Евгений Бобров на Российском муниципальном форуме рассказал о работе СПЧ по проблемам утилизации ТКО

Заместитель председателя Совета Евгений Бобров принимает участие в в XVIII Российском муниципальном форуме. На одном из главных пленарных заседаний мероприятия он представил предложения СПЧ по механизму обеспечения учета мнения граждан при строительстве объектов, используемых для переработки твердых коммунальных отходов.

20 сентября 2018

Заместитель председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Бобров принимает участие в XVIII Российском муниципальном форуме, который проходит с 20 по 22 сентября в Анапе.

В повестке дня мероприятия – актуальные вопросы развития местного самоуправления, аспекты законодательного регулирования данной сферы, повышения эффективности деятельности местной власти. Форум собрал представителей органов государственной власти и местного самоуправления, образовательных, научных, консалтинговых, общественных и других организаций и проводится при поддержке профильных комитетов Совета Федерации и Государственной Думы РФ, Всероссийского Совета местного самоуправления.

В ходе пленарного заседания по теме "Государственная политика в области развития местного самоуправления в Российской Федерации" Евгений Бобров представил доклад "Учет мнения населения при размещении объектов 1 и 2 классов опасности (мусоросжигательные заводы) в муниципальных образованиях".


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

по механизму обеспечения учета мнения граждан Российской Федерации при строительстве объектов, используемых для переработки твердых коммунальных отходов (пункт 2 поручения Президента Российской Федерации от 5 декабря 2017 г. № Пр-2436)

Объекты, используемые для переработки, утилизации и обезвреживания твердых коммунальных отходов, относятся к высокому классу опасности, в связи с чем их место размещения непосредственно затрагивает интересы жителей близлежащих населенных пунктов, прямо влияя на реализацию права на жизнь, здоровье и благоприятную окружающую среду.

Поэтому принятие решения о строительстве таких объектов требует использования форм учета мнения, предполагающих непосредственное и обязательное для исполнения волеизъявление населения соответствующей территории.

Иное превращало бы местные сообщества в объект деятельности по обращению с отходами, что не согласуется с их конституционно-правовым статусом субъекта права на осуществление муниципальной власти, гарантируемым, в частности, запретом на ограничение прав местного самоуправления (статья 133 Конституции РФ).

Поскольку размещение объектов, используемых для переработки твердых коммунальных отходов, требует всесторонней проработки и обсуждения с населением, механизм учета мнения граждан должен предусматривать два этапа: информирование жителей о проекте с его публичным обсуждением и принятие населением решения, обязательного к исполнению.

На первом этапе осуществляется информирование и публичное обсуждение с жителями и иными заинтересованными лицами проекта размещения объекта, подверженного высокому риску негативного воздействия на окружающую среду, путем проведения публичных слушаний или общественных обсуждений в существующих процедуре и формате.

На соответствующем сайте в сети Интернет заблаговременно размещается вся документация о предполагаемом строительстве, представляется проект, проводится его экспозиция и организуется обсуждение, в случае проведения публичных слушаний проводится собрание или собрания участников.

В обсуждении участвуют местные жители, постоянно проживающие на территории, на которой предполагается строительство объекта, используемого для переработки (обработки, утилизации, обезвреживания) и захоронения ТКО, правообладатели находящихся в границах данной территории объектов недвижимости, избранные на данной территории депутаты и иные выборные должностные лица органов местного самоуправления, представители территориального общественного самоуправления, а также специалисты.

В связи с отсутствием в действующем законодательстве механизма учета рекомендаций, высказанных на публичных слушаниях и общественных обсуждениях, необходим второй этап - принятие непосредственно населением

решения по вопросу о строительстве объекта, используемого для переработки твердых коммунальных отходов, путем проведения:

- схода граждан соответственно городского либо сельского поселения, или отдельного населенного пункта, входящего в состав поселения, внутригородского района, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, на территории которого предполагается строительство вышеназванного объекта, - в каждом из поселений (населенных пунктов) с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 500 человек, либо расположенного на межселенной территории в границах муниципального района, на территории или в непосредственной близости от которого предполагается строительство вышеназванного объекта;

- местного референдума - в городском поселении, городском округе, внутригородском районе городского округа с внутригородским делением, внутригородской территории (внутригородском муниципальном образовании) города федерального значения, на территории которого предполагается строительство вышеназванного объекта, с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 500 человек.

Для реализации изложенных предложений необходимо внести изменения:

1. В статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, дополнив возможностью проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, являющихся основанием выбора мест размещения и строительства объектов, используемых для переработки твердых коммунальных отходов, а также по проектам строительства данных объектов;

2. В Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

- дополнить перечень вопросов местного значения городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа и внутригородского района участием в деятельности по выбору мест размещения и согласованию проектов строительства объектов, используемых для переработки твердых коммунальных отходов (статьи 14, 15, 16 и 16.2.);

- уточнить полномочия схода граждан и возможность проведения сходов в нескольких поселениях либо населенных пунктах, на территории которых либо в непосредственной близости от которых планируется строительство объекта, используемого для переработки твердых коммунальных отходов (статья 25.1.);

- предусмотреть возможность проведения местного референдума на части территории муниципального образования (часть 2 ст. 22).