В газете "МК" опубликована статья о роли СПЧ в решении конфликта из-за строительства хорды и вырубки леса в Кусково
В газете "Московский комсомолец" вышла статья по итогам поездки делегации СПЧ на место вырубки деревьев в лесопарке "Кусково". Через ныне зеленую зону в скором времени должна пройти транзитная дорога - Северо-Восточная хорда, связывающая МКАД и шоссе Энтузиастов. Название публикации: "Вырубкой деревьев в "Кусково" занялся Совет по правам человека".
8 июля 2016Вчера в газете "Московский комсомолец" вышла статья по итогам поездки делегации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека на место вырубки деревьев в лесопарке "Кусково". Через ныне зеленую зону в скором времени должна пройти транзитная дорога - Северо-Восточная хорда, связывающая МКАД и шоссе Энтузиастов. Автор публикации - Елена Николаева. Название статьи: "Вырубкой деревьев в «Кусково» занялся Совет по правам человека".
Вырубкой деревьев в «Кусково» занялся Совет по правам человека
Конфликтную стройку СПЧ обсудит вместе с представителями федеральных и столичных властей
Совет при Президенте РФ по правам человека провел экстренное выездное заседание в «Кусково». Напомним, 22 июня этого года в лесопарковой зоне — бывших владениях графов Шереметевых — началась вырубка деревьев под строительство участка Северо-Восточной хорды. Жители районов Вешняки и Перово пытались остановить технику, однако более 2,5 га зеленой зоны уже уничтожено. Рабочую группу СПЧ возглавил его председатель Михаил Федотов.
Как рассказал «МК» заместитель председателя Совета по правам человека Евгений Бобров, тема «Кусково» стала повесткой дня еще в прошлом году. Летом 2015-го проводились публичные слушания, где местные жители резко выступили против строительства хорды в лесопарковой зоне. Три главных аргумента, на которые ссылались москвичи — вырубка старинного парка, аварийная угроза для пролегающего в районе Люберецкого канализационного коллектора и возможное разрушающее воздействие трассы на ближайший храм 1644 года постройки. В пиковую фазу протест перешел уже этим летом, когда обнаружилось, что лес начали валить.
По словам Боброва, происходящее вызывает массу вопросов. Во-первых, возведение участка хорды противоречит Генплану Москвы 2010 года. Это подтверждает и недавнее официальное письмо Минэкономразвития в ответ на запрос активистов: «...в составе Генплана Москвы участок автодороги отображен по 1-му Вешняковскому проезду Рязанского района ЮВАО г. Москвы и не проходит по территории усадьбы «Кусково». То есть изначально прохождение магистрали намечалось по другую сторону Казанской железной дороги, где стоят гаражи».
«Во-вторых, нарушен основной законодательный принцип о целевом использовании земли, — продолжает Евгений Бобров. — Земельные участки не выделены и не поставлены на кадастровый учет с разрешенным использованием под строительство, пока это территория общего пользования, предназначенная для отдыха граждан и туризма».
В-третьих, «Кусково» — родовое имение династии Шереметевых — находится под охраной сразу нескольких защитных статусов: федерального уровня (часть с дворцовым ансамблем и Музеем керамики) и регионального (как памятник садово-паркового искусства «Усадьба «Кусково»). Однако ни один из них не помешал тому, что 14 апреля 2016 года Мосгорстройнадзором было выдано разрешение на запуск строительных работ в «кадастровом квартале», куда входит весь лесопарк, более 300 га. «Формально рубить деревья теперь могут хоть под стенами дворца, поскольку в 2013 г. в Москве появились законодательные изменения, не требующие разрешений на вырубку, если уже есть разрешение на строительство», — уточняют правозащитники.
Вместе с тем представители Гринписа отыскали столичный регламент, запрещающий вырубку деревьев в период гнездования птиц — с 1 апреля по 31 июля, а уничтожение леса в «Кусково» пришлось как раз на этот период. Местные жители до сих пор с ужасом вспоминают, какой крик взрослых птиц и писк птенцов оглашал место с поваленными деревьями, и сейчас возле площадки стоит импровизированная «скорая помощь» — «Газель» с самодельной надписью «Пункт приема раненых птиц».
...Прибыв на место, участники рабочей группы обнаружили, что место вырубки — примерно 2,5 га — уже основательно расчищено под застройку: даже пеньков и травы не осталось, зато работает строительная техника — самосвалы, подъемные краны и т.д. Территорию частично огородили вполне крепким забором из металлических листов, а частично — клетчатым низким, который при желании можно быстро передвинуть и начать дальнейшее освоение лесопарка.
Местные жители — от детей до стариков — вышли встречать главу СПЧ с плакатами, призывающими «прекратить уничтожение «Кусково», обступили его плотным кругом и не отпускали по меньшей мере пару часов, наперебой рассказывая о «беспределе» вырубки, столкновениях с полицией и о том, что лесопарк — это их история и «легкие» их района, а застройщики готовятся свести еще около 17–18 га леса.
Москвичи разбили палатку и установили постоянное дежурство в пока еще оставшейся зеленой зоне. «Мы подружились с рабочими, и наши женщины ходят, делятся с ними едой», — сообщили люди, объясняя, что лесорубы — лишь исполнители, а защитники таким образом обезопасят себя от возможных провокаций и обвинений.
Активисты с представителями СПЧ прошли в глубь лесопарка, чтобы на месте показать, что речь действительно идет о вырубке ценных исторических дубов и лип, а не случайного самосева, как это заявляли некоторые идеологи стройки. Кстати, москвичи показали и несколько сохраненных ими внушительных дубовых кругов-спилов (и это еще не самые большие образцы), по которым они и насчитали возраст деревьев — около ста лет.
«МК» попросил Михаила Федотова прокомментировать увиденное и услышанное.
— За те почти 6 лет, что возглавляю президентский Совет по правам человека, я такого навидался, сколько не видел за всю предыдущую жизнь, — признался Михаил Александрович. — Поэтому шокировать меня было бы здесь трудно. Я убедился, что под вырубку действительно идет не самосев, а регулярный английский парк, старинные деревья посажены рядами. Думаю, у рабочих у самих сердце кровью обливается, когда они их валят. Каждое такое дерево — это ценность. А еще более ценны люди, которые их защищают. То, что меня больше всего беспокоит, что с того самого момента, как начались работы и возник социальный конфликт, сюда не приехали ответственные за стройку. На следующей неделе мы соберемся в СПЧ с представителями федеральных ведомств и правительства Москвы, чтобы выслушать все стороны и найти единственно правильное решение, то есть — в совете с людьми.
Кстати, в настоящее время в СПЧ готовятся подробные рекомендации региональным властям о том, чтобы в субъектах РФ серьезно учитывали общественное мнение при формировании градостроительной политики.
В свою очередь, как уточнил Евгений Бобров, в ближайшие дни он направит в Генпрокуратуру обращение о возбуждении уголовного дела по факту многочисленных нарушений, допущенных при проектировании и начале строительства участка хорды в «Кусково».
Между тем
Комментарий пресс-службы Департамента строительства Москвы:
— Развитие улично-дорожной сети Москвы является одним из приоритетов градостроительного планирования города. С учетом количества автомобилей в городе без системного строительства дорожной инфраструктуры столица встанет в многокилометровых заторах. Принятая в 2011 году программа развития УДС включает в себя целый комплекс мер: строительство новых дорог, модернизация существующих развязок, реконструкция вылетных магистралей. Одна из мер для решения этой масштабной общегородской задачи — возведение хорд, которые призваны связать между собой удаленные районы города, разгрузив существующие магистрали, в том числе в центре.
Строительство скоростных магистралей существенно улучшит не только транспортную ситуацию, но и повлияет на экологию города за счет снижения пробок.
Северо-Восточная хорда соединит напрямую автомобильные магистрали северо-восточной части Москвы: Измайловское, Щелковское, Дмитровское, Алтуфьевское и Открытое шоссе. По предварительным подсчетам, запуск движения по Северо-Восточной хорде улучшит транспортную ситуацию на 20% как в прилегающих районах, так и в городе в целом.
Проект строительства хорды был детально изучен, в том числе и специалистами государственной историко-культурной экспертизы, которые выдали положительное заключение. При разработке проекта были рассмотрены все возможные варианты прохождения магистрали и учтены особенности территории, по которым пройдет дорога. Одобренный проект является не только самым удобным, это фактически единственная возможная альтернатива прохождения хорды в условиях городской застройки.
Все работы по строительству СВХ ведутся в соответствии с законом. Проектировщики согласовали специальные технические условия для участка хорды от шоссе Энтузиастов до МКАД по увеличению расстояния, которые минимизируют возможное влияние строительства на объект культурного наследия. В рамках дополнительных охранных мер предусмотрено ограничение скорости движения транспорта по хорде в этом районе, установка шумо- и виброзащитных экранов. Кроме того, в качестве компенсационных посадок и для увеличения объемов озеленения в границах хорды принято решение о высадках более 200 взрослых деревьев, 1800 кустарников, устройство 134 тысяч кв. м газонов и 500 кв. м цветников.
В целом за минувшие 5 лет усилиями правительства Москвы в столице было высажено 1,4 млн деревьев.
Источник: Московский комсомолец