ФАС России прокомментировала Рекомендации СПЧ по экологическим проблемам при утилизации отходов

В письме руководителя службы Игоря Артемьева говорится, что поиск решений по указанным вопросам является одним из приоритетных направлений совершенствования действующей нормативной правовой базы, а также одной из ключевых тем для обсуждения с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и представителями отраслевого сообщества.

16 января 2018

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека получил отзыв Федеральной антимонопольной службы России на Рекомендации СПЧ по итогам специального заседания по теме "Обеспечение права населения на охрану здоровья и благоприятную среду при утилизации отходов потребления".

В письме руководителя службы Игоря Артемьева говорится, что поиск решений по указанным вопросам является одним из приоритетных направлений совершенствования действующей нормативной правовой базы, а также одной из ключевых тем для обсуждения с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и представителями отраслевого сообщества.

В части создания стимулирующих мер по внедрению раздельного сбора твердых коммунальных отходов, позволяющих населению сокращать свои расходы на вывоз смешанных отходов для захоронение, отдавая предпочтение раздельному сбору отходов, направляемых на утилизацию (использование), Федеральной антимонопольной службой уже предоставлено право субъектам Российской Федерации принимать решения об установлении предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами с дифференциацией по видам таких отходов (сортированные, не сортированные).

Вместе с тем, для того, чтобы данный механизм тарифного регулирования мог заработать в полном объеме и стать действенным экономическим стимулом для населения, необходима доработка Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".

В части предотвращения монополизации сферы обращения с твердыми коммунальными отходами путем закрепления обязанности для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по заключению субконтрактов на более половины объемов рынка с другими компаниями ФАС России отметила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 закона "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно части 3 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя схему потоков отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

Необходимо отметить, что нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной территориальной схемой, является одним оснований, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора (пункт 40 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016№ 1156).

В этой связи, определение объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, участвующих в процессе обращения с твердыми коммунальными отходами на территории конкретной зоны деятельности регионального оператора осуществляется на этапе формирования территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и изменению по решению регионального оператора не подлежит.

Также федеральная служба отмечает, что на территории субъекта Российской Федерации может действовать несколько региональных операторов. При этом, региональные операторы вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, так и привлекать к этой деятельности других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 "Об утверждении правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора" установлены случаи, при которых отбор транспортировщика твердых коммунальных отходов осуществляется по результатам торгов.

В частности, цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов в случае, если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации, а также в случае, если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.

"Реализация данного принципа обеспечивает условия для сохранения конкуренции на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами", - отметил глава ФАС России Игорь Артемьев.