Член СПЧ Андрей Юров после "кремлевского списка" поднимает вопросы о соотношении санкций и норм права

Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, председатель постоянной комиссии по правам человека за рубежом Андрей Юров после публикации Минфином США "кремлевского списка" поднимает вопрос о том, как санкции против отдельных государств или лиц соотносятся с нормами международного права.

30 января 2018

Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, председатель постоянной комиссии по правам человека за рубежом Андрей Юров после публикации Минфином США "кремлевского списка" поднимает вопрос о том, как санкции против отдельных государств или лиц соотносятся с нормами международного права.




Андрей Юров

Санкции и Право

На сегодняшний день отдельные государства - к сожалению или счастью - пользуются своим суверенным правом принимать санкции по отношению к другим государствам и по отношению к отдельным людям. Иногда это единственный метод влияния на ситуацию, но иногда такие вещи начинают подрывать основные и базовые принципы самого Права.

Любые санкции, вводящиеся не против государств, а против отдельных людей, даже в виде простой публикации списка фамилий “не очень желательных людей”, уже являются косвенным нарушением права на репутацию (возможным унижением человеческого достоинства), и могут приводить к непропорциональному поражению таких людей в правах в самых разных сферах.

В связи с этим, принципиально важно, чтобы такие действия, предпринимаемые различными государствами учитывали следующие моменты:

1) люди должны хотя бы подозреваться (а желательно, чтобы вина была доказана в установленном законом порядке) в совершении конкретных преступлений или нарушении норм международного права (например, гуманитарного права: военные преступления и т.п.),

2) сама процедура включения людей в такой список должна предполагать хоть какую-то квазисудебную процедуру, где у человека должна быть возможность представить доказательства своей невиновности (если уж сам принцип “презумпции невиновности” здесь не рассматривается вовсе), а желательно - вообще идти по пути развития “универсальной юрисдикции” за серьезные преступления,

3) нельзя забывать, что права любого человека, даже обвиненного в совершении преступлений, должны защищаться принципами установленной международной системы защиты Прав Человека, а не произволом чиновников.

И в этом смысле создание и публикация подобных списков должны опираться на эти элементарные подходы, охраняющие человеческое достоинство, хоть как-то соответствующие международному праву, и самое главное - должны способствовать укреплению международного права, а не его ослаблению.

 

P.S. Эта позиция возникла еще несколько лет назад, в том числе по поводу совершенно других “списков” людей, принимаемых самыми разными странами