Законопроект СПЧ о работе с обращениями граждан получил поддержку в Совете Федерации

Глава СПЧ Михаил Федотов и заместитель председателя Совета Евгений Бобров сегодня приняли участие в круглом столе Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности на тему "Вопросы совершенствования законодательства Российской Федерации в час и рассмотрения обращений граждан", где представили законопроект СПЧ.

21 ноября 2018

Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов и заместитель председателя Совета Евгений Бобров сегодня приняли участие в круглом столе Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности  на тему "Вопросы совершенствования законодательства Российской Федерации в час и рассмотрения обращений граждан".

В ходе мероприятия правозащитники представили разработанный СПЧ проект федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации". Участники круглого стола поддержали документ и предложили некоторые дополнения.

Полный текст законопроекта представлен на сайте Совета, а его основные положения отражены в докладе Евгения Боброва, который публикуется по итогам выступления заместителя председателя СПЧ на круглом столе.


ДОКЛАД

зампредседателя СПЧ Е.А. Боброва о разработанном СПЧ проекте федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации»

(Совет Федерации, 21 ноября 2018 г.)

 

Одной из причин излишне формального рассмотрения обращений граждан являются системные недостатки Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Предусмотренные им механизмы регулирования отношений по рассмотрению обращений граждан слабоэффективны и давно устарели.

Минимальный понятийный аппарат, отсутствие критериев рассмотрения обращений с регламентацией процедуры (в том числе электронных обращений как наиболее распространенной формы) и контролем качества, длительный срок рассмотрения не требующих проверки обращений и другие недостатки свидетельствуют о необходимости принятия нового закона.

Даже название закона является неточным. Неясно, почему он распространяется только на россиян.

Рабочей группой Совета с участием представителей профильных органов власти разработан проект Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации». Он включает 26 статей и состоит из 4 глав:

- общие положения;

- порядок подачи и рассмотрения обращений;

- контроль и надзор за соблюдением порядка рассмотрения обращений, ответственность за нарушение законодательства;

- заключение положения.

Основные положения законопроекта состоят в следующем.

1. Законопроект распространяется на все обращения граждан (включая иностранцев) и их объединений (в том числе на юридические лица), кроме регулируемых процессуальными кодексами и другими федеральными законами

2. Конкретизируются субъекты отношений по рассмотрению обращений (заявитель и адресат) с определением организаций, осуществляющих публично значимые функции

В частности, организацией, осуществляющей публично значимые функции, является организация, на которую осуществление публично значимых функций возложено законом или иным нормативным правовым актом, либо договором, заключенным с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе организация, выполняющая работы либо оказывающие услуги в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, промышленности, связи, в части, затрагивающей права и законные интересы граждан и их объединений.

3. Определено понятие лиц, уполномоченных на рассмотрение обращений

В зависимости от численности персонала адресата обращения и количества поступающих обращений руководитель может назначить специально уполномоченное на рассмотрение обращений должностное лицо, а в случае неназначения – осуществляет указанную деятельность сам с личной ответственностью за несоблюдение законодательства о рассмотрении обращений граждан. Этим устраняется неопределенность в вопросе привлечения к ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений.

4. Конкретнее определены права и обязанности заявителя и адресата

Так, в случае подачи письменного обращения непосредственно адресату (в том числе на личном приеме) заявитель вправе требовать проставления на имеющейся у него копии обращения отметки о его принятии с указанием наименования адресата, даты, входящего номера (если он присваивается непосредственно при принятии), должности и фамилии с инициалами должностного лица, принявшего обращение, и его подписи.

На адресатов обращений возложена обязанность по текущему и оперативному контролю за соблюдением законодательства о рассмотрении обращений граждан, анализу состояния этой работы не реже одного раза в полугодие, в случае выявления нарушений – по своевременному принятию мер по их устранению в каждом случае, а также привлечению к ответственности виновных должностных лиц.

Все государственные органы и органы местного самоуправления, кроме того, обязаны:

- обеспечивать функционирование своих официальных сайтов и наличие там личного кабинета или возможность перенаправления заявителя в его личный кабинет на портале единой системы обработки и хранения обращений;

- обеспечивать функционирование своей информационной системы и подключить её к единой системе обработки и хранения обращений в порядке и сроки, установленные Правительством РФ.

5. Определены способы направления обращений в зависимости от их вида: письменные, электронные, устные на личном приёме, обращения через «горячую линию» или «телефон доверия», а также требования к каждому из видов обращений, особенности их регистрации, переадресации и рассмотрения. Учтена специфика коллективных и массовых обращений

6. Более детально регламентирована процедура рассмотрения обращений и определены критерии разрешения обращения и результата его рассмотрения

В частности, результатом рассмотрения обращения является законное, обоснованное и мотивированное решение, принятое адресатом по вопросам, поставленным заявителем.

Обращение считается разрешённым по существу, если даны мотивированные ответы на все поставленные в нём вопросы и приняты необходимые меры в соответствии с законодательством.

7. Установлены более короткие сроки рассмотрения простых обращений в сравнении с предусмотренными действующим федеральным законом, в т.ч. сокращенные

Срок рассмотрения обращений, не требующих проведения проверки и истребования дополнительных материалов, с нынешних 30 календарных дней сокращен до 15 рабочих со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законом, а требующих проверки – до 25 рабочих дней с возможным продлением в экстренных случаях вышестоящим должностным лицом еще на 25.

Нормативными актами органов власти и местного самоуправления могут устанавливаться сокращенные сроки рассмотрения обращений. Таковые установлены в региональных электронных порталах рассмотрения обращений в сети Интернет.

8. Законодательно регламентированы все существующие способы подачи обращений граждан, формы ответов по видам обращений, а также требования к содержанию обращений и ответов

В связи с особенностями электронных обращений в нескольких статьях выделена специфика их рассмотрения. Для унификации баз данных и оптимизации процедур предполагается создание Правительством РФ в Интернете Единой федеральной государственной информационной системы обработки и хранения обращений.

Многие блогеры сейчас направляют обращения как информацию в виде гиперссылки, и неясно, как его рассматривать, а ответственность за нерассмотрение общая. Такие письма предлагается рассматривать только при наличии письменного или электронного обращения с предусмотренными законом реквизитами.

Предусмотрен такой вид обращения как обращение в интересах другого лица - заявление, предложение или жалоба заявителя в интересах лица, в том числе обратившегося к заявителю за содействием в защите своих прав, свобод и законных интересов. Это весьма актуальный способ коммуникации с органами власти при желании заявителя не раскрывать свою личность в деликатных ситуациях (поборы в детсаду, школе и больнице; принуждение к участию или запрет участия бюджетников в голосовании на выборах и в публичных мероприятиях и др.). Именно в таких ситуациях наиболее эффективно обращение через депутата, правозащитную организацию или уполномоченного по правам человека.

Обращения, в которых обжалуются действия (бездействие) нижестоящих органов, учреждений и организаций, их должностных лиц, предлагается рассматривать с обязательным проведением проверочных мероприятий, включающих истребование сведений, получение объяснений, проведение проверок, в том числе с привлечением специалистов и другие действия адресата в рамках его полномочий.

 

Совет предлагает принять разработанный нами проект за основу, внимательно его обсудить и подготовить к официальному внесению в Госдуму.

 

Благодарю за внимание!