Обзор публикаций в СМИ по итогам спецзаседания Совета по правам человека, посвященного проблемам бездомных

Правозащитники, сотрудники общественных организаций, оказывающих помощь бездомным, а также представители федеральных органов власти сегодня на специальном заседании СПЧ обсудили вопросы, касающиеся заботы о лицах без определенного места жительства, и задачи, которые стоят перед гражданским обществом для помощи бездомным.

14 марта 2019

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека сегодня провел специальное заседание по теме  "Забота о лицах без определенного места жительства  и задачи гражданского общества".

С докладами выступили правозащитники, работники социальных учреждений и НКО, оказывающих помощь бездомным, а также представители Минздрава России, Минюста России и других ведомств.


ВИДЕОЗАПИСЬ ЗАСЕДАНИЯ


ОБЗОР ПУБЛИКАЦИЙ В СМИ
по итогам специального заседания


ДОКЛАД

заместителя председателя Совета Евгения Боброва
на спецзаседании на тему: «
Забота о лицах без определенного места жительства и задачи гражданского общества»,
14 марта 2019 г.

 

Сейчас нет единого комплексного подхода к состоянию бездомности и учёту бездомных. По данным Мосгорстата только в столице в 2017 г. умерло 2917 бездомных. Подавляющее большинство прибыли из других регионов, в связи с чем для них недоступны государственные приюты (центры социальной адаптации). Неофициальные данные - выше.

Для анализа ключевых оснований бездомности и мер по её профилактике требуется оптимальная методика переписи бездомных. Она позволила бы точнее определить причины бесприютности, смертности и уточнить «социальный портрет» каждой из категорий, чтобы выработать общие меры по профилактике бездомности и снижению этих показателей.

В целом нужна концепция и госпрограмма по оказанию комплексной и доступной помощи бездомным на федеральном, региональном и местном уровнях, включая проекты по профилактике, долгосрочному сопровождению и ресоциализации, всеобщности и общедоступности учреждений для помощи нуждающимся, с определением перечня ключевых мероприятий, результатов и дорожной картой их реализации.

 

По-прежнему распространены опасные для общества случаи, когда находящийся в трудной жизненной ситуации человек лежит на улице в беспомощном состоянии: грязный,  возможно завшивленный,  с прогрессирующими  заболеваниями, без документов и средств к существованию.

Даже в Москве и Московской области нет специальной службы «социального патруля», способной забирать такого человека с улицы и доставить в приют, где ему проведут санобработку, сделают флюорографию и накормят.

 

Значительная часть людей становятся бездомными в результате сделок с единственным жильем, в том числе вследствие невозврата кредитов, особенно полученных в микрофинасовых организациях. Ситуацию усугубляют пожилой возраст, наличие тяжелого ментального заболевания, осуждение к лишению свободы, злоупотребление алкоголем и другие причины распада семей.

Целесообразно разработать специальные образовательные программы по элементарной финансовой самодостаточности и жилищной грамотности для учреждений среднего и высшего образования, интернатов и мест лишения свободы.

Анализ практики правонарушений и преступлений в сфере недвижимости и лишении жилищных прав позволил бы принять дополнительные меры по упрочению реализации права на жилье.

Пора навести порядок и на рынке микрофинансового кредитования населения. В частности, предоставить полномочия по осуществлению этой деятельности только основным системообразующим банкам, включая Сбербанк России.

 

Несмотря на относительно небольшое количество людей, чья личность не установлена, проблема их документирования и дальнейшего самостоятельного жизнеустройства для многих из них без посторонней помощи неразрешима.

В наиболее сложном положении находятся люди, рожденные не в роддоме (прежде всего, цыгане), чье рождение не было зарегистрировано ЗАГСом. Другая плачевная категория обусловлена невозможностью установления личности по физиологическим обстоятельствам, например, в связи с глубокой ретроградной амнезией одинокого лица.

При отсутствии удостоверяющих личность документов такие люди не могут официально работать, учиться и удовлетворять базовые витальные потребности.

Неустановленные лица, чья ретроградная амнезия наступила в результате инсульта или черепно-мозговой травмы, после проведенного лечения в зависимости от состояния здоровья либо выписываются на улицу (в документах – «под наблюдение участкового невропатолога по месту жительства»), либо остаются в больнице. Учитывая, что они тяжело инвалидизированы, выписать их вникуда недопустимо, а направить в дом престарелых либо интернат для инвалидов (с предварительным установлением инвалидности) невозможно из-за отсутствия удостоверяющих личность документов.

Следует разработать форму документа, удостоверяющего личность лиц в случаях невозможности её установления существующими средствами, и порядок их документирования с присвоением (возможно) условных данных.

В разрабатываемом МВД России законопроекте о введении временного удостоверения лица без гражданства целесообразно регламентировать недопустимость невыдачи основного удостоверяющего личность документа после проведения процедуры установления личности.

При невозможности установления личности лица без гражданства имеющимися средствами предусмотреть возможность её определения со слов заявителя с установлением административной либо уголовной ответственности за дачу заведомо ложных сведений о себе.

Либо рассмотреть возможность придания официальному заключению об установлении личности  статуса удостоверяющего личность документа при государственной регистрации актов гражданского состояния и в других случаях (как это используется для совершения нотариальных действий).

 

Несовершенство действующей системы регистрационного учета россиян сильно усугубляет полное бесправие бездомных.

Совет много лет предлагает усовершенствовать процедуру и основания регистрационного учета граждан Российской Федерации, чтобы не было ни одного человека, не способного зарегистрироваться.

Граждан, не имеющих жилья или жилищного документа, предлагаем регистрировать по месту работы, а при отсутствии работы – по адресу территориального отдела миграционной службы (с указанием точного адреса места жительства). В схожем порядке сейчас регистрируются иностранцы или кочевники из коренных малочисленных народов.

Либо предусмотреть для бездомных третью форму регистрационного учета – регистрацию по месту фактического проживания в населенном пункте (статистический учёт).

 

Для обеспечения бездомному лицу возможности осуществления гарантированных государством, прежде всего, социальных прав, реализуемых по месту жительства (получение полиса ОМС, пособий и др.), лица, оказывающие помощь бездомным, вынуждены регистрировать их в своём жилье в т.ч. без намерения последних проживать в нём.

Такие действия влекут привлечение к уголовной ответственности за фиктивную регистрацию россиян / миграционный учёт иностранцев по ст.ст. 322.2 и 322.3 УК РФ.

При предоставлении же жилья другому лицу, чья личность не может быть подтверждена документально и если оно окажется иностранцем или лицом без гражданства с истекшим сроком пребывания в России, наниматель рискует привлечением к уголовной ответственности за организацию незаконной миграции по ст. 322.1 УК РФ.

 Но никаких преступлений здесь нет. Поскольку многие категории граждан не подпадают под критерии их регистрационного учета, и государство так и не обеспечило установленные законом принципы всеобщности и общедоступности указанного учета, целесообразно исключить административную ответственность непрописанных людей, не имеющих никакого жилья, и усовершенствовать уголовное правоприменение к людям, прописывающим бездомных в целях обеспечения возможности реализации ими своих социальных и других прав.

 

Ведь непрописанные люди, и прежде всего – лишенные крова, сталкиваются с огромными проблемами в реализации социальных прав, трудоустройстве и получении медицинской помощи.

Бездомных людей, зарегистрированных в другой области, во многих регионах, включая Москву и Московскую область, не принимают даже в ночлежки, отказывают в назначении социальной пенсии, не выдают медполисы, не включают в Федеральный регистр лиц больных СПИДом, не ставят на жилищный учет и др., хотя законодательство прямо запрещает использовать регистрацию в качестве основания ограничения или условия реализации прав.

Надо исключить абсурдное требование о зависимости приёма в приюты для бездомных от какой бы то ни было регистрации и установить в законе недопустимость такой дискриминации.

Генпрокуратуре следует, наконец, принять действенные меры прокурорского реагирования для полного прекращения повсеместной практики требования работодателями у граждан регистрации по месту жительства или пребывания при трудоустройстве. Она не относится к деловым качествам работника.

В законодательстве можно предусмотреть возможность трудоустройства и людей, не имеющих удостоверяющих личность документов (возможно, на организуемых органами местного самоуправления общественных работах).

Мы предлагаем уточнить содержание ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» либо ПФР дать официальное разъяснение о возможности назначения социальной пенсии бездомным при отсутствии документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства.

Давно назрела необходимость предусмотреть в ЖК РФ возможность принятия непрописанных на жилучет по месту их фактического проживания.

Для граждан, по объективным причинам не имеющих регистрации, можно определить критерии подтверждения как места жительства, так и срока фактического проживания на территории населенного пункта («ценз осёдлости» необходим для принятия на жилищный учет).

Определять их место жительства могли бы непосредственно территориальные органы жилищного и иного социального обеспечения. Такими доказательствами могут быть документы о работе, лечении, обучении, получении почтовой корреспонденции, регистрации на портале Госуслуг, месту уплаты налогов, страховых платежей и др. Это можно предусмотреть в постановлении Правительства РФ или хотя бы Пленума Верховного Суда РФ.

 

Статьей 98 ЖК РФ предусмотрена возможность предоставления жилья для соцзащиты отдельных категорий населения гражданам, признанным нуждающимися в специальной социальной защите. Категории таких граждан устанавливаются федеральным и региональным законодательством.

Но ни само это понятие, ни критерии нуждаемости, ни категории таких граждан, ни процедура признания федеральными законами не определены. В результате эта статья не применяется либо распространяется на очень узкий круг нуждающихся людей, в зависимости от региона.

В федеральном законе надо определить понятие «специальная социальная защита», категории, критерии и процедуру признания граждан нуждающимися в ней (с возможностью установления субъектами Российской Федерации и иных нуждающихся в социальной защите категорий граждан).

 

И в заключение – о недостатках законодательства о территориальном планировании, не предусматривающего необходимость размещения учреждений по помощи бездомным в территориальном планировании и градостроительном проектировании.

В федеральном законодательстве нет обязанности по размещению учреждений для соцобслуживания бездомных в генпланах, правилах землепользования и договорах о развитии застроенной территории.

Следствием этого является полное отсутствие либо недоступность соответствующих социальных услуг для нуждающихся в них бездомных граждан. В результате имеющиеся социальные приюты переполнены и не соответствуют нормативам по площади.

Предлагаем предусмотреть в Градостроительном кодексе РФ обязанность органов власти и инвесторов предусматривать в документах территориального планирования, договорах о развитии застроенной территории необходимость размещения объектов для оказания помощи бездомным.

Кроме того, в ряде регионов для ночлежек предусмотрен норматив площади в 2 - 2,5 м² на человека, что не обеспечивает даже необходимый для нормального дыхания объем воздуха для сна, не говоря уже об условиях социальной адаптации и реабилитации.

Учитывая схожесть отношений по проживанию в центре социальной адаптации и в общежитии, целесообразно распространить на рассматриваемые отношения норму предоставления жилья в общежитии, составляющую не менее 6 м2 на чел. и внести соответствующее изменение в ЖК РФ.

Благодарю за внимание!