Члены Совета представили рекомендации по улучшению взаимодействия НКО Удмуртии с органами власти

Постоянная комиссия по развитию НКО (ПК 1 - председатель Наталия Евдокимова) Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека выработала рекомендации по итогам круглого стола "Взаимодействие НКО с органами государственной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления".

18 марта 2017

Постоянная комиссия по развитию НКО (ПК 1 - председатель Наталия Евдокимова) Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека выработала рекомендации по итогам круглого стола "Взаимодействие НКО с органами государственной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления".

Мероприятие было проведено с участием членов СПЧ, общественников и правозащитников региона.


Рекомендации круглого стола на тему "Взаимодействие НКО с органами государственной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления"

I. Общественные советы

 

1. На официальной странице, посвящённой Общественным советам при Главе Удмуртской Республики, практически нет информации об их деятельности. Есть лишь ссылка на Общественный совет по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, где выложен один протокол совещания двухгодичной давности. Нет информации о Положениях о советах, об их составах. Задачи, стоящие перед существующими Общественными советами, не охватывают вопросы, которые желательно обсуждать с представителями гражданского общества.

2. По Положению об Общественном совете по градостроительной деятельности, созданном в декабре 2014 года, его заседания проводятся не реже 1 раза в полугодие (http://docs.cntd.ru/document/428582155) с оформлением протокола по итогам принятых решений. По факту было проведено два заседания: 30 апреля 2015 года (о чём нет официальной информации вообще) и 4 июля 2016 года (http://www.udmurt.ru/about/info/news/?ELEMENT_ID=314005). Протоколы заседаний отсутствуют. Из 24-х членов совета (не считая Главы Удмуртской Республики) 12 представляют строительный бизнес либо НКО, связанные с ним (например, Союз строителей Удмуртии), пятеро - проектные институты, работающие по заказам строительных компаний. Представителей незаинтересованных общественных организаций только трое.

3. Общественный совет при Министерстве строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, за исключением директора образовательного учреждения, состоит из представителей бизнеса и связанных с ним структур (http://www.minstroy.ru/sites/default/files/Prikaz_O_vnesenii_izmeneniy_v_sostav.pdf).

4. При Главе муниципального образования «Город Ижевск» реальных общественных советов только два - Консультационный совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям и Общественный совет по вопросам жилищно-коммунального хозяйства (http://www.izh.ru/i/info/21384.html). На официальной странице Общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства информации о его деятельности нет.

5. Создано ещё два совета: Инвестиционный совет города Ижевска (http://www.izh.ru/i/info/19762.html) и Градостроительный совет города Ижевска (http://www.izh.ru/i/info/14764.html). В составе Инвестиционного совета представителей общественности нет вообще, в составе Градостроительного - их только двое.

Выводы:

1. В настоящий момент механизмы формирования Общественных советов при исполнительных органах государственной власти Удмуртии недостаточно прозрачны.

2. Существуют перекосы в составах Общественных советов в пользу представителей бизнеса и некоммерческих организаций, обслуживающих их интересы. В них мало представлено представителей гражданского общества.

3. Не соблюдаются регламенты работы Общественных советов. Вопреки положениям о них Общественные советы собираются слишком редко, а их деятельность не освещается в СМИ.

4. Не все направления публичной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления сопровождаются сотрудничеством с НКО в виде Общественных либо Консультативных советов.

Рекомендации:

1. Необходимо активизировать деятельность уже созданных Общественных советов, сделать эту деятельность открытой, для этого обсуждать все острые вопросы на различных площадках, в СМИ, в сети Интернет.

2. Ввести в состав Общественных советов как при органах государственной власти, так и при органах местного самоуправления активных представителей гражданского общества, членов различных НКО.

3. Министерства Удмуртской Республики и администрации муниципальных образований, при которых созданы Общественные либо Консультативные советы должны ежегодно публично отчитываться о проведенной работе перед жителями Удмуртии.

4. Необходимо создать общественные советы, которые могли бы способствовать решению проблем по благоустройству города, охране окружающей среды, охране здоровья, образованию, землеустройству и др..

5. Необходимо выработать системные механизмы ситуативного реагирования на остросоциальные проблемы. В случае возникновения конфликта граждане либо НКО, представляющие их интересы, должны иметь гарантированную возможность быть услышанными властью. Это может быть реализовано в формате регулярных встреч чиновников с НКО.

 

II. Использование существующих нормативных правовых актов Удмуртской Республики для улучшения взаимодействия НКО с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. В соответствии со статьёй 37 КОНСТИТУЦИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ право законодательной инициативы в Государственном Совете Удмуртской Республики принадлежит в том числе: общественным объединениям в лице их республиканских органов и не менее чем десяти тысячам граждан, проживающим на территории Удмуртской Республики. Это очень ценное право. Оно практически не используется в Удмуртии ни НКО, ни гражданами республики. За всё время с момента принятия КОНСТИТУЦИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ это право было использовано только один раз.

 

2. 11 ноября 2003 года был принят ЗАКОН УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О взаимодействии органов государственной власти Удмуртской Республики с негосударственными некоммерческими организациями».

 

Одной из целей взаимодействия органов государственной власти Удмуртской Республики с негосударственными некоммерческими организациями является вовлечение негосударственных некоммерческих организаций в процесс принятия общественно значимых решений.

Одним из принципов политики Удмуртской Республики по взаимодействию с негосударственными некоммерческими организациями является признания права негосударственных некоммерческих организаций на участие в формировании и реализации политики Удмуртской Республики в социальной и экономической сферах.

Одной из основных форм взаимодействия органов государственной власти Удмуртской Республики с негосударственными некоммерческими организациями является привлечение представителей негосударственных некоммерческих организаций к участию в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Удмуртской Республики.

Для обеспечения взаимодействия органов государственной власти Удмуртской Республики и негосударственных некоммерческих организаций, учета интересов граждан при принятии и реализации властных решений органы государственной власти Удмуртской Республики могут по собственной инициативе, а также по инициативе негосударственных некоммерческих организаций создавать общественные советы.

Независимая общественная экспертиза организуется и проводится по инициативе органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, негосударственных некоммерческих организаций.

Органы государственной власти Удмуртской Республики с целью привлечения негосударственных некоммерческих организаций к более активному участию в жизни Удмуртской Республики информируют всех заинтересованных лиц, Общественную палату Удмуртской Республики о планируемых и реализуемых мероприятиях в социальной сфере, о деятельности министерств, государственных комитетов и иных органов исполнительной власти Удмуртской Республики, о нормативных правовых актах, регулирующих социально-культурную и социально-экономическую жизнь в Удмуртской Республике.

Органы государственной власти Удмуртской Республики и негосударственные некоммерческие организации совместно проводят конференции, семинары, консультации.

3. В 2016 году в рамках Республиканского гражданского форума "Общество и власть-2016" в Удмуртской Республике впервые было принято Гражданское послание.

Это обращение общественности Удмуртии к Главе республики, органам государственной власти и местного самоуправления, руководителям предприятий и организаций, некоммерческому сектору. В послании отражаются основные направления развития гражданского общества на 2017 год, сформированы основные предложения по развитию некоммерческого сектора в Удмуртии.

Среди рекомендаций органам государственной власти Удмуртской Республики можно отметить следующие:

* Создавать условия для равноправного участия институтов гражданского общества в принятии решений по актуальным вопросам общественной жизни.

* Cоздать за счет средств бюджета Удмуртской Республики ресурсный центр, обеспечивающий информационное, организационное, бухгалтерское, юридическое сопровождение НКО, в том числе при подготовке конкурсной документации в целях получения федеральных грантов.

* Обеспечить условия для повышения эффективности работы общественных советов.

Среди рекомендаций органам местного самоуправления Удмуртской Республики можно отметить следующие:

* Привлекать общественные советы к обсуждению актуальных проблем в муниципальных образованиях, использовать механизмы общественных экспертиз и нулевых чтений.

* Рассмотреть возможность реализации муниципальных программ поддержки общественных организаций, гражданских инициатив.

* Содействовать развитию ресурсных точек по поддержке НКО в муниципальных образованиях региона, в том числе обучению специалистов, в чьи полномочия входит взаимодействие с некоммерческими организациями и общественными объединениями.

Выводы:

В Удмуртской Республике создана великолепная нормативная база, регулирующая взаимодействие НКО с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Но правоприменительная практика оставляет желать лучшего:

1. Право законодательной инициативы в Государственном Совете Удмуртской Республики, данное общественным объединениям, ими не используется.

2. ЗАКОН УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О взаимодействии органов государственной власти Удмуртской Республики с негосударственными некоммерческими организациями» фактически остаётся декларацией.

3. Гражданское послание, принято в рамках Республиканского гражданского форума "Общество и власть-2016" в Удмуртской Республике не отработано теми, кому оно было предназначено.

Рекомендации:

1. Разработать реальный механизм для осуществления общественными объединениями права законодательной инициативы в Государственном Совете Удмуртской Республики.

2. Принять подзаконные акты, содержащие механизмы реализации норм ЗАКОНА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О взаимодействии органов государственной власти Удмуртской Республики с негосударственными некоммерческими организациями».

3. Выработать поручения соответствующим органам государственной власти и местного самоуправления Удмуртской Республики для реализации рекомендаций, изложенных в Гражданском послании.