Кирилл Кабанов назвал нецелесообразным создание реестра коррупционеров из-за его неэффективности и дороговизны

"Во всех серьезных ведомствах работают либо откомандированные сотрудники спецслужб, либо кураторы, отвечающие, помимо прочего, за кадровую политику. И им, поверьте, не нужны никакие реестры, чтобы установить, по какой причине данный конкретный гражданин был освобожден от должности на предыдущем месте работы", - считает член Совета.

23 января 2015

Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов раскритиковал идею создания открытого реестра чиновников, которые лишились своих должностей по дискредитирующим основаниям.

Законопроект, предусматривающий создание такого списка, подготовлен Министерством труда и социального развития Российской Федерации по поручению Правительства. Согласно документу, под действие новой меры попадут госчиновники любого уровня, муниципальные служащие, работники Генпрокуратуры, Следственного комитета, МВД, Центробанка, военнослужащие и таможенники. Предполагается, что доступ к реестру будет открыт для федеральных государственных органов, которые при проведении конкурса на замещение вакантных должностей смогут получать оперативную информацию "на предмет соблюдения претендентами требований законодательства о противодействии коррупции".

 

Комментарий Кирилла Кабанова
для сайта КМ.Ру

Вроде бы посыл у законопроекта неплохой, но, если вникнуть в его суть, возникает много вопросов. Задается понятный и справедливый посыл - воспрепятствовать попыткам устроиться на новую работу тем, кто с позором был изгнан за коррупцию. И вроде как соответствующий реестр должен решению этой задачи способствовать.

Но можно ли себе представить в реальности такую ситуацию, что лицо, приходящее на вакантную должность в сфере государственной службы, может предоставить о себе ложную информацию и это останется незамеченным?

Практически это невозможно, поскольку каждая такая кандидатура проходит многоступенчатую проверку. Даже если речь идет не о ведомствах, а о госкомпаниях.

Когда в пенсионный фонд и в налоговую осуществляются выплаты за того или иного работника, вся его история остается в этих ведомствах, и для нормальной службы безопасности не представляет, как правило, большого труда установить предыдущее место работы кандидата.

Во всех серьезных ведомствах работают либо откомандированные сотрудники спецслужб, либо кураторы, отвечающие, помимо прочего, за кадровую политику. И им, поверьте, не нужны никакие реестры, чтобы установить, по какой причине данный конкретный гражданин был освобожден от должности на предыдущем месте работы.

Но еще есть важный момент. С грифом «утрата доверия» в 2014 году были уволены 162 чиновника. Как правило, это чиновники высокого ранга, включая руководителей администраций и губернаторов. Причины их увольнения - не секретная информация и только разве что качественная пластическая операция и новые документы могут дать им шанс избежать опознания при попытке устроиться на новую должность.

А ведь для того, чтобы создать такую серьезную единую информационную систему, нужно найти немалые деньги. Насколько по карману нам она будет, тем более в нынешних непростых условиях? Из сопроводительной записки к законопроекту это понять нельзя. По моим прикидкам, речь может идти при самом скромном раскладе о сумме в несколько десятков миллионов рублей.

Между тем, на поверхности лежит куда более экономное решение этой задачи. Сегодня органы государственной власти всех уровней в обязательном порядке имеют свои официальные сайты.

На каждом таком сайте, согласно закону, имеется своя антикоррупционная страничка. И я предложил бы законодательно ввести такую поправку, которая бы обязывала в обязательном порядке размещать там полные данные тех лиц, которые были уволены с формулировкой «по утрате доверия».

Это не потребует значительных затрат, при этом работать будет никак не менее эффективно, нежели предлагаемый единый реестр.