СПЧ – декорация при президенте? Евгений Бобров ответил на критику в адрес Совета по правам человека

Евгений Бобров, отвечая на критику в адрес СПЧ, отмечает, что Совет не наделен полномочиями органов власти и не может ни возбуждать уголовные дела, ни отправлять в отставку, ни отменять чьи-либо решения. Задача Совета - информировать, мотивировать и инструктировать главу государства, вырабатывая оптимальные решения с органами власти.

12 мая 2018

Заместитель председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Бобров ответил на критику, прозвучавшую накануне в адрес Совета.

Бобров отмечает, что СПЧ не наделен полномочиями органов власти и не может ни возбуждать уголовные дела, ни отправлять в отставку, ни отменять чьи-либо решения. Задача Совета - информировать, мотивировать и инструктировать главу государства, вырабатывая оптимальные решения с органами власти в жестких схватках со всякими плутократами, олигархическими марионетками и прочими лоббистами.


СПЧ – декорация при президенте?

После выхода из Совета Максима Шевченко я услышал ряд нелицеприятных оценок деятельности СПЧ в том числе и от уважаемого журналиста Владимира Познера, разочаровавшегося в деятельности Совета, дважды будучи его членом.

По мнению Владимира Владимировича, СПЧ не имеет реального влияния и носит сугубо декоративный характер, это организация без всяких полномочий - клуб для чудесных разговоров, но никак не для решения вопросов…

Коллега действительно прав в том, что Совет не наделен полномочиями органов власти и не может ни возбуждать уголовные дела, ни отправлять в отставку, ни отменять чьи-либо решения. Задача Совета - информировать, мотивировать и инструктировать главу государства, вырабатывая оптимальные решения с органами власти в жестких схватках со всякими плутократами, олигархическими марионетками и прочими лоббистами.

Правильно ссылаясь на то, что СПЧ – это совещательный орган и никакие его решения ни для кого не обязательны, В.Познер не указал, что ему самому удалось сделать за годы членства в Совете, и что мешало заниматься правозащитной деятельностью или, выражаясь языком автора, «принимать значимые решения».

Мне, например, за 5 лет членства в Совете кое-что сделать, все-таки, удалось (справку прилагаю). И это в части изменения только федеральных законов, причем в свободное от основной работы и семьи время, поскольку деятельность в СПЧ безвозмездная. Отклоненных же Администрацией президента инициатив еще больше.

У многих членов Совета есть свои значимые результаты, за каждым из которых – месяцы кропотливой работы и многочасовая доработка на совещаниях. Это не считая участия в выездных заседаниях по всей стране с ознакомлением с обстановкой на местах и личными приемами граждан всеми членами Совета и чиновниками порой далеко за полночь и последующим перелопачиванием килограммов жалоб. Места посещений выбираем в основном по принципу «пожарной команды». Предложения по решению системных проблем мы отражаем в рекомендациях и заключениях, готовим обращения и берем на контроль решение «несистемных».

Чтобы оценивать деятельность Совета как «декорацию при президенте», прежде стоит ознакомиться с рекомендациями и экспертными заключениями Совета на сайте в разделе «Документы» и ответить на вопрос, что именно Совет не сделал либо сделал не так?

Разумеется, что многого мы сделать не смогли, ведь СПЧ – это не спецслужба и не министерство, но за то, что сделать удалось, никому из нас не стыдно. И это при том, что Администрацией президента, Госдумой и др. не поддержано подавляющее большинство инициатив СПЧ.

Если у уважаемого Владимира Владимировича Познера и других критиков деятельности СПЧ есть предложения по совершенствованию деятельности Совета, то мы могли бы обсудить в дружеской обстановке за чашкой чая, что еще можно сделать.

И мне очень хотелось бы, чтобы совместно.

 

 

Краткие результаты деятельности в СПЧ Евгения Боброва в 2014 - 2017 гг.

 

2014 год:

Оказание правовой помощи беженцам из юго-востока Украины, участие в вывозе на лечение в Россию больных и раненых детей

По результатам обсуждения на спецзаседании СПЧ, заседаниях Правительственной рабочей группы Д.Козака по помощи украинским беженцам и заседания с участием Президента РФ подготовлены более 15 предложений по совершенствованию законодательства, правоприменительной практики и деятельности органов власти, проанализированы ответы ведомств на них, подготовлен и направлен Президенту РФ сводный доклад. В итоге реализованы предложения:

- о компенсациях россиянам, приютившим нетрудоспособных украинцев за ноябрь – декабрь 2014 г. (постановление Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1550),

- подготовлен совместно с ФМС России, внесен в Правительство РФ, а затем в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве РФ» в части исключения требования о наличии у украинских переселенцев регистрации в РФ по месту жительства для приобретения гражданства РФ по Госпрограмме переселения соотечественников, проживающих за рубежом,

- из ФЗ о гражданстве РФ исключена ошибка о необходимости отказа от российского гражданства перед его приобретением (октябрь 2014 г.),

- разработан порядок оплаты за счет средств бюджета проезда и провоза багажа украинским переселенцам, находящимся в тяжелом финансовом положении, самостоятельно выбирающим регион своего проживания (сентябрь 2014 г.),

- оказана правовая помощь непосредственно около 100 чел. переселенцам из юго-востока Украины в виде письменных правовых консультаций в сети Интернет, при посещении нескольких пунктов временного размещения украинских переселенцев и спецучреждений для содержания выдворяемых иностранных граждан (г. Донецк и Гуково Ростовской обл., Москва, Егорьевск, Мурманск, Краснодар, Сочи, Майкоп и др.), а также в городах Донецк, Горловка, Макеевка, Иловайск, Снежное, Луганск и др.,

- в ходе указанных поездок в Украину собран материал о потребностях ряда социальных и медицинских учреждений Донецкой и Луганской областей в оборудовании, стройматериалах, лекарствах и др., которые в виде аналитических записок направлены в Администрацию Президента РФ, Минздрав и МЧС России для учета при формировании гуманитарных конвоев;

- в формате рабочей группы СПЧ по оказанию гуманитарной и лекарственной помощи украинским беженцам совместно с руководителем МОО «Справедливая помощь» Е.П. Глинкой участвовал в доставке лекарств в г.Донецк и вывозе на лечение в Россию больных и раненых детей (май 2015 г.), а также инициировал контроль за работой по организации отдыха и лечения в 2015 г. в южных областях России детей из юго-востока Украины

 

2015 год:

В части защиты жилищных прав малообеспеченных категорий граждан

1. После подготовленного рабочей группой СПЧ – Минстроя по доступному жилью и озвученного Президенту РФ доклада о массовых нарушениях права малоимущих москвичей на жилье на основании поручения Президента РФ от 02.12.2014 г. № Пр-2783 Генпрокуратура РФ выявила более 260 случаев незаконного снятия с учета очередников на получение жилья в столице http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/2561/ и приняла меры прокурорского реагирования.

2. Результатом нескольких заседаний рабочей группы СПЧ по доступному жилью, доклада Президенту РФ и обсуждений с руководством ряда областей Центральной России стали разработанные совместно с Минстроем России и Агентством по ипотечному жилищному кредитованию предложения по формированию в России фонда доступного арендного жилья

3. Подготовил критическое правовое заключение на разработанный Минстроем России проект федерального закона «О переселении граждан из авариного жилого фонда». После рассмотрения в Общественной палате РФ законопроект направлен на доработку https://www.oprf.ru/ru/press/news/2015/newsitem/28314?PHPSESSID=ts6ggqi8chu460gjvcmpsa7bh5

В части обеспечения прав переселенцев из юго-восточных областей Украины и совершенствования миграционного законодательства

4. В рамках созданной СПЧ межведомственной рабочей группы по помощи украинским беженцам совместно с Минкомсвязи, ФМС, МЧС, Минтруда, Минздравом и ФТС России подготовлен и запущен специализированный межведомственный информационно-правовой раздел для украинских беженцев на интернет-портале Государственных услуг https://beta.gosuslugi.ru/migrant (оперативное и достоверное информирование о возможностях своего самостоятельного трудоустройства в регионах России с указанием вакансий, жилищного обустройства, реализации социальных и иных прав, российском миграционном законодательстве и ответственности за его нарушение)

5. По ранее подготовленным Постоянной комиссией СПЧ по миграционной политике предложениям и правовым заключениям в Госдуму внесены несколько законопроектов по изменению миграционного законодательства (предоставление украинским переселенцам возможности приобретения российского гражданства без требования о наличии в России регистрации по месту жительства, прекращение практики безальтернативного выдворения иностранцев в мегаполисах и др. - http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/2877/), некоторые из которых в принятых законах учтены.

6. После инициированного по предложению ФМС России и Правительства Москвы совещания в СПЧ 13.02.2015 г. об устранении правовой коллизии и продления срока действия трудовых патентов для иностранных граждан Федеральным законом от 08.03.2015 г. № 56-ФЗ внесены изменения в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», после чего продлен на несколько месяцев срок действия трудовых патентов в г.Москве, выданных в 2014 г. Это обеспечило легализацию около 300 тыс. законопослушных трудовых мигрантов – иностранцев без излишнего обновления документов и выезда за пределы РФ

В части защиты прав автомобилистов и других участников дорожного движения

7. Подготовил заключение СПЧ на законопроект депутата Государственной Думы В.Лысакова и др. о запрете эвакуации не мешающего движению транспорта и обеспечении прав граждан в процедуре эвакуации http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/2387/ (законопроект поддержан СПЧ). В итоге Госдумой в законе принято компромиссное решение о возможности эвакуации машин лишь из тех мест, где установлены специальные знаки, предупреждающие о возможности эвакуации

В части разработки нового законопроекта о порядке рассмотрения обращений граждан

8. В рамках созданной Советом межведомственной рабочей группы с участием Управления по рассмотрению обращений граждан Администрации Президента РФ, Минюста России, Минкомсвязи России, Генпрокуратуры России, Следственного комитета России, НИИ законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ разработан проект Федерального закона «О рассмотрении обращений граждан в Российской Федерации» http://president-sovet.ru/documents/read/395/.

9. По результатам доклада о массовом необоснованном снятии с жилищного учета жителей Москвы рабочей группы СПЧ – Минстроя России по реализации права граждан на доступное жилье и его обсуждения на заседании с участием Президента РФ, 23 декабря 2015 г. Верховным Судом РФ опубликован «Обзор практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» http://supcourt.ru/Show_pdf.php?Id=10592, в который вошли правовые позиции в т.ч. из указанного доклада

 

2016 год:

1. Федеральным законом 1 мая 2016 г. № 129-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлена возможность выдачи вида на жительство без предварительного получения разрешения на временное проживание (и срока проживания с ним) «иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в экстренном массовом порядке, признанным беженцами на территории Российской Федерации или получившим временное убежище на территории Российской Федерации и ставшим участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членам их семей, переселившимся совместно с ними в Российскую Федерацию».

Предложения об отмене для соотечественников разрешения на временное проживание (промежуточного легализационного документа) и выдаче вида на жительство содержались в подготовленных Бобровым многочисленных предложениях СПЧ. Они приняты в отношении наиболее социально незащищенной, культурно и духовно близкой россиянам категории иностранных граждан.

2. В июне после подготовленного с участием Боброва критического заключения СПЧ на резонансный антитеррористический законопроект И.Яровой – В.Озерова из него Госдумой были исключены проектируемые нормы о лишении пособников террористов российского гражданства http://ura.ru/articles/1036268220

3. В августе вступил в силу приказ Минтруда России от 5 июля 2016 г. № 346н, которым по подготовленным Бобровым предложениям СПЧ были пересмотрены критерии присвоения инвалидности больным фенилкетонурией детям и предусмотрена необходимость оценки степени выраженности обусловленных фенилкетонурией стойких нарушений функций организма и ее зависимость не только от формы и тяжести течения, но и от возраста ребенка http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/3405/;

4. После выступления Боброва с докладом о гуманизации миграционной политики на заседании СПЧ с участием Президента РФ 8 декабря 2016 г. и критикой непринятия 6 декабря проекта федерального закона № 18889-7 о продлении срока действия главы 8.1. Федерального закона о гражданстве РФ, продлевающей на три года возможность получения гражданства соотечественниками, российские паспорта которым были выданы ошибочно, 9 декабря законопроект принят сразу в трех чтениях и 19 декабря подписан Президентом РФ (№ 462-ФЗ).

 

2017 год:

1. Обеспечение прав жителей бывших ведомственных общежитий

После длительного убеждения Бобровым специалистов Минстроя России, Государственно-правового управления Президента РФ и др. был разработан, внесен Правительством РФ и 15 февраля 2017 г. принят Госдумой в первом чтении разработанный с активным участием Боброва законопроект о прекращении крепостничества в бывших рабочих общежитиях (прежде всего, приватизированных предприятиями, законопроект № 32886-7).

В апреле в профильном комитете Госдумы рассмотрены и в целом поддержаны предложения СПЧ ко второму чтению:

- ликвидировать (перевести в социальный найм) все бывшие ведомственные общежития, оформленные как в муниципальной, так и в государственной собственности, а также незаконно приватизированные предприятиями (жилые помещения граждан, вселенных в общежитие до государственной регистрации на него права собственности предприятия), установив им оплату жилищно-коммунальных услуг по муниципальным тарифам;

- ликвидировать в бывших рабочих общежитиях все мегакоммуналки размером с весь этаж, образованные без соблюдения санитарных и технических требований, включая необходимость предварительного проведения реконструкции, перепланировки или переустройства (перевести эти дома в ранее существовавшее положение);

- со вселенными на «койко-место» членами разных семей заключать единый договор соцнайма либо передавать им комнату в равнодолевую собственность в порядке приватизации

- и др.

2. Реновация московского жилья

В июне в проект соответствующего федерального закона внесены изменения, частично учитывающие замечания из резко отрицательного заключения СПЧ (определена возможность включения в проект программы реновации бывших общежитий и домов коридорного типа, фактически являющихся коммуналками; установлен приоритет сноса более ветхих домов; исключена возможность произвольного отступления от требований санитарной и противопожарной безопасности; исключена возможность реновации при наличии неполной градостроительной документации и др. – Федеральный закон от 1 июля 2017 г. № 141-ФЗ)

3. Упрощение приобретения соотечественниками российского гражданства

В июле отменено требование об обязательности представления иностранными гражданами (прежде всего, гражданами Украины) документальных доказательств прекращения прежнего гражданства для приобретения российского по процедуре «носителей русского языка» (теперь им достаточно нотариального уведомления об отказе от гражданства другого государства - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 243-ФЗ)

4. Утилизация бытового мусора

В ноябре и декабре после доклада Боброва на спецзаседании СПЧ президент дал ряд поручений Правительству РФ, Генпрокуратуре, СПЧ, Общественной палате РФ и Общероссийскому народному фронту о формировании правовых основ современной отрасли утилизации бытового мусора (стимулирование раздельного сбора отходов населением; разработка механизма учета мнения населения при размещении мусорных заводов; разработка проекта федерального закона о вторсырье и стимулировании спроса на продукцию из вторсырья; проверка исполнения законодательства об отходах органами исполнительной власти всех уровней и др.)

5. Обеспечение социальных прав россиян, не имеющих условий для регистрации

В результате инициированных Бобровым ряда межведомственных совещаний в СПЧ в декабре 2017 г. в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» внесены изменения, позволяющие осуществлять наиболее значимые социальные, гражданские и административные права по экстерриториальному принципу – независимо от места жительства или места пребывания заявителя. В перечне госуслуг, реализуемых с 1 января 2018 г. по экстерриториальному принципу, 86 позиций, среди которых: регистрационный учет россиян и миграционный учет иностранцев, выдача российских паспортов и загранпаспортов, назначение и выплата страховых и государственных пенсий, ежемесячных доплат, материнского капитала, регистрация автотранспорта, выдача архивных справок, лицензий и других разрешительных документов (Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 384-ФЗ)

6. Защита бездомных животных

В декабре принят (в т.ч. с подготовленными Бобровым важнейшими поправками СПЧ в третьем чтении) дважды рассмотренный на ПК по экологическим правам и инициированный СПЧ законопроект об ужесточении и детализации уголовной ответственности за жестокое обращение с животными. Теперь уголовная ответственность будет наступать не только за гибель или увечье животного, но и за жестокое обращение с ним в целях причинения боли и страданий. При этом трудно доказуемые хулиганские или корыстные побуждения особой роли не играют. Впервые удалось законодательно «оживить» животных как способных чувствовать и переживать. До этого они относились лишь к имуществу, безнадзорные – соответственно к бесхозному… Особая значимость ужесточения уголовной ответственности живодерам в том, что по статистическим данным большинство лиц, совершивших преступления против жизни и здоровья, начинали именно с мучений бездомных животных, переходя затем на бомжей и алкоголиков (изменение статьи 245 УК РФ - Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. № 412-ФЗ)

7. Обеспечение земельных и имущественных прав крестьян - владельцев земельных долей и имущественных паёв, таковых не получивших

По итогам нескольких совещаний в формате межведомственной рабочей группы с участием профильных органов государственной власти, правоохранительных органов, специалистов-ученых и общественных активистов разработаны и направлены в Администрацию Президента РФ предложения по обеспечению прав работников сельхозпредприятий, не получивших земельных долей в ходе аграрной реформы 1990-х годов, предварительно обсужден проект федерального закона «Об упорядочении отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения.