Игорь Борисов выступил с особым мнением на Рекомендации СПЧ по итогам выездного заседания в Санкт-Петербурге

Игорь Борисов выступил с особым мнением на Рекомендации по итогам выездного заседания СПЧ в Санкт-Петербурге. Рекомендации были приняты 6 июля. Документ включает предложения в отношении сферы обращения с отходами, состояния водных объектов, вырубки зеленых насаждений, изменения климата, соблюдения социальных прав и прав на свободу собраний. 

8 июля 2019

Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Борисов выступил с особым мнением на Рекомендации по итогам выездного заседания СПЧ в Санкт-Петербурге.

Рекомендации были приняты 6 июля. Документ включает предложения в отношении сферы обращения с отходами, состояния водных объектов, вырубки зеленых насаждений, изменения климата, соблюдения социальных прав и  прав граждан на свободу собраний. 

Правозащитники работали в Санкт-Петербурге с 15 по 19 октября. В рамках выездного заседания состоялось расширенное совещание Совета с участием представителей органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и специалистов, Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, Уполномоченного по правам ребёнка в Санкт-Петербурге. Также в рамках выездного заседания члены Совета посетили социальные, учебные и детские учреждения Санкт-Петербурга, места размещения твердых коммунальных отходов, завод по механизированной переработке бытовых отходов, очистные сооружения, исправительные учреждения и следственные изоляторы Санкт-Петербурга, провели встречу с руководством Санкт-Петербургского городского суда по теме развития судов присяжных и общественного контроля за работой судов, провели встречу с председателем избирательной комиссии Санкт-Петербурга и т.д. Были организованы «круглые столы» по вопросам: соблюдения социальных и экологических прав граждан в Санкт-Петербурге, взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти, реализации свободы собраний, библиотечного обслуживания населения, искоренения практики применения незаконных методов ведения следствия, повышения роли образования в развитии гражданского общества и др.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИТОГАМ ВЫЕЗДНОГО ЗАСЕДАНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

 


 

Особое мнение Борисова И.Б.

на Рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации

по развитию гражданского общества и правам человека

по итогам 27-го выездного (127-го) заседания

в г. Санкт-Петербурге 15-19 октября 2018 г.

(принятые и обнародованные Советом 6 июля 2019 г.)

 

В порядке ст. 24 Регламента Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

 

В целом поддерживая рекомендации Совета по результатам выездного заседания в Санкт-Петербург, категорически не согласен с выводами и рекомендациями раздела IV о необоснованном расширении прав групп политического участия на акции в центре культурной столицы России без одобрения и согласия более чем пяти миллионов жителей города.

Организация «гайд-парков» в исторической части города подтолкнёт нашу Северную столицу поближе к "желтым жилетам", ущемляя права и свободы жителей одного из исторических центров мира, которые явно выбрали этот город для проживания не из-за его политической активности и публичных массовых мероприятий.

  Отдавая приоритет праву на свободу проведения публичных акций отдельными группами политически активных жителей Санкт-Петербурга, авторы IV раздела Рекомендаций Совета совершенно упускают из вида, что закрепленные в Конституции Российской Федерации основные права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.  

Именно на это указывает ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, определяющая возможность поражения в правах в интересах прав и свобод других лиц и в интересах общественного порядка: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Совершенно справедливо указывает заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Юридического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова С.А.Авакьян, выделяя дисциплину и организованность (которые «мешают» свободе политических акций в Санкт-Петербурге), как один из аспектов современной демократии: «Наконец, демократия, как основа конституционного строя — это и дисциплина, организованность, ответственность личности перед обществом и государством (а не только их ответственность перед личностью). Демократия противоположна анархии, которая отличается несоблюдением закона, пренебрежением к интересам других людей»[1].

Также раздел IV Рекомендации чрезмерно вторгается в компетенцию Общественной палаты Санкт-Петербурга, указывая ей на «правильное»  исполнение внутренних документов палаты (регламента): «В соответствии со ст. 7 Регламента Общественной палаты Санкт-Петербурга, образуется Совет Общественной палаты, однако на сайте информация о его составе и деятельности не представлена».

Одновременно Общественной палате Санкт-Петербурга рекомендуется фактически подменить органы исполнительной власти города и самостоятельно «разработать процедуру формирования общественных советов при органах исполнительной власти Санкт-Петербурга из числа представителей общественных организаций, созданных в целях защиты прав и интересов граждан».

К сожалению, данные предложения не направленны на развитие диалога власти и общества и, в определенных случаях при их реализации, могут деструктивно сказаться на развитии гражданского общества в Санкт-Петербурге.

К сожалению, не украшают материалы Совета (IV раздел) совпадения до степени смешения рекомендаций Государственной Думе ФС РФ и Администрации Санкт-Петербурга с рекомендациями, изложенными в Докладе Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге Александра Владимировича Шишлова за 2018 г., которые были представлены 20 марта т. г. на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Фактически все указанные рекомендации Совета «позаимствованы» с некоторой редакторской правкой из доклада А.В.Шишлова, но без ссылки на уже обнародованный более трех месяцев назад документ.

Электронный ресурс:

http://ombudsmanspb.ru/files/0002019/001_Doklad_UPCH_2018/DOKLAD_UPCH_site_2.pdf

 

Рекомендации СПЧ

Доклад УПЧ в СПб за 2018 г.;

стр. доклада

Государственной Думе ФС РФ:

 

 

  • установить обязательность очной и открытой процедуры согласования заявленных публичных мероприятий в случае наличия разногласий, закрепить обязательность участия в такой процедуре Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации;

 

– установить очную процедуру согласования заявленных публичных мероприятий в случае отказа согласовать их в указанном в уведомлении месте или в указанное время, установить возможность участия в такой процедуре согласования Уполномоченного, депутатов Законодательного Собрания; стр. 61

  • установить, что срок уведомления уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о проведении культурно-массовых, спортивных и т.п. мероприятий не может отличаться от срока подачи уведомления о проведении публичного мероприятия;

 

– сократить предельный срок подачи уведомлений о проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий в целях обеспечения реализации прав граждан на свободу собраний; стр.61

  • установить обязанность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации непосредственно после получения уведомления о проведении публичного мероприятия размещать информацию о нем и о результатах его рассмотрения на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет. Установить аналогичную процедуру в отношении поступивших уведомлений о проведении культурно-массовых, спортивных и т.п. мероприятий;

 

– принять меры для размещения в сети Интернет (в открытом доступе и режиме реального времени) единого перечня поданных уведомлений о проведении публичных, культурномассовых и спортивных мероприятий и единого перечня поступивших информационных сообщений о намерении провести публичные мероприятия в специально отведенном месте; стр. 61

  • установить запрет проведения в специально отведенных местах каких-либо иных мероприятий, кроме публичных (культурно-массовых, спортивных, ярмарок и т.п.);

 

– установить ограничения на проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий на территории специально отведенных мест; стр. 61

  • установить обязанность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации определить специально отведенные места в каждом муниципальном образовании, а в городах федерального значения – в каждом административном районе;

 

– дополнительно определить специально отведенные места для проведения публичных мероприятий с учетом их востребованности, в том числе определить специально отведенное место в центральной части Санкт-Петербурга;

  • установить сокращенный (1-3 дня) срок подачи уведомлений о публичных мероприятиях, проводимых в связи с событиями, требующими безотлагательной реакции граждан (в т.ч. траурного характера).

 

– сократить предельный срок подачи уведомлений о проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий в целях обеспечения реализации прав граждан на свободу собраний; стр. 61

- дополнить Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» нормами об идентификации сотрудников Росгвардии при их работе в местах массового скопления граждан (посредством нагрудного знака, номера на каске или бейдже);

 

в) обеспечение возможности идентификации сотрудников Росгвардии при осуществлении ими полномочий в ходе публичных мероприятий; стр. 61

- внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, установив, что срок административного задержания следует исчислять с момента фактического задержания гражданина, а не с момента его доставления.

 

а) установление начала исчисления срока административного задержания с момента фактического задержания гражданина (в части 4 статьи 27.5 КоАП РФ); стр. 61

Администрации Санкт-Петербурга:

 

 

- создать комиссию по рассмотрению и согласованию уведомлений о проведении публичных мероприятий в Санкт-Петербурге с участием Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге и представителей общественности;

 

– установить очную процедуру согласования заявленных публичных мероприятий в случае отказа согласовать их в указанном в уведомлении месте или в указанное время, установить возможность участия в такой процедуре согласования Уполномоченного, депутатов Законодательного Собрания; стр. 61

- размещать в открытом доступе в сети Интернет единый перечень поданных уведомлений о проведении публичных, культурно-массовых, спортивных и т.п. мероприятий;

 

– обеспечить открытость и прозрачность информации об очередности поступления сообщений о намерении провести публичное мероприятие (установить обязанность уполномоченных органов размещать в интернете перечень информационных сообщений о публичных мероприятиях; такая практика существует в Москве); стр. 60

– принять меры для размещения в сети Интернет (в открытом доступе и режиме реального времени) единого перечня поданных уведомлений о проведении публичных, культурномассовых и спортивных мероприятий и единого перечня поступивших информационных сообщений о намерении провести публичные мероприятия в специально отведенном месте; стр. 61

- определить специально отведенные для проведения публичных мероприятий места на территории каждого административного района, в том числе, определив одно из специально отведенных мест в центральной части города с предельной численностью участников в 5 000 человек;

 

– дополнительно определить специально отведенные места для проведения публичных мероприятий с учетом их востребованности, в том числе определить специально отведенное место в центральной части Санкт-Петербурга; стр. 61

– увеличить предельную численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях в специально отведенных местах, и нормы предельной заполняемости специально отведенных мест путем внесения изменений в Закон Санкт-Петербурга № 390-70. Стр. 61

- принять меры для исключения практики необоснованных и надуманных отказов в согласовании публичных мероприятий.

 

– обеспечить изменение уполномоченными органами исполнительной власти правоприменительной практики при рассмотрении уведомлений и принятии информации о проведении публичных мероприятий в целях реализации прав граждан на свободу мирных собраний, исключение случаев отказа в согласовании публичных мероприятий под надуманными предлогами, и предложения для проведения публичных мероприятий мест, в которых заведомо не могут быть достигнуты цели заявленных публичных мероприятий; стр. 61

 

Член Совета                                                                                      И.Б. Борисов

 

[1] Авакьян С. А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь / С. А. Авакьян — М.: Юстицинформ, 2015. — 640 с.