Экология

Минприроды России ответило на Рекомендации СПЧ по проблеме загрязнения воздуха в Москве и Подмосковье

Совет по правам человека получил ответ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на Рекомендации, принятые постоянной комиссией по экологическим правам (ПК-4) в отношении проблемы загрязнения воздуха в Москве и Подмосковье. Совет занимается данной проблемой в связи с многочисленными жалобами жителей.

10 января 2019

В материалах постоянной комиссии по экологическим правам Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека сегодня опубликованы комментарии Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на Рекомендации СПЧ по проблеме загрязнения воздуха в московском регионе.

Совет по правам человека занимался этим вопросом в связи с поступлением многочисленных обращений жителей столицы и Подмосковья с жалобами на нарушения их прав на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие и охрану здоровья.

Обращения были связаны с регулярным загрязнением атмосферного воздуха в Московском регионе (Москва и Московская область), особенно на востоке/юго-востоке региона. По мнению общественности, загрязнение значительно усилилось в 2017-2018 гг.

Правозащитники в течение 2018 года провели ряд совещаний, изучили материалы и позиции профильных государственных органов, провели переговоры с заинтересованными сторонами, в том числе с представителями гражданского общества. По итогам заседаний и совещаний и изучения материалов 31 октября 2018 года были приняты рекомендации.


Содержание

 

Информационная справка о результатах рассмотрения Рекомендаций Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам заседаний Постоянной комиссии по экологическим правам по проблеме загрязнения воздуха на востоке Московского региона

Раздел состояние законодательства и нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы охраны атмосферного воздуха в части квотирования выбросов и стимулирования снижения хозяйствующими субъектами выбросов загрязняющих веществ.

Подраздел 1.1. В части квотирования выбросов

В соответствии с проектом федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и отдельные законодательные акты в части снижения загрязнения атмосферного воздуха, а также о проведении эксперимента по квотированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» (далее - законопроект), подготовленным Минприроды России во исполнение подпункта «б» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24.01.2017 № Пр-140ГС, сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха (далее - сводные расчеты) представляют собой обобщенные сведения о концентрациях вредных (загрязняющих) веществ (смесей веществ) в атмосферном воздухе, отражающие состояние атмосферного воздуха над определенной территорией, полученные с использованием методов расчета рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе на основании данных о выбросах вредных (загрязняющих) веществ всех стационарных и передвижных источников загрязнения атмосферного воздуха, формирующих загрязнение на территориях населенных пунктов, их частей или на иных территориях.

Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха на территориях населенных пунктов, их частей или на иных территориях, для которых проводятся сводные расчеты, согласовывается с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом результатов таких расчетов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны согласовывать места планируемого размещения объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на атмосферный воздух, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в случае, если для территории планируемого размещения проводятся сводные расчеты.

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон «Об охране атмосферного воздуха») планируется дополнить статьей 22.1, которой предполагается урегулировать вопросы проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха и применения результатов сводных расчетов при нормировании выбросов для определения фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Методические подходы к организации и проведению сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленности и автотранспорта и их применению при нормировании выбросов будут отражены в правилах проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, планируемых к утверждению приказом Минприроды России.

Предлагается дополнение в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части учета сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха при разработке генеральных планов поселений и городских округов.

Статьей 5 законопроекта предусмотрено проведение в Челябинской области эксперимента по квотированию выбросов.

Предусматривается, что эксперимент проводится посредством введения системы квотирования выбросов загрязняющих веществ, а именно: на основе данных сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха уполномоченным органом субъекта Российской Федерации для квотируемых объектов разрабатываются ограничения — квоты выбросов, которые включаются в комплексные экологические разрешения для объектов I категории, и в отдельные разрешения на выбросы — для объектов II и III категории.

Предприятия обязаны разработать и реализовать мероприятия по достижению установленных квот выбросов в случае, если выбросы предприятия превышают установленные квоты.

Субъектом Российской Федерации на основании сводных расчетов реализуются меры по снижению выбросов транспорта, жилищного сектора и объектов IV категории, расположенных на территории эксперимента. Координация эксперимента, содействие в его проведении и рассмотрение результатов его реализации осуществляются межведомственным советом по реализации эксперимента, создаваемым при уполномоченном органе субъекта Российской Федерации.

На основании анализа отчетов о результатах эксперимента по квотированию выбросов в Челябинской области Минприроды России будет проведена оценка применения механизмов квотирования при разработке нормативов выбросов на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха и, в случае успешных результатов, подготовлены соответствующие изменения для внесения в Закон «Об охране атмосферного воздуха», а также закреплены на федеральном уровне правила квотирования выбросов.

В отношении определения населенных пунктов, для которых принимается решение о проведении сводных расчетов законопроектом определяется, что для территории населенного пункта, его части или иной территории, на которой расположены объекты, оказывающие негативное воздействие на атмосферный воздух, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе организовать проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в соответствии с правилами проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

Организация проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха осуществляется в случаях превышений гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или иной территории, на которой расположены объекты, оказывающие негативное воздействие на атмосферный воздух, а также для предупреждения таких превышений.

Подраздел 1.2 в части категоризации предприятий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Предлагаемый подход в Рекомендациях концептуально не соответствует целям и задачам, реализуемым в Федеральном законе от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и создает существенную «нестабильность» категорий и, как следствие, сложность применения соответствующих дифференцированных регуляторных мер.

Так, количественные показатели объемов негативного воздействия на окружающую среду (выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, образование отходов) весьма динамичны и зависят, в том числе, от объемов производимой в текущий момент продукции, определяемой рыночной конъюнктурой и другими факторами, что препятствует использованию данного критерия для категорирования объектов, так как потребует постоянного перемещения объекта из одной категории в другую.

При этом в соответствии положениями Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон «Об охране окружающей среды») присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

При этом категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в том числе об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды и характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Подраздел 1.3 в части квотирования выбросов при эксплуатации транспортных средств хозяйствующими субъектами

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон «Об охране атмосферного воздуха») запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств.

Технические нормативы выбросов для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха, устанавливаются техническими регламентами.

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011), устанавливающий требования к колесным транспортным средствам.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2015 № 1108 уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» в отношении колесных транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации, является Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Кроме того, согласно пункту 5 статьи 17 Закона «Об охране атмосферного воздуха» органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут в пределах своей компетенции вводить ограничения на въезд транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма на особо охраняемых природных территориях и регулировать передвижение транспортных и иных передвижных средств на указанных территориях.

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать ограничения передвижения большегрузных транспортных средств по территории населенного пункта.

Подраздел 1.4 в части перечня загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию

Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 131 б-р не является закрытым и при необходимости может быть дополнен и изменен.

Одним из условий включения загрязняющих веществ в Перечень является наличие методики (метода) измерения загрязняющего вещества (статья 4.1 Закона «Об охране окружающей среды»).

Учитывая, что на сегодняшний день соответствующие методические указания утверждены Руководителем Роспотребнадзора, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой (Методические указания 29.08.2017 МУК 4.1.3487-17 «Измерение концентрации угольной пыли в атмосферном воздухе и в воздухе рабочей зоны гравиметрическим методом») Минприроды России в рамках совершенствования законодательства на основе правоприменительной практики проводится работа по актуализации Перечня, в том числе рассматривается вопрос о включении в раздел Перечня «Для атмосферного воздуха» загрязняющего вещества «Угольная пыль».

В настоящее время, за осуществление негативного воздействия на окружающую среду взимается плата. Данная плата взимается исходя из установленных хозяйствующему субъекту нормативов и лимитов (временно согласованных) выбросов и сбросов загрязняющих веществ и за их превышение, с применением ставок платы, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913.

Ставки платы сформированы на основании Перечня.

Одновременно следует отметить, что в случае пересмотра Перечня в части увеличения количества загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, возможно внести изменения в ставки, увеличив количество загрязняющих веществ, за которые взимается плата.

Подходы, используемые первоначально при установлении ставок платы, учитывали показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества (ПДК и ОБУВ).

Таким образом, разработка отдельного механизма взимания платы за превышение ОБУВ представляется излишней.

Подраздел 1.5 в части действия нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

С 01.01.2019 вступают в силу положения Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 219-ФЗ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающие применение дифференцированных мер государственного регулирования к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от их категории.

Таким образом, единой процедуры по установлению предельно допустимых выбросов с 01.01.2019 не предусмотрено.

В настоящее время в целях приведения в соответствие с положениями Закона № 219-ФЗ в постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» готовится внесение соответствующих изменений.

Подраздел 1.6 в части экономического и административного стимулирования снижения хозяйствующими субъектами выбросов загрязняющих веществ

Взимание ПНВОС не преследует своей целью фискальный интерес государства. Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является одним из инструментов, стимулирующим хозяйствующих субъектов к проведению природоохранных мероприятий, проектированию, строительству, реконструкции действующих производств. Для этого Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены льготы, такие как: применение понижающих коэффициентов; освобождение с 01.01.2020 от внесения платы при внедрении на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, наилучших доступных технологий (НДТ); освобождение от внесения платы при размещении отходов на объектах размещения отходов, не оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Увеличение ставок платы не будет стимулировать хозяйствующих субъектов к проведению мероприятий по переходу на НДТ.

Что касается возмещения вреда, причиненного атмосферному воздуху, то следует отметить, что Минприроды России подготовлен проект приказа об утверждении Методики исчисления вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды.

С 15.05.2018 по 09.06.2018 текст проекта приказа был размещен на сайте regulation.gov.ru для проведения публичного обсуждения и прохождения процедуры антикоррупционной экспертизы. На Методику имеется строго отрицательная позиция бизнес-сообщества.

В настоящее время, Минприроды России заказана научно-исследовательская работа на 2018-2019 гг. по вопросу совершенствования мер государственной политики в сфере снижения негативного воздействия на окружающую среду в части экономического стимулирования осуществления хозяйствующими субъектами природоохранных мероприятий, направленных на сокращение выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, включая обоснование размеров такс, используемых при исчислении размера вреда причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды.

Таким образом, будет рассмотрен вопрос установления повышенного размера такс, которые будут использоваться при исчислении размера вреда причиненного атмосферному воздуху.

Подраздел 1.7 в части повышения эффективности расходования средств, собираемых в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду, через создание целевых фондов

Вопрос целевого использования средств от природоохранных платежей в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду прорабатывался Минприроды России неоднократно, в том числе и вопрос создания экологических фондов.

Так, в 2010 году во исполнение подпункта «и» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 06.06.2010 № Пр-1640 по итогам заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации 27.05.2010 Минприроды России были подготовлены соответствующие предложения о создании экологических фондов.

Однако данные предложения не были поддержаны Минфином России, который указал на наличие ограничений в действующем бюджетном законодательстве, и вышеуказанное поручение было снято с контроля.

Минприроды России поддерживает предложения, направленные на усиление механизма целевого использования средств от взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и других природоохранных платежей для реализации конкретных природоохранных мероприятий и считает целесообразным вновь вернуться к данному вопросу.

Создание и развитие системы экологических фондов является одним из приоритетных направлений в области обеспечения экологической безопасности (подпункт «н», пункта 26 Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176).

В соответствии с заключением Общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.09.2017 № 68/21-3 принято решение создать рабочую группу по вопросу подготовки предложений о создании экологических фондов.

Следует учитывать, что в соответствии с бюджетным законодательством доходы от платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам:
5% - в доход федерального бюджета Российской Федерации; 40% - в доход бюджетов субъектов Российской Федерации; 55% - в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Российской Федерации.

Поступающие в счет платы за негативное воздействие на окружающую среду денежные средства могут расходоваться бюджетополучателями на решение вопросов охраны окружающей среды и рационального природопользования. Контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств осуществляется органами, уполномоченными на проведение финансового контроля.


Раздел 2. Система государственного экологического надзора, выявления и пресечения нарушений, связанных с загрязнением воздушной среды

Подраздел 2.1 в части эффективности внеплановых проверок.
В рамках реализации поручения Президента № Пр-140ГС Минприроды России подготовлен законопроект

Законопроектом планируется также закрепить право проведения Росприроднадзором проверок в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) без согласования с органами прокуратуры, а полномочия Минприроды России дополняются правом утверждения требований к формированию мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

В  сентябре  2018  года законопроект по  квотированию был внесен в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

В настоящее время законопроект по квотированию дорабатывается Минприроды России по замечаниям Государственно-правового управления Президента Российской Федерации.

Подраздел 2.2. В части доступа органов экологического надзора на территории промышленных зон

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), которым, в том числе предусмотрены основания для проведения проверок и порядок их организации, права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при их проведении, порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного и муниципального контроля (надзора), права и обязанности указанных органов и их должностных лиц при проведении проверок, а также меры, принимаемые в отношении фактов нарушения, выявленных при проведении проверки.

В частности, согласно статье 10 Закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой выездной проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в том числе является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о фактах возникновения угрозы причинения указанного вреда или угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.

Проверки проводятся органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или (если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений) в связи с необходимостью принятия неотложных мер незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 данной статьи.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность проведения контрольно-надзорными органами внеплановой выездной проверки по обращениям граждан.

Принимая во внимание изложенное, дополнительное закрепление права органов экологического надзора беспрепятственно проходить на территории, по которым поступают массовые обращения граждан, и обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обеспечивать доступ к соответствующим территориям и объектам, нецелесообразно.

Раздел 3. Система государственного экологического мониторинга, доступность информации о состоянии атмосферного воздуха

Подраздел 3.3. в части оснащения объектов I категории автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ

Согласно статье 4.2 Закона «Об охране окружающей среде» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подразделяются на четыре категории в зависимости от уровня такого воздействия.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Оснащение автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ является затратной процедурой и для объектов, отнесенных в соответствии с законодательством ко II категории, может наложить непреодолимое финансовое обременение, кроме того не все объекты, отнесенные к указанной категории имеют источники выбросов, сбросов загрязняющих веществ, которые технически возможно оснастить средствами измерения и учета (например, объекты хранения отходов производства и потребления).

Кроме того вклад в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации объектов II категории, является незначительным по сравнению с объектами, относящимися к I категории, вклад которых составляет не менее чем 60 процентов.

В связи с чем, расширение перечня объектов, подлежащих обязательному оснащению автоматическими средствами измерения представляется нецелесообразной.

Разработчиком проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил создания и эксплуатации систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ» является Минпромторг России.

В настоящее время Минпромторгом России проведены публичные обсуждения проекта акта и осуществляется процедура согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В отношении включения в перечень контролируемых веществ в рамках ПЭК маркерных веществ необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 5 статьи 67 Закона «Об охране окружающей среды» при осуществлении производственного экологического контроля измерения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в обязательном порядке производятся в отношении загрязняющих веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (маркерные вещества).

В соответствии с Требованиями к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденными приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 (пункты 9.1, 9.1.1, 9.1.5), указанная программа должна, в том числе содержать подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха», включая план-график контроля стационарных источников выбросов. В план-график должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки.

Также упомянутый подраздел должен содержать план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений. Подраздел 3.4. в части доступности информации экологического мониторинга, в том числе о состоянии атмосферного воздуха.

В соответствии с пунктом 8 Положения о государственном экологическом мониторинге и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (далее государственный фонд), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 № 681, информация, включаемая в государственный фонд, является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, о государственной тайне, о коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне.

Пунктом 10 указанного Положения также предусмотрен доступ физических и юридических лиц к информации, содержащейся в государственном фонде, который обеспечивается путем ее размещения на официальном сайте государственного фонда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Раздел 4. Политика и правоприменительная практика государственных органов в отношении ряда хозяйствующих субъектов, секторов хозяйства, технологий

Подраздел 4.2. в части соблюдения приоритетов политики по обращению с отходами при обращении с отходами в Московском регионе

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО утверждение порядка сбора ТКО (в том числе их раздельного сбора); разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО.

Согласно статье 13.2 Закона № 89-ФЗ региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, должна содержать среди прочего перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, в  которых  присутствуют  мероприятия,  направленные  на  софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров.

Кроме того, в соответствии со статьей 13.3 Закона №-89 в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО.

Правила     разработки,     общественного     обсуждения,     корректировки территориальных схем, а также требования к составу и содержанию таких схем утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 №1130 (далее-Правила).

Согласно пункту 19 Правил разработанный уполномоченным органом проект территориальной схемы до его утверждения подлежит общественному обсуждению.

Также Правилами установлен порядок разработки и прохождения процедуры общественного обсуждения, включающей представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту территориальной схемы, и подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам их рассмотрения соответствующего заключения, утверждения и корректировки территориальных схем.
При строительстве новых объектов по обезвреживанию отходов и применении на них технологий экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, необходимы результаты государственной экологической экспертизы проектной документации на строительство объектов по обезвреживанию отходов в соответствии с нормами Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Закон № 174-ФЗ).

В соответствии с пунктами 5 и 7.2 статьи 11 Закона № 174-ФЗ проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности относятся к объектам государственной экологической экспертизы

В случае если планируется строительство объекта, связанного с обезвреживанием отходов I - V класса опасности, в отношении данного объекта проводится процедура оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, в рамках которой должны быть проведены общественные обсуждения. Материалы по оценке воздействия являются частью документации, представляемой заказчиком на государственную экологическую экспертизу.

Также стоит отметить, что Минприроды России разработан план-график мероприятий по экологическому просвещению и мотивации населения к деятельности по раздельному накоплению ТКО (далее — План-график), целью которого является максимальное вовлечение граждан в деятельность по раздельному накоплению ТКО, а также увеличение раздельного накопления ТКО и снижение объемов захораниваемых отходов.

Субъекты Российской Федерации приступили к реализации Плана-графика. Разрабатываются и утверждаются региональные планы-графики мероприятий по экологическому просвещению и мотивации населения к деятельности по раздельному накоплению ТКО.

Проводятся акции, семинары, конкурсы, всероссийские экологические субботники. Разрабатываются для учебных учреждений дошкольного и школьного образования методические материалы по подготовке экологических уроков, буклеты для населения с призывом бережного отношения к окружающей среде и раздельному накоплению ТКО. Информирование населения осуществляется через средства массовой информации, публикации в газетах, репортажи на телеканалах.

Информация об организациях, осуществляющих деятельность по обращению с отходами, размещается в общем доступе в сети «Интернет» на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области охраны окружающей среды.

Подраздел 4.3. в части обращения с пищевыми отходами и сброжженными иловыми осадками

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Законом № 89-ФЗ.
Введение особого регулирования в отношении отдельных групп отходов возможно только путем внесения изменения в федеральное законодательство.

Специальные требования к обращению с отходами установлены только в отношении отходов от использования товаров и твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) в соответствии с главами V и V.I Закона № 89-ФЗ.

Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее - ФККО), включает подтип «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31  ООО 00 00 0) и подтип «Отходы при предоставлении услуг гостиничного хозяйства и общественного питания, предоставлении социальных услуг населению» (код 7 36 ООО 00 00 0), в составе которого, выделен вид «Пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные» (код 7 36 100 01 30 5).

В настоящее время в ФККО также есть группа отходов «Отходы из жилищ при раздельном сборе» (код 7 31 120 00 00 0) и при создании условий раздельного сбора пищевых отходов из жилищ, данные отходы будут внесены в ФККО и отнесены также к подтипу «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0).

Статьей 6 Закона № 89-ФЗ полномочия по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ГКО закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены утверждать порядок сбора ТКО (в том числе их раздельного сбора) и принимать решение о целесообразности введения раздельного сбора ТКО, основываясь на анализе образующихся видов отходов, их классе опасности и имеющейся инфраструктуры объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию данных видов отходов на территории субъекта Российской Федерации.

Таким образом, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о способе обращения с отходами, в том числе с пищевыми отходами, с учетом соответствующего экономического и технологического обоснования.

Подраздел 4.5. в части внедрения НДТ при перевалке угля

Минприроды России, Росприроднадзором и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ведется работа по исполнению поручения Президента Российской Федерации по данному вопросу от 17.08.2017 №Пр-1601.

В Перечень областей применения наилучших доступных технологий распоряжение, утвержденный распоряжением Правительством Российской Федерации от 24.12.2014 № 2674-р, распоряжением Правительством Российской Федерации от 24.05.2018 № 968-р внесены изменения, предусматривающие дополнение указанного Перечня в части сокращения выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов) деятельностью по перевалке угля. Данные изменения подготовлены Минтрансом России.

В соответствии с принятым распоряжением Минпромторгом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ведется работа по актуализации справочника наилучших доступных технологий «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)».

Также Минтрансом России подготовлены изменения в Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620, касающиеся установления обязательных требований для соблюдения требования безопасности к объектам инфраструктуры морского транспорта, используемым для перевалки угля, и процессам их проектирования, строительства и эксплуатации.

В отношении закрытого способа перевалки угля отмечаем, что уголь и угольная пыль способны самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, в связи с чем вызывает сомнение возможность осуществления деятельности по перевалке угля закрытым способом.

 

К оглавлению ↑