Выступление Михаила Федотова на Пленарном заседании 16-й Конференции Форума "Петербургский диалог"

​В Берлине с 23 по 25 ноября проходит XVI заседание российско-германского Форума "Петербургский диалог" на тему: "Общественное участие как путь к взаимопониманию России и Германии". В числе докладчиков - председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека, руководитель рабочей группы "Гражданское общество" Михаил Федотов.

23 ноября 2017

В Берлине с 23 по 25 ноября проходит XVI заседание российско-германского Форума "Петербургский диалог" на тему: "Общественное участие как путь к взаимопониманию России и Германии". 

Церемония открытия мероприятия состоится 23 ноября в Парадном зале Красной ратуши, где с приветственным словом перед участниками выступят:
- Михаэль Мюллер, правящий бургомистр Берлина;
- Владимир Гринин, Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Федеративной Республике Германия;
- Рональд Пофалла, сопредседатель Форума "Петербургский диалог" с германской стороны;
- Виктор Зубков, сопредседатель Форума "Петербургский диалог" с российской стороны.

С докладами по главной теме заседания "Общественное участие как путь к взаимопониманию России и Германии" выступят:
- Проф. д-р Вольфганг Хубер, епископ-эмерит, бывший председатель Совета Евангелической Церкви Германии;
​- Михаил Федотов, советник Президента Российской Федерации, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, руководитель рабочей группы "Гражданское общество".

В программе мероприятия запланированы параллельные заседания десяти рабочих групп Форума, а также Пленарное заседание и заключительная дискуссия.

 


Выступление Михаила Федотова на Пленарном заседании
16-й Конференции Форума «Петербургский диалог»
«Общественное участие как путь к взаимопониманию
России и Германии»

 

Уважаемый господин правящий бургомистр и Председатель Бундесрата,

Уважаемый г-н Пофалла!

Уважаемый г-н Зубков!

Уважаемые участники Форума!

Дамы и господа!

 

Современный мир переживает кризис доверия. Он начался не вчера и закончится не завтра. Он охватил сферу деятельности банков, судов, парламентов, политических партий, международных и межличностных отношений. В отсутствие доверия лопаются банки, рушатся политические авторитеты, ломаются международные договоренности. А без доверия не может быть взаимопонимания. И наоборот, без взаимопонимания не может быть доверия. Но известная формула «я тебя насквозь вижу» вовсе не означает доверие, а, напротив, - такое глубокое понимание, которое совершенно не входило в планы другой стороны. Вот почему одностороннее понимание очень далеко от взаимопонимания, когда стороны не просто понимают друг друга, даже если они говорят, как мы с вами, через переводчика, но и ясно различают системы ценностей друг друга, цели и интересы, разумные опасения и беспричинные страхи. Видя в другом врага, мы творим себе ад на земле. Всматриваясь в другого, как в зеркало, мы рискуем оказаться в плену собственных фантазий. Но как прийти к настоящему взаимопониманию? Об этом я и намерен сегодня говорить.

Но, прежде всего, хотел бы от имени президентского Совета по правам человека поприветствовать всех собравшихся и поблагодарить за возможность выступить сегодня в торжественном зале Красной Ратуши на ежегодном Форуме «Петербургского Диалога», посвященном крайне важной и актуальной в нынешних условиях теме – общественному участию, которое рассматривается как путь к взаимопониманию России и Германии. Эта тема исключительно близка мне как сопредседателю Рабочей группы «Гражданское общество» Форума «Петербургский диалог», т.к. она созвучна тем идеям, которые мы обсуждаем в своей Рабочей группе, тому духу взаимопонимания и сотрудничества, который царит в ней царят и которым мы так дорожим. Более того, эта тема собственно и сформировалась в конце 2016 года как результат оживленных дискуссий в недрах именно нашей Рабочей группы.

При этом хочу сказать слова особой благодарности за блестящую организацию нынешнего Форума в Берлине нашим немецким друзьям и коллегам, с которыми мы работаем вместе на протяжении уже полутора десятков лет. В этот сложный для всех момент, несмотря на трудный период в развитии внутриполитической ситуации в Германии, вопреки всем перипетиям в отношениях между Россией и Западом, они не отступают от традиций сотрудничества с российским гражданским обществом. Мы это ценим и стремимся отвечать взаимностью на добрые чувства и полезные дела! Мы рассматриваем это как деятельное проявление заботы о нашем общем лучшем будущем в процветающей Европе от океана до океана.

Великий русский писатель ХХ века Виктор Астафьев в марте 1993 года, когда судьба молодой российской демократии висела на волоске, переслал мне для публикации в газете «Известия» короткое эссе, в котором были такие слова: «Русский народ всегда говорил: «Помирать собирайся, а жито сей!..» Вот уж много лет подряд в России все идет наоборот, завелась и царит в нашем ополоумевшем Отечестве дурная, разрушительная привычка —сеять смуту в пору сева хлеба насущного и уборки урожая».

Давайте вдумаемся в эту народную мудрость: «Помирать собирайся, а жито сей!..». В ней, на мой взгляд, заложены великий оптимизм и великая ответственность. Даже, чувствуя приближение смерти, крестьянин должен идти в поле, чтобы в последний раз его засеять. Чтобы в пору жатвы потомки смогли собрать урожай, а потом в положенное время снова засеять поле. И так без конца. Потому, что только работа на общее лучшее будущее может победить распад и хаос.

Казалось бы, это было доказано еще две тысячи лет назад. Но и сегодня есть те, которым нужны доказательства простой житейском мудрости: «Помирать собирайся, а жито сей!».

Вот так и мы с вами должны продолжать свое благородное пчелиное дело, собирать по капелькам мёд взаимопонимания, работать на перспективу, сеять и взращивать семена доверия, несмотря ни на что, и прежде всего, несмотря на политическую конъюнктуру. Она, эта конъюнктура, меняется, политический флюгер поворачивается то в одну, то в другую сторону, а народы остаются соседями и люди должны оставаться людьми. «Помирать собирайся, а жито сей!».

Мы помним, какая пропасть легла в прошлом веке между нашими народами: по вине Гитлера и нацистской партии русские и немцы стояли по разные стороны фронта и стреляли друг в друга. Что может быть страшнее! Они убивали и их убивали. И смерть собирала своей невиданно богатый урожай на полях той самой кровавой в истории войны, развязанной ради безумной идеи тысячелетнего рейха. Мои родители тоже были на той войне: отец командовал пехотным полком, мама была связисткой. И я знаю, что у моего друга Гернота Эрлера, сопредседателя нашей рабочей группы «Гражданское общество» с немецкой стороны, тоже кто-то из его родных воевал на восточном фронте. Да, наши предки были по разные стороны линии фронта и это было их рук дело.

Казалось бы, пролитые океаны крови должны были навсегда сделать русских и немцев кровными врагами. Но время шло, раны зарубцовывались, сменялись поколения и через межличностные отношения прорастали ростки взаимопонимания, а потом – доверия, сотрудничества и дружбы. Конечно, немалую роль в этом сыграли государственные мужи наших стран, но все-таки давайте признаем, что ни взаимопонимание, ни доверие, ни дружбу нельзя ввести международным договором, даже если это договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Безусловно, такие договоры создавали пути, по которым люди могли идти навстречу друг другу, но главную работу делали сами люди, их объединения и союзы, одним словом, гражданское общество.

Конечно, я иногда обижаюсь на Гернота Эрлера, например, когда он долго не отвечает на мои письма. Но я не ставлю ему в вину то, к чему ни он, ни наше с ним поколение не имеет никакого отношения. В то же время я благодарен ему за ту сушеную фасоль из запасов бундесвера, которую мы варили дома на обед в начале 90-х годов. Ее прислали немецкие благотворительные организации в московскую гимназию № 13, в которой училась моя дочь. И я благодарен за это Герноту Эрлеру, хотя, наверняка, вовсе не он посылал эту фасоль в Россию. Но это было делом рук его поколения, делом рук нынешнего гражданского общества Германии, делом рук людей, разделяющих его представления о добре и зле, о солидарности и взаимопонимании.

Сейчас в России идет ожесточенный спор вокруг выступления в Бундестаге мальчика Николая Десятниченко из Нового Уренгоя. А что, собственно, сказал этот мальчик такого, что должно было шокировать некоторых представителей российской общественности? Он сказал, что увидел в Копейске, на немецком кладбище, выросшем возле бывшего лагеря военнопленных, (цитирую) «могилы невинно погибших людей, которые хотели жить мирно и не желали воевать». Это цитата! И это по сути цитата… из Льва Николаевича Толстого. Откройте «Войну и мир» и убедитесь в том, что «ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было». Это тоже цитата!

В этой связи обращусь к социологии. По данным Всероссийского центра по изучению общественного мнения (ВЦИОМ), только два процента опрошенных в 2015 году россиян считали, что память о Великой Отечественной войне мешает сближению России и Германии. Напротив, 33 процента возлагали за это вину на влияние США и Евросоюза. Причем, этот показатель из года в год растет: еще в 2013 году он был равен 5, а в 2014 – 20 процентам. Среди факторов, мешающих нашему сближению, 13 процентов назвали ситуацию на Украине, 9 процентов – санкции, 7 процентов – политическое руководство Германии и только 2 процента – различие наших политических систем.

В то же время на скорое улучшение германо-российских отношений рассчитывали в 2014 году 26 процентов опрошенных, а в 2015 – уже 32 процента. Напротив, ухудшение отношений предвидели в 2014 году 26 процентов опрошенных, а в 2015 году – вдвое меньше, 13 процентов.

И все-таки, как далеки результаты этих социологических замеров от показателей взаимного доверия, которое фиксировалось исследователями всего пять лет назад. В 2012 году 61 процент опрошенных оценивали отношение немцев к россиянам как дружественное, а 7 процентов – как очень дружественное. Мы обязаны сделать всё, что вернуть эту дружбу.

Убежден, что многие проблемы в российско-германских отношениях рождаются на кончике журналистского пера или депутатского языка. Ради острого словца или запоминающейся цитаты рушатся серьезные проекты, а в целом создается атмосфера недоверия и, следовательно, непонимания.

В этой ситуации для общественности не остается другого выхода как стать выше политиков, мыслящих исключительно в категориях геополитики и ближайших выборов. Для гражданского общества важнее реальные права реального человека. Право на справедливую оплату труда, право на чистый воздух и свежую воду, свобода говорить то, что думаешь, право знать всё, что творится на свете, и так далее. Если политический деятель заботится о следующих выборах, то общественный деятель – о нынешнем и следующих поколениях.

Именно таким коллективным общественным деятелем стал наш Форум. Полагаю, что у нас есть все основания сказать, что в результате наших совместных усилий «Петербургский диалог» в нынешних непростых условиях остался одним из немногих островков стабильности межобщественного сотрудничества, основанного на взаимном уважении и партнерстве, и способного двигать нас вперед, несмотря на имеющиеся, и зачастую существенные, разногласия между правительствами наших государств по различным политическим вопросам.

С глубоким сожалениям мы признаем, что отдельные противоречия действительно имеют место, продолжается санкционное противостояние, имеются расхождения в подходах к различным проблемам международной повестки и т.д. Мы говорили об этом в ходе предыдущего Форума в Санкт-Петербурге (2016), аспекты такого рода затрагивались и впоследствии как на рабочих группах, так и в ходе совместных заседаний координационных комитетов. Тем ни менее, мне вспоминаются слова нашего великого ученого и правозащитника, гениального физика и общественного деятеля А.Д.Сахарова, сказанные им на излёте «холодной войны», призраком которой особо горячие головы ныне пугают международную общественность. Стараясь своей правозащитной деятельностью предотвратить тот клинч, в который зашли отношения Советского Союза и Запада в 1980-х годах, он предостерегал: «Для человечества отойти от края пропасти – это значит преодолеть разобщенность»1.

Как мне кажется, эти слова не утратили своей актуальности и теперь. Именно разобщенность во всех ее основных проявлениях как на уровне государств, так и на межобщественном и межличностном уровнях - главная опасность современности. Остановить этот процесс – важнейшая задача, которая стоит перед гражданскими обществами наших стран. И преодоление этой разобщенности должно, я убежден, осуществляться как раз через общественное участие и интеграцию. Эти понятия я беру в самом широком смысле. Ведь зачастую, когда говорят об участии, интеграции, инклюзии и т.п., понимают под этим различные аспекты социальной помощи и поддержки.

Безусловно, это чрезвычайно важная составляющая в деятельности гражданского общества и некоммерческих организаций наших стран. И мы с нашими немецкими коллегами в рамках Рабочей группы «Гражданское общество» придаем этому направлению особое значение. Под эгидой Рабочей группы учрежден и действует Социальный форум, значительная часть дискуссий в ходе нынешней сессии будет также уделена социальным проблемам, теме людей с ограниченными возможностями здоровья и др. Мы будем продолжать нашу работу в этом направлении.

Между тем, применительно к теме всего Форума, речь, по моему убеждению, должна идти о том самом гражданском участии, которое означает всеобщую вовлеченность, способность всех и каждого влиять на жизнь общества и государства. Ведь что означает государство для каждого из нас в отдельности и для всех вместее? Государство – это общее дело, res publica, что известно, собственно, со времен Древнего Рима, и что также нашло отражение в государственном устройстве наших стран: Россия, и Германия – республики. Но здесь мы продолжаем сталкиваться с серьезными вызовами.

Кстати, хочу дополнить выступление господина Рональда Поффалы: уголовное дело в отношении Валентины Череватенко было не приостановлено, а прекращено в связи с отсутствием состава преступления и с правом на реабилитацию. Что же касается НКО - иностранных агентов, то в этом году их реестр сократился практически вдвое, а число вновь включенных организаций сократилось по сравнению с 2016 годом в четыре раза. Но мы на этом не остановимся, чтобы в конечном итоге в этом списке остались только те, кто этого хочет или действительно этого заслуживает.

Как отмечал А.Д.Сахаров, «сейчас многоплановость, сложность общественных явлений, опасности, лежащие перед человечеством, неизмеримо возросли, и тем важней обезопасить человечество от опасности догматических и волюнтаристских ошибок, неизбежных при решении проблем «кабинетным методом» с негласными советниками «теневых кабинетов».2 Между тем, волюнтаризм, «кабинетный метод» и догматизм неизбежно становятся атрибутами государственной власти, лишенной возможности опереться на мнение и активность гражданского общества. Ведь бюрократия, если выражаться современным языком и иметь в виду дискурс сегодняшнего дня, и есть власть, с дефицитом общественного участия.

Именно потому интеграция активных граждан в реализацию «общего дела» должна быть максимальной: всем заинтересованным должны быть предоставлены наилучшие возможности и созданы оптимальные условия для вовлечения. Сидящие в этом зале главы российских республик Северного Кавказа, в которых созданы наши партнерские организации – региональные Советы по правам человека – могут привести множество доказательств того, как общественное участие в конечном итоге дает возможность в наибольшей степени задействовать потенциал каждого индивида в интересах общего блага. При этом именно личность является главным носителем творческого начала и

интеллектуальной свободы, жизненно необходимых для развития наших обществ. «Сегодня ключ к прогрессивной перестройке государственной системы в интересах человечества лежит в интеллектуальной свободе», - писал академик Андрей Сахаров3. Содействие этому, выделение ключевых проблем на каждом из направлений и поиск их решений - задача каждой из рабочих групп нашего Форума. Уверен, предстоящие дискуссии станут серьезным шагом на пути преодоления разобщенности и взаимных разногласий через поиск новых современных механизмов реализации общественного участия.

Два дня назад в Екатеринбурге мне подарили короткий видеоролик, который посвящен теме понимания и доверия – не в политическом, а в подлинном, глубинном, общечеловеческом смысле. И я надеялся сделать этот видеоролик завершающим аккордом своего выступления. Но, увы, не позаботился заранее об экране и проекторе. Поэтому аккорд отменяется, а ролик мы сможем посмотреть завтра. Ведь сегодня мы только начинаем, начинаем продолжать наш путь к взаимопониманию и доверию между Россией и Германией.

Благодарю за внимание!