Мысловский Евгений Николаевич

Президент регионального общественного фонда противодействия организованной преступности и коррупции «АНТИМАФИЯ»

Вирус российской /бюрократии

Тема падения президентского рейтинга стала в последнее время очень модной. Социологические конторы разного толка как и сами отдельные социологи и эксперты начали соревноваться в способах подсчёта меры поддержки Владимира Путина населением России. Пока все сходятся в основном в двух главных положениях — уровень доверия граждан главе государства продолжает снижаться, при этом его абсолютные значения начинают закрепляться на самой низкой отметке со времён его первых годов во власти.

4 июня 2020 684 просмотра

 Тема падения президентского рейтинга стала в последнее время очень модной. Социологические конторы разного толка как и сами отдельные социологи и эксперты начали соревноваться в способах подсчёта меры поддержки Владимира Путина населением России. Пока все сходятся в основном в двух главных положениях — уровень доверия граждан главе государства продолжает снижаться, при этом его абсолютные значения начинают закрепляться на самой низкой отметке со времён его первых годов во власти. Вероятно, именно предчувствуя размывание твёрдой почвы под своими ногами в виде общественного одобрения президент Путин всё-таки пошёл на весьма непопулярный в российской правящей элите шаг по прямой раздаче денег населению в условиях эпидемии. Однако, по мнению известного политолога Евгения Сатановского даже это решение не изменило отношения народа к Путину в лучшую сторону. Тут всё гораздо тоньше — президент с этим решением явно опоздал и люди уже не поверил в искренность этой помощи. Пошли циркулировать слухи о том, почему начали раздавать деньги, ведь новость о прямой финансовой поддержке населения предваряла решение властей о появлении в России возможности голосовать на выборах за новую Конституцию, не выходя из дома — по почте или по интернете: таким образом, власть просто решила подкормить и подкупить граждан перед предстоящим голосованием за поправки в Конституцию. Однако, на фоне драконовских мер по установлению режима так называемой самоизоляции Путин не вернёт доверие народа такими способами. Чтобы это произошло и рейтинг президент начал расти, нужны другие шаги.

            Это может показаться странным, но проблемы борьбы с пандемией в России вывили и одну чисто правовую составляющую внезапно возникшего кризиса. Если посмотреть ретроспективно, то эти проблемы возникли из  заложенных нашими бюрократами политических ошибок, связанных с систематическим нарушением основных конституционных принципов, изложенных в пока ещё действующей Конституции Российской Федерации. В частности пункты 2 и 3 статьи 55 гласят:

"…2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства."

Вот тут и возникает вопрос: а на основании какого закона мэр Москвы, а за ним и главы других регионов, ввели чисто полицейские ограничения прав жителей регионов практически перечеркнув всю Вторую главу Конституции. Ни для кого не секрет, что не только чиновники всех рангов, но и рядовые граждане  страны относились к Конституции. как некоей декларации о намерениях, а жили по традициям, или даже можно сказать "по понятиям". сформировавшимся в определённых социальных кругах ( у экономической "элиты" свои представления об образе жизни, у политической – свои, у  правоохранительной – свои, у управленческой – свои, у творческой – свои, а у обывательского большинства – свои), но до поры до времени каждый из представителей этих кругов знал сформировавшиеся в обществе границы, перейдя которые он мог "получить по шапке". И при этом никто, знаю это по собственному опыту общения с самыми разными представителями практически всех этих социальных слоев общества, не придавал никакого значения Конституции и её принципам, т.е. никто и никогда не ориентировался на конституционные нормы – хорошо если знали хоть какие-то государственные законы…Жили и жили. И вдруг пандемия! Вот тут и понеслось, как говорится – кто во что горазд. И вся эта "понятийная" технология нашей бюрократии внезапно вылезла наружу. Указ  мэра Москвы, послуживший примером для остальных, практически посадил под домашний арест и лишил жителей права не подвергаться насилию со стороны полиции, или другому унижающему человеческое достоинство обращению (ст.  21),на личную неприкосновенность (ст.22), права на неприкосновенность частной жизни (ст.23), охрану информации о его частной жизни (ст.24), неприкосновенности жилища (ст.25), свободу передвижения даже в район своего местожительства (ст. 27), частично свободу отправлять религиозные обряды совместно с другими гражданами (ст.28), частично на свободу слова получения информации (ст.29), на свободу мирного собрания (ст.31), свободу своего труда (ст.34), частично на использование своего земельного участка (дачи); на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права на отдых (ст.37), частично ограничили право на социальное обслуживание (ст.39); проявилось равнодушие к бездомным (ст. 40), под лозунгом "Все на борьбу с эпидемией" оставили без медицинской помощи других граждан, страдающих иными хроническими заболеваниями и нуждающимися в постоянной медицинской помощи (ст.41); ограничили осуществление права на образование (ст.43)

Можно привести десятки примеров нарушений по каждой из этих  статей Конституции, но рассмотрим только наиболее злободневную тему.

Главной информационной  темой стал не призыв оставаться дома, а просьба выплатить установленные государством надбавки врачам к зарплате за работу во время пандемии.

Медики Белгородской области вышли на улицу и записали обращение к президенту. Аналогично поступили врачи из Краснодарского края, Кемеровской области  и ряда других регионов. Следственный комитет  заявил о массовых проверках из-за невыплат врачам  и 19 мая  было возбуждено первое  уголовное дело из-за невыплат медикам компенсаций, предусмотренных за работу с пациентами с коронавирусом. Дело по статье «Халатность» возбудили следователи города Армавира Краснодарского края. Главврача армавирской городской больницы мгновенно уволили, а теперь имеет все шансы сесть в тюрьму по части 1 статьи 293 «Халатность». Обвинение простое: не дал денег врачам. Но можно ли правоохранительной "кровожадностью" бороться  с вирусом или саботажной бюрократией. Выплата денег врачам никак не связана с тем, что других врачей будут демонстративно сажать. Поймут ли эту простую истины следователи, которые также представляют собой лишь часть нашей бюрократии.

Что же послужило  "спусковым крючком" скандала. Согласно апрельскому распоряжению Президента, врачи, непосредственно работающие с пациентами с коронавирусом, в течение трех месяцев — с апреля по июнь — должны получить по 80 тысяч рублей в месяц, фельдшеры и медсестры — по 50 тысяч рублей, младший медперсонал — по 25 тысяч рублей. Врачам скорой, работающим в составе бригад, которые оказывают помощь пациентам с коронавирусом, предусмотрены выплаты по 50 тысяч рублей. Фельдшерам, медсестрам и водителям скорой помощи положены выплаты по 25 тысяч рублей в месяц. 

Однако уже вскоре в информационной среде появилась информация о массовых выступлениях медиков, которые вместо обещанных денег увидели форменные издевательства в исполнении чиновников: размер конкретных выплат конкретным людям стали считать по часам. У многих получились просто копейки. Ощущение всероссийского обмана настало тогда, когда информация дошла до президента.

Однако, оказалось, что проблема здесь не столь очевидная - деньги выделены, причём ни министры здравоохранения региона, ни главврачи, которые непосредственно распоряжаются  этими средствами не имеют право направить их на что-то другое. Деньги целевые. Но если деньги есть, то в чем проблема просто взять и выплатить всем кому положено? Зачем пытаться экономить. Деньги федеральные. Раздали и забыли. Но не так на деле. Что это – саботаж? Халатность? Или прямое вредительство и стремление вызвать недовольство властями? Но оказалось всё гораздо примитивнее. Все дело в бюрократии. Чиновники отучились принимать самостоятельные решения. Мало ли что сказал Президент, Пусть он это сказал даже публично, на всю страну. Но Президент России и даже его Указ, не является указом для чиновника – для него только прямое письменное указание его непосредственного начальника является указанием, как надо поступать в конкретном случае. А это указание региональному чиновнику должны спустить "сверху", а на самом "верху, тоже сидят чиновники, которые ждут "прямых" указаний, а сами мозгами шевелить уже разучились. Владимир Владимирович Путин почти две недели подряд публично возмущался , требуя нормальных выплат медикам, впустую чехвостил местные власти, губернаторов и чиновников. Выплатам мешало... принятое во исполнение его поручения постановление правительства России. В субботу этот абсурд тихонечко признало и само правительство.

И вот здесь надо рассмотреть ещё один бюрокртически-управленческий термин перестраховка.  Указания Президента были озвучены не совсем четко. Оставалось много вопросов. Эти же вопросы возникли и на местах, у тех, кто деньги должен был распределять.  Вот почему возникли эти проблемы с выплатами. Потому что у всего есть всегда две стороны. Не бывает таких решений, которые бы только решали проблему, но не создавали никаких новых. Вот и тотальный контроль за расходованием средств решает одну проблему - проблему воровства, но создает другие проблемы. Вот тут-то и стоит на страже Следственный комитет России. И вот у чиновников возникает когнитивный диссонанс: начислишь что-нибудь  лишнее, пойдешь в тюрьму, или в лучшем случае тебя уволят за растрату. А не додашь чего-то, то раньше было ничего страшного, в худшем случае выговор получишь. Но оказывается, что и в этом случае грозит срок за халатность. Как говорится, от тюрьмы и от сумы не зарекайся.

Это проблема существует в государстве уже давно, но пандемия только вывела её в публичную сферу. Ведь были известно, но не придавалось столь широкого значения, такому факту - почему по итогам прошлого года в бюджете остался целый триллион неизрасходованных средств по нацпроектам.

Скандал вокруг невыплат обещанных лично президентом компенсаций медикам, работающим с Covid-заболевшими, пришлось опять публично разрулировать  Президенту "в ручном режиме", В.В.Путин на онлайн-совещании по данному вопросу 19 мая «отчитал» правительство «за недостаточно ясно сформулированные на первом этапе принципы предоставления дополнительных выплат медикам». Но увольнять и публично наказывать никого пока не стал. Строго говоря, наказывать особо и некого. Российская система управления сработала как смогла. На иную работу она просто не настроена.  Возмущение главы государства возымело действие. Ну и, разумеется, во все концы  страны, побросав свои текущие уголовные дела об опасных и тяжких преступлениях, метнулись следователи — проверять, кто там чего насчитал неправильно против воли Путина. Следователи в нашей системе — главные «регуляторы» экономики, посильнее, чем ФРС в Америке.

            Так что же мешало чиновникам на местах выполнить указания Указа Президента России. Опять же бюрократическое головотяпство. Порядок выплат был определен постановлением правительства №484 от 12 апреля. В прилагавшихся к постановлению правилах, в частности, есть такая формулировка: «Размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью за фактически отработанное время».  Не прямым текстом, но подразумевалось, что если кто-то кому-то насчитает не за фактически отработанное время, то это будет расценено как нецелевое расходование бюджетных средств. Что у нас по старой доброй традиции карается, как известно, в уголовном порядке. Бюрократическая машина «на автомате» сработала так, как она привыкла в период проведения так называемой оптимизации системы здравоохранения.. Общественность уже в то время констатировала,  что выполняя те же президентские «майские указы» в свое время, региональные чиновники взяли на вооружение, в сущности, тот же «повременной принцип», когда добивались на бумаге выполнения поставленных задач путем перевода медиков на полставки, сокращения персонала и т. д. Разве с кого-то спросили за такие манипуляции? Разве кого-то наказали? Нет. Значит — можно. Финансовые результаты этой оптимизации ярко высветились в ходе пандемии – когда-нибудь будут подсчитаны экономическая эффективность упразднения огромного количества больниц и сокращения медперсонала в результате "оптимизации " и затраты, на экстренное строительство множества инфекционных госпиталей и перепрофилирования больниц и врачей и сопоставлены  с общими убытками от пандемии.

            Любую идею наши бюрократы могут просаботировать  самым законным способом.   Президент высказал, по сути, с юридической точки зрения, идею: мол, надо бы врачам, работающим с Covid, доплатить 80 тысяч в течение трех месяцев. Однако даже у нас идеи президента не имеют силы прямого действия. Если бы не чрезвычайные условия, требующие немедленных решений, то эту идею надо было бы отправить в виде законодательной инициативы в парламент. Где все процедуры таких выплат, их источники, а также общие размеры («стоимость» для бюджета или ФНБ) были бы рассчитаны и определены соответствующим законом. Где было бы все четко прописано, от начала до конца. Люди прочли бы закон — и все поняли. К сожалению у нас  практически никогда не принимают законов, которые не требуют дальнейших «уточнений и разъяснений». Наш парламент под тщательную проработку законов, мягко говоря, вообще-то не готов. К сожалению, в России не готовы и к другой проблеме - контролю за действиями органов исполнительной власти. Ведь соответствующее постановление правительства появилось еще 12 апреля (а перед тем было аналогичное, о доплатах медикам в принципе, от 2 апреля). Но пока по соцсетям не пошли флешмобы медиков, если бы Путин не возмутился, то ничего бы и не было. И лишь после публичного окрика  кабмин выпустил новое постановление № 678 от 15 мая 2020 года, о внесении изменений в то самое апрельское постановление № 484 в котором, как бы между прочим,  записали:

"В подпункте "в" пункта 12 слова "за фактически отработанное время" исключить". И что теперь буду делать следователи, так рьяно бросившиеся возбуждать уголовные дела на "саботажников" главных врачей?. И будут ли отменяться приказы об их увольнении?

            Интересно, к каким выводам придёт правительственная комиссия в результате проверки на соответствие правам человека противовирусных мероприятий московской мэрии.

 

Е.Мысловский