Совет при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека

Низкая явка, мало наблюдателей и жалоб - что члены СПЧ выявили в ходе мониторинга на выборах 10 сентября

10 Сентября 2017

Сегодня, 10 сентября, в России проводится единый день голосования. В 82 субъектах - во всех регионах, кроме Ингушетии, Санкт-Петербурга и Магаданской области - проходят выборы, по результатам которых будут замещены более 36,5 тысячи выборных должностей и депутатских мандатов. В 16 субъектах граждане избирают губернаторов, в шести - депутатов региональных парламентов, в Удмуртии и Саратовской области одновременно выбирают глав регионов и депутатов заксобраний.

За тем, как соблюдаются права граждан в ходе избирательного процесса, наблюдали члены Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Представители мониторинговой группы СПЧ посещали избирательные участки в шести регионах: в Москве и Подмосковье, Томске, Севастополе, Ленинградской и Белгородской областях. 

Основными задачами правозащитников были сбор объективной информации о ходе избирательных кампаний, предупреждение и урегулирование конфликтов, связанных с нарушением избирательных прав граждан.

На выборах в Томске работала член СПЧ Ирина Киркора. Она провела рабочую встречу с председателем Избирательной комиссии Томской области Эльманом Юсубовым и уполномоченным по правам человека в регионе Еленой Карташовой, в ходе которой обсудили особенности организации голосования, подсчета голосов, установление итогов голосования на досрочных выборах губернатора и порядок работы с обращениями избирателей.

Ирина Киркора рассказала, что в городе проходит акция #голосовач. Каждый пришедший на выборы может сфотографироваться со специальной рамкой и поучаствовать в конкурсе, наградой в котором станет современный гаджет.

В Белгородской области за голосованием наблюдали члены Совета Мария Большакова и Раиса Лукутцова. Рано утром они провели круглый стол с председателем избирательной комиссии региона Николаем Плетневым, уполномоченным по правам человека области Александром Паниным, представителем аппарата уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Олегом Поповым.

По словам Марии Большаковой, до выборов в белгородский избирком поступило всего четыре жалобы, что свидетельствует о том, что в регионе складывается благоприятная обстановка. На прошлых выборах на одном из участков был зафиксирован вброс бюллетеней, и сейчас эта ситуация вновь обсуждалась. Тогда виновные были наказаны по суду, а всем организаторам выборов была дана четкая установка о недопущении подобного. 

"Мы создали здесь региональную мониторинговую группу и активно работаем", - заявила Большакова.

Правозащитницы посетили несколько участков в городе и в разных районах области, а вечером провели встречу с лидерами  региональных политических партий Белгородской области.

Член СПЧ Анита Соболева вместе с членами Общественной палаты Москвы Александром Шарлаем и Марией Лазутовой, а также представителями общественной организации "Гражданин наблюдатель" Геннадием Габриеляном посетили избирательные участки в районах Митино и Покровское-Стрешнево. 

"Все проходит более или менее спокойно, кроме одного места. Там была незаконная агитации за "Единую Россию", но мы ее не застали, поэтому сейчас мы находимся в штабе Общественной палаты по общественному контролю за выборами и отсматриваем видеозаписи с этого участка. Будем проверять", - рассказала Соболева.

Также правозащитница отметила, что на некоторых участках были фотографии кандидатов, на некоторых нет,  на одном из участков было много надомников, а общее количество бюллетеней, полученных избирательной комиссией, почему-то не заполнено.

В других районах столицы работали сопредседатель мониторинговой группы СПЧ по выборам Игорь Борисов и член Совета Александр Брод.

"Утром заходил на открытие участков в Москве, посещал еще ряд участков в столице. Каких-либо помех со стороны представителей избирательной комиссии на допуск и ознакомление с процедурами я не почувствовал, представителей СПЧ пускали на участки и предоставляли информацию, что я считаю позитивным моментом, так как мы не являемся субъектами избирательного процесса. Комиссии уже разворачиваются лицом к общественности и начинают с ней общаться", - заявил Борисов. 

Второе, на что сопредседатель обратил внимание, - везде присутствовали наблюдатели, но не в таком количестве, как ожидалось. В Москве баллотировалось по десять-двадцать кандидатов по одномандатным округам, а наблюдателей значительно меньше. Получается, что далеко не все кандидаты представили своих наблюдателей. Это имеет особое значение, так как наблюдатели являются членами комиссии с правом совещательного голоса.

"Третья особенность, которую я хочу отметить по Москве - достаточно низкая явка. Кандидатов очень много, но резонанс от числа участников в конкретном округе и активности населения. Мы не видим прямой взаимосвязи между числом кандидатов и числом участников", - отметил член СПЧ.

Во второй половине дня Игорь Борисов провел мониторинг в Московской области.

Член СПЧ Александр Брод большую часть времени провел на площадке информационного центра ЦИК и нового общественного штаба, который располагался в здании центрального телеграфа.

По его словам, самое большое количество жалоб в этом году было на незаконную агитацию, а в целом число жалоб было меньше, чем в предыдущие кампании.

"Если сравнивать жалобы этого года с выборами в 2016 году, то в этот раз было меньше жалоб, связанных с применением административного ресурса, привлечением бюджетников к голосованию, студентов, меньше было жалоба на подвоз, карусели. Усилилось реагирование на обращения. Если раньше комиссии либо не замечали общественников, правоохранительные органы долго раскачивались, то сейчас незамедлительно осуществлялись проверки", - рассказал Брод.

Второй сопредседатель группы по наблюдению на выборах Илья Шаблинский с членом Совета Лилией Шибановой работали на участках в Подмосковье.

"Мы с Лилией и представителем общественной организации "Объединенные наблюдатели" были в Щелково на избирательном участке и разбирали жалобу муниципального депутата Дмитрия Барановского. Суть ее в том, что нет информации о проходящих выборах. Он звонил в избирательную комиссию, а там ответили, что есть распоряжение управы эту информацию не давать. Это пока самое серьезное из того, что на настоящий момент было выявлено", - поделился Шаблинский.

Наталия Евдокимова, которая выступила наблюдателем на выборах в Ленинградской области, отметила три проблемы, проявившиеся в ходе этой кампании. Первая - очень низкая явка. Вторая - не от всех партий были наблюдатели, на некоторых участках  их вообще не было. Третья - на некоторых участках не явились даже члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса.

"И только на одном из участков мы нашли эту "болезнь" прошлых выборов, когда из 1400 избирателей якобы 112 подали заявление о том, что хотят проголосовать на дому. Мы как раз встретили команду, которая возвращалась из такого "вояжа" и приехала с выносной урной. Оказалось, что из 112 человек только шесть человек открыли дверь и сказали, что они хотят голосовать. Выяснилось, что они сами составляли списки и включали в них ветеранов и пожилых, даже не согласовав с ними", - рассказала Наталия Евдокимова.

"Так как выборы были не повсеместные, то и особой заинтересованности не было, и особых нарушений тоже", - резюмировала член СПЧ.

Член Совета Максим Шевченко проводил мониторинг за соблюдением прав человека в Севастополе.

"Все прошло хорошо, великолепно. Все хорошо организовано, никаких провокаций. Могу отметить, что крымские татары показали наибольший процент явки, как это не пародоксально", - заявил Максим Шевченко.

Согласно положению о работе мониторинговой группы, по результатам работы  будет подготовлен консолидированный доклад на основе собранных материалов, прошедших обсуждение на общем заседании. Также результаты наблюдений за этой кампанией будут обсуждаться на специальном заседании Совета в октябре.

 

Положение
о Мониторинговой рабочей группе
Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на парламентских выборах

 

1. Общие положения

1.1. Мониторинговая рабочая группа (далее – МРГ) создается Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет) в целях содействия реализации избирательных прав граждан.

1.2. МРГ действует в соответствии с настоящим Положением, не подменяя работу наблюдателей от кандидатов и политических партий, участвующих в избирательной кампании в рамках своих полномочий.

1.3. МРГ осуществляет следующую деятельность:

- аккумулирует, анализирует и обобщает информацию об имевших место конфликтах, связанных с нарушениями избирательных прав граждан (далее – конфликты), поступающую от представленных в составе МРГ общественных объединений наблюдателей, а также от региональных мониторинговых рабочих групп (далее – РМРГ), создаваемых в соответствии с настоящим Положением;

- оказывает содействие в урегулировании конфликтов;

- готовит по итогам своей работы консолидированный доклад, содержащий выводы о причинах и условиях возникновения конфликтов в ходе избирательной кампании, а также о путях их предупреждения – для представления Президенту Российской Федерации.

1.4. МРГ не рассматривает политические вопросы и не делает заявлений, которые могут быть восприняты общественностью как поддержка или осуждение кого-либо из кандидатов или политических партий.

2. Структура МРГ

2.1. МРГ формируется по решению Совета в следующем составе:

- члены Совета, входящие в состав Постоянной комиссии по избирательным правам, - по умолчанию;

- члены Совета, не входящие в состав Постоянной комиссии по избирательным правам, - по их желанию.

К участию в работе МРГ приглашаются:

- два представителя Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

- два представителя Общественной палаты Российской Федерации;

- по одному представителю от общественных объединений, занимающихся наблюдением на выборах;

- иные лица – по решению МРГ.

2.2. К участию в работе МРГ не могут быть приглашены:

- представители органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- представители избирательных комиссий;

- лица, участвующие в выборах в качестве кандидатов, их уполномоченных и доверенных лиц;

- представители политических партий и общественных организаций, устав которых предусматривает участие в выборах;

- адвокаты, представляющие интересы кандидатов и политических партий;

- представители иностранных и международных организаций.

2.3. Координацию работы МРГ осуществляют два сопредседателя, избранных решением Совета из числа своих членов при формировании МРГ.

2.4. Решением МРГ в субъектах Российской Федерации создаются РМРГ для оказания содействия МРГ в осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.3. настоящего Положения.

В состав РМРГ входят не менее двух членов Совета из числа входящих в состав МРГ, а также приглашаются:

- два представителя регионального Совета по развитию гражданского общества и правам человека (при наличии такового);

- Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации или его представитель;

- два представителя региональной общественной палаты;

- по одному представителю от общественных объединений, занимающихся наблюдением на выборах.

В состав РМРГ не могут входить лица, которые не могут входить в состав МРГ.

Функции координации работы РМРГ возлагаются на сопредседателей МРГ.

2.5. По решению РМРГ могут создаваться мобильные мониторинговые группы для содействия в сборе информации.

3. Порядок сбора информации

3.1. Информацию об имевших место конфликтах может представлять на рассмотрение МРГ любой ее участник.

Полученная информация обсуждается всеми участниками МРГ на основе принципа коллегиальности.

3.2. На основании полученной информации об имевшем место конфликте МРГ может принять решение о проведении проверки на месте.

3.3. В ходе проверки информации об имевшем месте конфликте участники МРГ стремятся содействовать его урегулированию. В случае подтверждения сигнала о нарушении избирательных прав граждан МРГ фиксирует нарушение и информирует о нем соответствующие избирательные комиссии, правоохранительные и иные государственные органы.

3.4. Согласованным мнением МРГ считается мнение, поддержанное большинством членов МРГ.

3.5. Деятельность РМРГ осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 3.1 – 3.4 настоящего Положения.

4. Подготовка консолидированного доклада

4.1. Консолидированный доклад по результатам работы МРГ готовится всеми участниками МРГ на основе собранных материалов, прошедших обсуждение на общем заседании МРГ.

Каждый член МРГ вправе обнародовать свое особое мнение по положениям и выводам доклада.

4.2. Консолидированный доклад утверждается Советом в установленном порядке.

Поделитесь в соцсетях:

© 1993-2017 Совет при Президенте Российской Федерации 
по развитию гражданского общества и правам человека

Ошибка в тексте? Выдели её и нажми:
ctrl + enter