами, законодатель предоставил ребенку-сироте возможность обеспечить себя жилым помещением по договору социального найма сразу после лишения его родителей родительских прав.

При этом, нужно иметь ввиду, что получение жилья, освобождает ребенка-сироту от необходимости постановки на учет в соответствующий список и многолетнего ожидания жилья из фонда специализированного найма.

Кроме того, законодатель не только не изъял рассматриваемую норму из действующего законодательства, а, наоборот, уточнил эту процедуру в 2018 году, установив, что соответствующее требование в суд вправе предъявить законные представители несовершеннолетних, орган опеки и попечительства либо прокурор.

Таким образом, предлагаемая идея требует взвешенного изучения и не может быть поддержана.
 



ОТЗЫВ КОМИТЕТА ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ

Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел Рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 27-го выездного (127- го) заседания в г. Санкт-Петербурге 15-19 октября 2018 года.

Комитет Государственной Думы по охране здоровья, в части вопросов ведения Комитета сообщает, что представленные предложения по внесению изменений в действующее законодательство, не поддерживает.
 



ОТЗЫВ КОМИТЕТА ПО РАЗВИТИЮ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, ВОПРОСАМ ОБЩЕСТВЕННЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В соответствии с поручением Председателя Государственной Думы

В.В.Володина от 11 июля 2019 г.(к № 1.1-8235) Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений рассмотрел в части вопросов ведения Комитета рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 27-го выездного заседания в г.Санкт-Петербурге 15-19 октября 2018 года.

Комитет принципиально поддерживает необходимость внесения ряда изменений уточняющего характера в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» по результатам мониторинга практики его реализации, проводимой Министерством юстиции Российской Федерации, с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, правоохранительных органов.

Вопрос о возможности участия уполномоченных по правам человека субъектов Российской Федерации в процессе формирования общественных наблюдательных комиссий будет рассмотрен при подготовке ко второму чтению проекта федерального закона № 573725-7 «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» с учетом поручения Президента Российской Федерации Министерству юстиции Российской федерации и Общественной палате Российской Федерации о подготовке предложений по повышению эффективности деятельности общественных наблюдательных комиссий.



ОТЗЫВ КОМИТЕТА ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

В Комитете Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, по поручению Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

В.В.Володина от 11.07.2019г. за № 1.1-8235, рассмотрено обращение Председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека М. А. Федотова.

Рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, по итогам 27-го выездного заседания в г. Санкт-Петербурге 15-19.10.2019г. приняты к сведению и будут использованы при работе над соответствующими проектами федеральных законов, в порядке установленном Регламентом Государственной думы.



ОТЗЫВ КОМИТЕТА ПО ТРУДУ, СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ДЕЛАМ ВЕТЕРАНОВ

В Комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрено обращение Председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека М.А.Федотова, на которое в рамках компетенции сообщаем следующее.

  1. По вопросу внесения изменений в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», которые бы определили подходы к лечению и реабилитации нарко- и алкозависимых лиц.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» получателем социальных услуг является гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании. Статьей 15 данного федерального закона определены обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданин и при которых он признается нуждающимся в социальном обслуживании. Нарко- и алгозависимость гражданина не входит в данный перечень. Вместе с тем, необходимо отметить, что пунктом 8 части 1 указанной статьи предусмотрено, что нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть определены иные обстоятельства, при которых гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании.

В соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы организации социального обслуживания граждан являются полномочием субъекта Российской Федерации и осуществляется за счет средств регионального бюджета.

Кроме того, лечение и реабилитация граждан с нарко- и алкозависимостью является комплексной проблемой. В связи с этим представляется, что должны быть определены единые подходы всех заинтересованных ведомств в отдельном законодательном акте.

  1. По вопросу формирования общественных советов по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социальной сферы.

Мониторинг практики независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования в субъектах Российской Федерации, проведенный федеральными органами исполнительной власти, в период 2015-2016 гг., выявил необходимость совершенствования организации данной оценки.

С этой целью был принят Федеральный закон от 5 декабря 2017 года № 392-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».

В целях предотвращения возникновения конфликта интересов при проведении независимой оценки предусмотрено, что по обращению органов исполнительной власти (органов местного самоуправления) Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации формируют общественные советы по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социальной сферы, и утверждают их состав.

Федеральным законом определено, что в состав общественных советов не могут входить представители органов государственной власти, общественных объединений, осуществляющих деятельность в указанных сферах, а также руководители (их заместители) и работники организаций, подлежащих независимой оценке качества. При этом общественный совет может привлекать к своей работе представителей профессиональных сообществ, общественной палаты для обсуждения и формирования результатов независимой оценки.

К оглавлению ↑